II. Основная часть урока: 1).Повторение изученного материала А) Актуализация знаний учащихся с целью повторения изученного материала и подведения к восприятию новых знаний. боль большой больной болеть | 2).Изучение нового материала А) Обобщение знаний о составе слова Цель – активизация и обобщение знаний о составе слова. Б) Подведение учащихся к выводу. Цель – развитие операций мышления и причинно-следственных связей. (Развивающее обучение) В) Сообщение темы урока. Г) Игра «Живые слова» Цель – упражнение в образовании новых слов при помощи приставок и суффиксов. (Игровые технологии) по- | -езд | | мор- | -як | | по- | -вар | | рыб- | -ак | | 3) Закрепление изученного материала. по- | -дар- | -ок | | | А) Игровой момент: Б) Работа с предложением. (Индивидуальный и дифференцированный подход) Приложение. Задание №1. | -Открыли тетради. Записали сегодняшнее число. Задание: «Что не подходит?». -Прочитаем слова. Выделим корень. -Корень в этих словах пишется одинаково? -Являются ли эти слова родственными? -Одно слово не подходит. Какое? -Ребята, если слова имеют разный смысл, то мы не можем их назвать однокоренными словами. Поэтому убираем слово, которое не подходит. Вот теперь у нас группа однокоренных слов. -Запишите слова через запятую, выделив корень. -Молодцы, справились с заданием. - Теперь задание сложнее. -Ребята, в каждом слове обязательно есть корень. -Что такое корень? -А какие ещё части слова вы знаете? -Части слова на нашей доске перепутали свои места. Помогите им построиться в нужном порядке. приставка | корень | суффикс | окончание | -Хорошо, мы повторили, что слова в русском языке состоят из частей. -Назовите главную часть слова. -Прочитайте слово: -Приставили суффикс [-ик]. Какое слово получилось? -Получилось новое слово? Прочитайте следующее слово: Приставили приставку [по-]. Какое слово получилось? -Получилось новое слово? -Зачем нужны приставки и суффиксы? -Тему урока: Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов. -Приступаем к следующему заданию. -Ребята, сейчас поиграем в игру «живые слова». Слова мы будем строить из частей. А частями слова будете вы сами. Каждый получит свою часть и найдёт ей место в слове. -Давайте попробуем правильно построиться, чтобы получилось слово. -Части 1-го слова: [-езд] и [по-] -Какое слово получилось? -Алёша, ты какая часть слова? -Ира, ты какая часть слова? -Записали слово. Выделили корень и приставку. Слово читается, вывешивается на доску, разбирается по составу. -Части 2-го слова: [-як] и [ мор-] -Какое слово получилось? -Петя, ты какая часть слова? - Коля, ты какая часть слова? -Записали слово. Выделили корень и суффикс. -Записали все слова. -Ребята, вы составляли сейчас слова из частей. В каждом слове был корень – это самая главная часть слова. -К корню присоединяли приставку, и получалось новое слово, назовите: -Или суффикс, назовите: -Иногда, чтобы получилось новое слово, необходимо присоединить и приставку, и суффикс, назовите слово: Вы успешно справились и с этим сложным, но интересным заданием. -Посмотрите, что у меня? -Какого они цвета? -А в какое время года листья у клёна бывают жёлтыми? Прочитайте слово: -Давайте запишем несколько предложений об осени. Прочитайте текст на карточках. Выполните задание. | Учащиеся записывают в тетрадь. Ученик разбирает слова у доски. [бол] -Да. -Нет. [Большой] Учащиеся выполняют письменное задание в тетрадях. -Корень - это общая часть однокоренных (родственных) слов. -Приставка, суффикс, окончание. Ученик выполняет задание у доски, повторяя при этом, что обозначает каждая часть слова. -Корень -[стол] -[столик] -Да. -[бег] -[побег] -Да. -Для образования новых слов. Учащиеся записывают тему урока. Уч-ся выдаются таблички с частями слова, и дети выстраиваются в нужном порядке. - [по-] [-езд] - Я корень. -Я приставка. Дети записывают слова и выделяют части слова. - [ мор-] [-як] -Я корень. -Я суффикс. [по+вар] [мор+як]. [по+дар+ок]. -Листья клёна. -Жёлтые листья. -Осенью. Уч-ся выполняют письменное задание на карточках. |