Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах и склонениях.»
Кузьмина Надежда Витальевна
МОУ оош им. В. А. Обручева
Ржевский муниципальный округ п. Победа
учитель начальных классов
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель: обобщить знания детей о склонении существительных; развивать умение учащихся обосновывать написание безударных окончаний имён существительных; умение распознавать падежи, тип склонения; воспитывать самостоятельность, ответственность, интерес к учебному труду, к культуре речи, к языку.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция и оценка действий одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран. Презентация
Ход урока:
Организационный момент.
- Начать наш урок я хотела бы со слов французского философа - писателя Жан Жака Руссо
«Вы талантливые дети!» Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению …»
- И сегодня у нас урок будет с девизом . Составьте из данных слов девиз урока: узнают, полёте, в, птицу, в, человека, а, работе
- Итак, девиз урока: Птицу узнают в полёте, а человека – в работе!
2. Актуализация знаний.
1) Блиц- турнир
За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
3.Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
4.Постоянный признак имён существительных… (род).
5.Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (существительное).
6.К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
7.Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
8.Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
9.Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
10.Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
Молодцы! Справились с заданием!
Создание проблемной ситуации.
Чтение стихотворения- прибаутки.
Какой части слова не достаёт в его написании ? ( окончания).
- А какие это окончания ? ( безударные)
В каждом деле у Емели
Столько лишней канетели,
Что не хватит и недели,
Чтоб управиться Емеле.
- Что помогает определить написание окончаний? ( падеж)
Слайд ( познавательная минутка)
Сколько падежей в русском языке? … (шесть)
А есть ли падежи в других языках ? Оказывается не только русским школьникам приходится учить падежи. В английском языке имеется 2 падежа, в немецком 4. А вот эстонские ученики должны запомнить 14 падежей, а школьники в Финляндии - 15 падежей. Дети Венгрии изучают 22 падежа. В некоторых языках народов Дагестана - 48 падежей. А у китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.
Целеполагание.
- Откроем страницу учебника 124-125, прочитаем тему урока.
- От чего же зависит написания окончания у имен существительных в русском языке?
( мнения детей)
Слайд
Склонение
Падежи
Окончания
Работа коллективная над сложными падежными формами.
Слова ( лошадка, конь, лошадь) поставить в Р.п, Д.п, П.п.
Записать слова , выделить окончания.
Работа по таблице учебника с. 125
Вывод.
Физкультминутка.
Составление алгоритма рассуждения о правилах написания имен существительных с безударным окончанием.
1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.( лиса)
5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
6. Записать то же окончание в безударную позицию.
6. Первичное закрепление .
Письмо стихотворения – прибаутки ( устное комментирование)
Работа в группах .
Вставь окончания, укажи склонение и падеж.
На рубашк_ у Аркашк_ Паучок сидит в кармашк_, И на нос к Алешк_, Машк_ _ Тоже село по букашк_.
В телег_ на сен_ Мы ехали к Сен_. У Сен_ в артел_ Все лошади в тел_, Живут как в отел .
Словарная работа: ( канетель, артель)
Самостоятельная работа .
(Списать, вставить окончания, дать устное объяснение)
Отдыхали в деревне, выступали по очереди, бежал от избушки к избушке, разместились в овраге, к общей радости, дотянуться до ветки, сверкнула на небе, появился на окраине деревни, шли вдоль рощи по тропинке.
Домашнее задание: № 238
Итог урока.
Что ты узнал на уроке? Как будешь действовать при написании безударного окончания? Что осталось трудным?