kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка Тема: «Словообразование имен прилагательных. Разбор имён прилагательных по составу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

Тема: «Словообразование имен прилагательных.

Разбор имён прилагательных по составу»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Тема: «Словообразование имен прилагательных. Разбор имён прилагательных по составу»»



Урок русского языка

Тема: «Словообразование имен прилагательных.

Разбор имён прилагательных по составу»

3 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных;   формирование умения разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ

Задачи урока:

Образовательные: Закрепить знания о способах словообразования; познакомить с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс; ввести алгоритм разбора по составу имен прилагательных; научиться объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.

Развивающие: развивать связную речь, творческую активность, интерес к изучению русского языка; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично- поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение;

Воспитывающие: воспитывать дружеские отношения в классе; формирование ответственности перед коллективом

Познавательные УУД:

- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- на основе анализа объектов делать выводы;

- устанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс;

- развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса;

 Регулятивные УУД:

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-  определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

- Развиваем умение слушать и понимать другихдоговариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Умение работать в группе

Личностные результаты:

контроль, коррекция, оценка действия партнера;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

- Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты: 

Предметныеустанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс; умение объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса;

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

Метапредметные:  уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других; уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного.

Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология критического мышления, работа в группах, использование ИКТ.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н. и Е.В.Бунеевых,

  • «Тетрадь по чистописанию 3 класс» М.А.Яковлевой,

  • Презентация для интерактивной доски, созданная с помощью программы SMART Notebook. Для воспроизведения ресурса необходимы: компьютер, на котором загружена программа SMART Notebook, поддерживающая данный ресурс, интерактивная доска любого вида, мультимедиа проектор.

  • Тест, созданный  с помощью системы опроса SMART Response

  • Карточки для групповой работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Класс разделен на группы.

  1. Оформление тетради. (слайд 5)

  2. Минутка чистописания. (слайд 5)

- Наш урок начинаем с минутки чистописания.  

 Очень важно в тетради красиво писать,

А для этого нужно, конечно же, знать:

                                 Как правильно буквы соединять.

-А сможете ли вы, ребята по элементам узнать буквы?    

- Вы правы! Вспомните, как правильно пишутся эти буквы и напишите по три буквы.

- Какие сочетания можно составить из этих букв? ( яя    ая   ий  ый   ое    ее  ие)

-  Какие соединения мы используем?

 - Прочитайте строчку. Что она напоминает? (окончания имен прилагательных)

-  На какие группы можно разделить сочетания букв? (окончания прилагательных Ж.р., М.р., Ср.р, мн.ч)

 - Разделим с помощью волнистой линии эти соединения на  группы.  Почему волнистой линией? (в предложении имена прил. подчеркиваем волнистой линией)

- Пропишите в тетради.

IV. Словарная работа.

         Каждая группа получает конверт с заданием. (Приложение 1)

-Выполните задание по плану:

        1. Из слов составить предложение.

        2. В предложении найти имя прилагательное.

        3. Найдите существительное, с которым связано имя прилагательное.

        4. Разберите имя прилагательное как часть речи.

        

- Назовите имена прилагательные. ( на слайде появляются слова) Слайд 6

        1гр.                  оранжевый

        2гр.                  багровый

        3гр.                  багряный

        4 гр.                  коричневый

- Что обозначают эти слова?  (цвет)

-Давайте уточним значение этих слов. У вас было д\з найти в толковом словаре значение слов. (отвечают по1 от группы)

(Оранжевый – густо-желтый с красноватым оттенком, цвет апельсина.

Багровый – насыщенно красный.

Багряный – густо-красный, темно-красный.

Коричневый – от слова «корица» , уменьшительное от «кора», т.е цвет коры. Широко распространенный цвет- цвет почвы, коры деревьев, опавших листьев, символизирует приземленность и плодородие)

- В старину слово красный означало красивый. Именно в таком значении оно употреблялось в сочетаниях красна девицакрасно солнышко, Красная площадь. А потом это слово стали использовать для названия краски. У красного цвета много оттенков: есть алый цвет, багровый  цвет, пурпурный и другие. Потом слово красный стало обозначать просто цвет. От него образовались слова красить, краска.

  • Попробуйте объяснить значение данных словосочетаний:

 КРАСНАЯ БУКВА – (первая, заглавная. Раньше в книгах её рисовали очень красивой (показ иллюстраций).

 КРАСНАЯ СТРОКА - для чего она? Выделяется новость, абзац.

 Первая строка абзаца рукописной книги выделялась красным цветом. Далее перестала  выделяться, но название строки сохранилось.

 КРАСНЫЙ ДЕНЬ - важный день, какой-нибудь праздник.

 КРАСНОЕ СЛОВЦО - меткое, остроумное.

Вывод: в зависимости от сочетания с другим словом слово может менять

 значение. Это происходит и в предложении.

Давайте разберём пословицы.

 * Не красна изба углами, а красна пирогами.(Важно не какой дом, а какие

 люди в нём живут.)

 * Красна птица пером, а человек умом .(Для птицы внешний вид очень важен, а для человека, кроме внешнего облика важен его внутренний мир, умственные  способности.)

- Запишите слова в тетрадь.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. (у доски работает 1 ученик)

-  Каждая группа разбирает прилагательное как часть речи.

V.  Повторение об имени прилагательном.  Актуализация знаний. (Слайды 7-13)

Тест с использованием системы опроса SMART  Response        

1. Имя прилагательное.

– часть слова

– член предложения

часть речи

2. Имена прилагательные обозначают

-действие предмета

признак предмета

3.Имена прилагательные отвечают на вопросы

– кто? что?

какой? какая? какие? какое?

– что делать?

4. Имена прилагательные

– изменяются по родам

– изменяются по числам

изменяются по  родам и числам

6. Имена прилагательные являются

– главными членами предложения

второстепенными

7. Имена прилагательные связаны в роде и числе

с именем существительным

– с глаголом

VI. Формулировка темы и задач урока. (слайд 14 )

Прочитайте ключевые слова темы.

        имена прилагательные

        изменение

        безударные гласные в окончаниях

        разбор по составу

- Какие из этих слов еще не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (образование, разбор по составу)

- Сформулируйте тему урока. (Образование имен прилагательных)

- Чему мы должны научиться ? Составим план урока. (Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных;Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные; научиться образовывать и разбирать по составу имена прилагательные)(Слайд 15)

VII. Актуализация изученного.

        Слайд 16.

На слайде изображения  частей слова.

- Что объединяет эти знаки? (части слова)

- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (приставки и суффикса)

- От основ каких частей речи образуются имена существительные? (от основ глаголов и существительных)

- Какие суффиксы имен существительных вы знаете?

VII. Открытие новых знаний.

1. Практическая работа на доске и в тетрадях Слайд 17

- Прочитайте слова

Мороз              морозный

Цвет                 цветной

- Определите , какая это часть речи.

- Выделите окончание и основу в словах

- От какой части речи образовались имена прилагательные? (от существительных)

- С помощью чего? (суффикса –Н-)

        2. Работа в группах.(Приложение 3)

        1группа    шёлк – шёлковый

                        новый – новенький

        2 группа           хороший – хорошенький

                        грязь – грязный

        3 группа         умный  – умненький

                        лёд -  подлёдный

        4 группа           стол – настольный

                         вкус- вкусный

- Определите части речи. Выделите окончание и основу.

- Используя основу, составьте грамотный ответ.(Приложение 2)

Образец ответа: Прилагательное…….. образовано от основы существительного …….. с помощью суффикса…..  .

Прилагательное …….. образовано от основы    прилагательного с помощью суффикса …..

Вывод: - От основ каких частей речи образованы имена прилагательные?

- С помощью каких суффиксов и приставок?

Обобщающий слайд 18

Физминутка

-Если слышите имя прил.- приседаете, если слышите имя сущ.- встаёте на носочки, тянете руки вверх.

Ученик читает отрывок из стих-ия:

              Лес- точно терем расписной,

           Лиловый, золотой, багряный.

    Весёлой пёстрою стеной

           Стоит над светлою поляной.

  Берёзы жёлтою резьбой

     Блестят в лазури голубой.

Слайд  ЦОР

Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (слайд 19)

 )

- Понаблюдайте, почему в некоторых словах пишется удвоенный согласный?( корень оканчивается на –н- и добавляется суффикс –н-)        

- Где написана удвоенная буква согласного в этих словах? (на стыке корня и суффикса)

Упражнение 338

- Запишите слова с этой орфограммой, разберите по составу.

3 ученика работают у доски.

Слайд ЦОР  

- Какие  суффиксы образовали новые имена прилагательные? Какое значение вносят суффиксы в слово? (Слайд 20)

Упражнение 339.

        - Понаблюдайте, как образуются прилагательные от основ других прилагательных.

        - Прочитайте исходное слово – новый.

        - Как получили слово новенький(это слово образовалось от основы имени прилагательного с помощью суффикса –еньк-)

        Какое дополнительное значение вносит в слово новенький суффикс

–еньк-? (ласкательное)

        - Какие образуете слова на месте вопросительных знаков? ( беленький, бледненький)

        - Какое у них всех будет значение? (ласкательное)

        - Как образовалось прилагательное красноватый?

        - Какое значение вносит суффикс –оват-(оттенок «немного»)

        - Какие слова должны быть на месте вопросов? (коричневатый, голубоватый, седоватый)

        - Запишите пары слов, графически покажите, как шло образование слов.

        Коричневый – коричневатый

        Голубой – голубоватый

        Седой – седоватый

Этимологическая справка: голубой цвет получил свое название  по цвету оперения шейки голубя.

        - Подчеркните буквы безударных гласных, которые надо запомнить.

Вывод: Как образуются имена прилагательные?

        (от основ существительных при помощи суффикса –н- или приставок по-, на-, над- и суффикса –н- или от основ прилагательных при помощи суффиксов –еньк-(-оньк-), -оват-, -еват-.)

        VIII. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений

        Каждая команда получает карточку, на которой написаны слова (по числу игроков). (Приложение 4). Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное  с помощью суффикса –н-  и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание.

        Карман –                         

        Машина –

        Грусть-

        Удача-

        Честь-

        Молоко -

        

        IX. Обобщение

Экспресс-опрос.  + да, - нет

1)имена прилагательные образуются от основ имён существительных и основ других прилагательных

2)имена прилагательные образуются с помощью окончаний

3)имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов

4)удвоенный согласный  пишется, если  корень заканчивается на тот же согласный, что  и  суффикс

5)в прилагательном  конный пишется одна «н»

6) в прилагательном  конный пишется две «н»

Проверка результатов по слайду  № 21

Самооценка

-На полях поставьте знак !, если нет ошибок, знак +, если 1 или 2 ошибки, знак -, если больше 2 ошибок.

Слайд  ЦОР (резерв)

Образование имен прилагательных.

- Образовать имена прилагательные, подтаскивая части слов.

X. Итог урока

С помощью каких основ образуются имена прилагательные?

- с помощью каких частей слов образуются имена прилагательные?

- Какие задачи ставили на урок?

- Достигли ли мы поставленных задач?

Рефлексия (Слайд 22)

Сегодня на уроке  я:

- узнал, открыл для себя….

- научился,  смог …

- могу похвалить  себя и своих одноклассников за ….

Домашнее задание (Слайд 23)

На выбор:

  1. упр.№8 стр.102

  2. записать 5 прилагательных с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса, разобрать прилагательные по составу

  3. записать 2-3 пословицы, поговорки с именами прилагательными, выполнить разбор по составу имён прилагательных

Список литературы

1. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 ч. Часть 2 Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Пронина О.В- М. Баласс, 2013.

2. Русский язык . 3класс. Методические рекомендации для учителя.-М.:Баласс, 2013

3. Единая коллекция ЦОР      http://school-collection.edu.ru/

3.1  Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса 

3.2 Какие  суффиксы образовали новые имена прилагательные 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богач Марья Владимировна

Дата: 22.06.2021

Номер свидетельства: 583965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока русского языка. Модульное обучение "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-modul-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "123588"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414516528"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Планирование индивидуальных занятий по русскому языку в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(69) "planirovaniie-individual-nykh-zaniatii-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "237252"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444255626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Лингвистика – это увлекательная наука "
    ["seo_title"] => string(39) "linghvistika-eto-uvliekatiel-naia-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "243312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445693640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства