Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе.»
Урок русского языка в 5 классе.
(По учебному комплексу В.В.Бабайцевой:
Русский язык. Теория. 5-9 класс.
Русский язык. Практика. 5 класс.
Русский язык. Русская речь.5 класс)
5 класс.
Тема: Правописание гласных а-о в корне –гар- // -гор-.
Урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
знать:
лексическое значение корня -гар- // -гор- с чередованием гласных;
условия выбора букв а-о в корне -гар- // -гор-;
уметь:
опознавать и выделять слова с данной орфограммой в тексте;
владеть способом выбора букв а-о в корне -гар- // -гор-;
графически обозначать условия выбора правильных написаний в корне -гар- // -гор-.
Оборудование: рисунок.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся класса. Сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания:
Словарно-орфографический диктант.
(Двое учащихся, которые готовили текст диктанта дома, диктуют слова с орфограммами «Чередующиеся гласные а-о в корне –раст-//-ращ-//-рос-», «Чередующиеся гласные а-о в корне -лаг- // -лож-». Одинучащийся записывает слова с данными орфограммами, графически объясняя написание гласной в корне слова.)
Фронтальный опрос.
На какой вид орфограмм записаны слова на доске?
От чего зависит выбор гласной буквы в корне при написании слова?
Каков способ выбора букв а-о в корнях –раст-//-ращ-//-рос-; -лаг- // -лож-?
Изучение нового материала.
Эвристическая беседа.
Запись на доске:
загорать - загар;
гореть – гарь;
подгореть – огарок.
Сопоставьте пары слов, записанные на доске. Найдите и выделите в них корень.
Поставьте в словах ударение.
На какую гласную падает ударение, на какую –не падает?
От чего зависит выбор гласной в корне -гар- // -гор-?
Сформулируйте правило написания гласной в корне -гар- // -гор-.
Работа с учебником.
Сверьте верность своего ответа с содержанием орфограммы в учебнике «Теория» (§ 51, стр. 71).
Рассмотрите как графически выделяется данная орфограмма.
Закрепление изученного материала.
З
О
анимательно о русском языке.
К орень -гар- // -гор- доставил много хлопот жителям страны морфем. А все потому, что среди других корней слывет он существом дерзким, непокорным, прямо-таки горячим парнем. Про него даже сказку сложили. Запишите ее, графически выделяя буквы в словах с корнем -гар- // -гор-. А рисунок поможет вам лучше запомнить лексическое значение этого корня. (Когда звучат слова с корнем –гор-, учитель поднимает рисунок, что способствует быстрому запоминанию написания буквы о в безударной позиции).
Горит о, жжется огонь, и кричит бедная буква: «Горю!». А вначале ей казалось, что это горит солнышко, что она загорит, будет загорелой, загар будет красивым, ровным. Но разгорающийся огонь начал жечь, стало горячо. Наконец бедная о загорелась и теперь точно сгорит.
Каково же лексическое значение корня -гар- // -гор-?
Как можно по-другому обозначить в тексте «горящую» букву о в корне -гар- // -гор-? (Ученики предлагают закрасить букву красным цветом или обвести ее оранжевым фломастером, карандашом).
Нарисуйте на карточках, лежащих на вашем столе, «свою» «горящую» букву о.
Выборочный диктант.
Выпишите слова с корнем -гар- (1 вариант), с корнем -гор- (2 вариант). Обозначьте изучаемую орфограмму.
Угарный газ, горячие угли, загорелый спортсмен, нагар на свечке, подгорелые пирожки, горящие звезды, горелый хлеб, обгорелые углы дома, платье на солнце выгорело, лампочка перегорела, зорька загоралась.
Запишите глаголы с корнем -гор-, используя приставки. Обозначьте орфограмму в корне слова.
I вариант
II вариант
III вариант
С-, вы-
До-, на-
За-, раз-
С какими приставками вы могли бы составить еще слова-глаголы с корнем -гор-.
Обратите внимание на большое количество глаголов в русском языке, имеющих корень -гар- // -гор- с чередующимися гласными. Чем вы можете объяснить этот факт?
(Вариант ответа пятиклассника: гореть – значит пылать, то есть активно действовать. А действие предмета обозначает глагол. По этому глаголов с корнем -гар- // -гор- много в русском языке.)
Вы уже умеете зрительно выделять слова с корнем -гар- // -гор- среди других слов, а услышать их можете?
Слуховой диктант.
Условия проведения: учитель читает предложения. Когда ученики слышат слово с корнем -гор-, они поднимают сигнальные карточки. Учитель отслеживает работу учеников на слух для предстоящей работы.
Хороший загар, сильное горение, угореть от газа, запах гари, загореть на солнце, сгореть от любви, быстро горит, загорелась крыша, молоко пригорело, хлеба выгорали, пахло гарью.
5. Запишите предложения, расставляя знаки препинания в нем. Обозначьте орфограмму «Чередующаяся гласная в корне -гар- // -гор-».
Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак?( Н. Хикмет)
В каком значении употреблено слово гореть в предложении? Какой художественный прием использует автор? Какую мысль хотел выразить автор стихотворения этими строками?
Подведение итогов урока:
Что нового узнали вы на уроке?
При каком условии в корне -гар- // -гор- пишется буква о? буква а? Приведите «горящие» примеры.
Что понравилось на уроке?
Учитель оценивает качество работы учащихся на уроке, обосновывает отметки и выражает пожелания.
V. Домашнее задание.
1. Выучить правило написания гласных а-о в корне -гар- // -гор-.
2. Подберите и запишите как можно больше слов с корнем -гар-. Обозначьте орфограмму.
3. Выписать из поэтических текстов слова с корнем -гар- // -гор- в переносном значении.