Актуализация знаний | -Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения. - Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем! В слове билет безударная гласная … Звук парный звуку {д}. Запишите букву, которой он обозначается… Пунктуационный знак, необходимый при перечислении.. Буква мягкого согласного в слове часы… Приставка в слове улететь… Приставка в слове выбежишь… У существительных женского рода после шипящих на конце пишется … - Давайте проверим себя (учитель открывает ответы). Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше. (и ш : ч у вы ь) - Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему? - Посмотри внимательно на оставшиеся буквы. Какое задание вы бы предложили? - Из данных букв составьте слово, запишите его (выучишь) - Дайте характеристику слову ( Глагол, н.ф. сто делать - Ь -Придумайте еще слова на эту орфограмму. - | Слушают Выполняют задание в тетради Проверяют по эталону | Формулирует задание, дает инструктаж. Организует проверку | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности |
Изучение нового материала | Прочитать пословицу. Выучить правило – выполнить верно задание. – Как понимаете её смысл? – Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является. -Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений. -А теперь тот, кто засомневался? -С какой проблемой вы столкнулись? (Как обозначить слово « верно» в предложении) -Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите словосочетание. - Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос «как?». - Это и не имя прилаг., т.к. слово « прочно» поясняет глагол, а не имя сущ. -Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета. - А кто знает, что это за часть речи? -Откуда знаете? – Представляю вам новую часть речи – наречие -Что знаете о наречии? А чтобы вы хотели узнать об этой части речи? – Предлагаю исследовать наречие со всех сторон. Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол. 1. На какие вопросы отвечает? 2. Что обозначает? 3. С какой частью речи связано? 4. Как изменяется? 5. Каким членом предложения является? - У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. На какой из вопросов вы уже можете ответить? (На доске записываются предположения детей) Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе. -Для исследования предлагаю текст об осени, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы. Текс на карточке и на доске Дыхание осени чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро сменится шубка. Везде мы слышим прощальное пение птиц. Вчера улетели журавли. Посмотришь вверх и увидишь красоту осеннего неба. -Читаем текст. (Дети читают про себя). -Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает). -Почему именно эти слова вы выделили? ( К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие) -Выписываем словосочетания с этими словами (комментированное письмо) чувствуется (где?) повсюду, встречают (как?) по-разному, сменится (когда) скоро, слышим (где?) везде, улетели (когда?) вчера, посмотришь (куда?) вверх. - На какие вопросы отвечают наши слова? (На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?) -Что же обозначают наши слова? (Время, признак, место действия) - Исследуем наречие дальше. Ответим на следующий вопрос. Понаблюдайте, с какой частью речи связано наречие. От какого слова мы задавали вопрос? -Давайте обратимся к словарю. Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также. -А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его) -Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия) -Как найти наречие? (Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос) Физминутка. Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ... Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ... Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ... Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ... -Ответим на вопрос 4. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия. Выскажите предположение: как может изменяться наречие? (по родам, числам, временам, лицам и падежам). -Предлагаю вам задания для работы в группе. Приложение -Какой вывод сделали? (Проверка по группам) - Какой вывод напрашивается из выше сказанного? (наречия не изменяются) -Отвечаем на последний пункт нашего плана. - Как вы думает, каким членом предложения является наречие? -Верно, этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» -Как подчеркнуть наречие? -Вернемся к нашей пословице и подчеркнем наречие верно - Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями. - Что заметили? Изменился ли текст? (Стало скучным, не эмоциональным) - Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной) -Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) -Составьте правило, пользуясь планом о наречии. Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством. -В ходе исследования получилась блок-схема: | Читают пословицу Записывают пословицу
Формулируют собственное мнение и аргументируют его Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Читают текст. Высказывают свои предположения в паре Выписывают словосочетания Отвечают на вопросы учителя Работают со словарем Высказывают предположения Работают в группах Формулируют выводы наблюдений Высказывают предположения Анализируют, отвечают на вопросы учителя Формулируют выводы наблюдений | Побуждает к высказыванию собственного мнения. Организует самооценку Побуждает к высказыванию собственного мнения Совместно с детьми составляет план исследования Организует работу в паре Организует подводящий диалог, уточняет Правило Организует подводящий диалог, уточняет правило Организует работу в группах Организует подводящий диалог | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации формирование умения работать в парах и малых группах; Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий. |
Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся) | -Расскажите о наречии все, что вы узнали. -Откройте учебник на с.124 и прочитайте правила. Все ли выводы мы с вами сделали? - Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебнике. -Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные. -Верно, эту задачу мы решим на следующих уроках, а также попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались нерешёнными -Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок? - Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие! - Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении. - Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы. | Работают с учебником, находят информацию, сравнивают, анализируют. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Организует самостоятельную работу с учебником Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности |