Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Тема: «Словообразование имен прилагательных. Разбор имён прилагательных по составу»»
Урок русского языка
Тема: «Словообразование имен прилагательных.
Разбор имён прилагательных по составу»
3 класс
Тип урока:урок открытия новых знаний
Цель:ознакомление с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных; формирование умения разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ
Задачи урока:
Образовательные:Закрепить знания о способах словообразования; познакомить с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс; ввести алгоритм разбора по составу имен прилагательных; научиться объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.
Развивающие: развивать связную речь, творческую активность, интерес к изучению русского языка; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично- поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение;
Воспитывающие: воспитывать дружеские отношения в классе; формирование ответственности перед коллективом
Познавательные УУД:
- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- на основе анализа объектов делать выводы;
- устанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс;
- развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса;
Регулятивные УУД:
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
- Развиваем умение слушать и понимать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Умение работать в группе
Личностные результаты:
- контроль, коррекция, оценка действия партнера;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: устанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс; умение объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса;
Личностные:уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Метапредметные: уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других; уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного.
Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология критического мышления, работа в группах, использование ИКТ.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н. и Е.В.Бунеевых,
«Тетрадь по чистописанию 3 класс» М.А.Яковлевой,
Презентация для интерактивной доски, созданная с помощью программы SMART Notebook. Для воспроизведения ресурса необходимы: компьютер, на котором загружена программа SMART Notebook, поддерживающая данный ресурс, интерактивная доска любого вида, мультимедиа проектор.
Тест, созданный с помощью системы опроса SMART Response
Карточки для групповой работы.
Ход урока.
Организационный момент.
Класс разделен на группы.
Оформление тетради. (слайд 5)
Минутка чистописания. (слайд 5)
- Наш урок начинаем с минутки чистописания.
Очень важно в тетради красиво писать,
А для этого нужно, конечно же, знать:
Как правильно буквы соединять.
-А сможете ли вы, ребята по элементам узнать буквы?
- Вы правы! Вспомните, как правильно пишутся эти буквы и напишите по три буквы.
- Какие сочетания можно составить из этих букв? ( яя ая ий ый ое ее ие)
- Какие соединения мы используем?
- Прочитайте строчку. Что она напоминает? (окончания имен прилагательных)
- На какие группы можно разделить сочетания букв? (окончания прилагательных Ж.р., М.р., Ср.р, мн.ч)
- Разделим с помощью волнистой линии эти соединения на группы. Почему волнистой линией? (в предложении имена прил. подчеркиваем волнистой линией)
- Пропишите в тетради.
IV. Словарная работа.
Каждая группа получает конверт с заданием. (Приложение 1)
-Выполните задание по плану:
1. Из слов составить предложение.
2. В предложении найти имя прилагательное.
3. Найдите существительное, с которым связано имя прилагательное.
4. Разберите имя прилагательное как часть речи.
- Назовите имена прилагательные. ( на слайде появляются слова)Слайд 6
1гр. оранжевый
2гр. багровый
3гр. багряный
4 гр. коричневый
- Что обозначают эти слова? (цвет)
-Давайте уточним значение этих слов. У вас было д\з найти в толковом словаре значение слов. (отвечают по1 от группы)
(Оранжевый – густо-желтый с красноватым оттенком, цвет апельсина.
Багровый – насыщенно красный.
Багряный – густо-красный, темно-красный.
Коричневый – от слова «корица» , уменьшительное от «кора», т.е цвет коры. Широко распространенный цвет- цвет почвы, коры деревьев, опавших листьев, символизирует приземленность и плодородие)
- В старину слово красный означало красивый. Именно в таком значении оно употреблялось в сочетаниях красна девица, красно солнышко, Красная площадь. А потом это слово стали использовать для названия краски. У красного цвета много оттенков: есть алый цвет, багровый цвет, пурпурный и другие. Потом слово красный стало обозначать просто цвет. От него образовались слова красить, краска.
Попробуйте объяснить значение данных словосочетаний:
КРАСНАЯ БУКВА – (первая, заглавная. Раньше в книгах её рисовали очень красивой (показ иллюстраций).
КРАСНАЯ СТРОКА - для чего она? Выделяется новость, абзац.
Первая строка абзаца рукописной книги выделялась красным цветом. Далее перестала выделяться, но название строки сохранилось.
КРАСНЫЙ ДЕНЬ - важный день, какой-нибудь праздник.
КРАСНОЕ СЛОВЦО - меткое, остроумное.
Вывод: в зависимости от сочетания с другим словом слово может менять
значение. Это происходит и в предложении.
Давайте разберём пословицы.
* Не красна изба углами, а красна пирогами.(Важно не какой дом, а какие
люди в нём живут.)
* Красна птица пером, а человек умом .(Для птицы внешний вид очень важен, а для человека, кроме внешнего облика важен его внутренний мир, умственные способности.)
- Запишите слова в тетрадь.
- Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. (у доски работает 1 ученик)
- Каждая группа разбирает прилагательное как часть речи.
V. Повторение об имени прилагательном. Актуализация знаний. (Слайды 7-13)
Тест с использованием системы опроса SMART Response
1. Имя прилагательное.
– часть слова
– член предложения
– часть речи
2. Имена прилагательные обозначают
-действие предмета
– признак предмета
3.Имена прилагательные отвечают на вопросы
– кто? что?
– какой? какая? какие? какое?
– что делать?
4. Имена прилагательные
– изменяются по родам
– изменяются по числам
- изменяются по родам и числам
6. Имена прилагательные являются
– главными членами предложения
– второстепенными
7. Имена прилагательные связаны в роде и числе
– с именем существительным
– с глаголом
VI. Формулировка темы и задач урока. (слайд 14 )
- Прочитайте ключевые слова темы.
имена прилагательные
изменение
безударные гласные в окончаниях
разбор по составу
- Какие из этих слов еще не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (образование, разбор по составу)
- Сформулируйте тему урока. (Образование имен прилагательных)
- Чему мы должны научиться ? Составим план урока. (Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных;Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные;научиться образовывать и разбирать по составу имена прилагательные)(Слайд 15)
VII. Актуализация изученного.
Слайд 16.
На слайде изображения частей слова.
- Что объединяет эти знаки? (части слова)
- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (приставки и суффикса)
- От основ каких частей речи образуются имена существительные? (от основ глаголов и существительных)
- Какие суффиксы имен существительных вы знаете?
VII. Открытие новых знаний.
1. Практическая работа на доске и в тетрадях Слайд 17
- Прочитайте слова
Мороз морозный
Цвет цветной
- Определите , какая это часть речи.
- Выделите окончание и основу в словах
- От какой части речи образовались имена прилагательные? (от существительных)
- С помощью чего? (суффикса –Н-)
2. Работа в группах.(Приложение 3)
1группа шёлк – шёлковый
новый – новенький
2 группа хороший – хорошенький
грязь – грязный
3 группа умный – умненький
лёд - подлёдный
4 группа стол – настольный
вкус- вкусный
- Определите части речи. Выделите окончание и основу.
- Используя основу, составьте грамотный ответ.(Приложение 2)
Образец ответа: Прилагательное…….. образовано от основы существительного …….. с помощью суффикса….. .
Прилагательное …….. образовано от основы прилагательного с помощью суффикса …..
Вывод: - От основ каких частей речи образованы имена прилагательные?
- С помощью каких суффиксов и приставок?
Обобщающий слайд 18
Физминутка
-Если слышите имя прил.- приседаете, если слышите имя сущ.- встаёте на носочки, тянете руки вверх.
Ученик читает отрывок из стих-ия:
Лес- точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Слайд ЦОР
Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (слайд 19)
)
- Понаблюдайте, почему в некоторых словах пишется удвоенный согласный?( корень оканчивается на –н- и добавляется суффикс –н-)
- Где написана удвоенная буква согласного в этих словах? (на стыке корня и суффикса)
Упражнение 338
- Запишите слова с этой орфограммой, разберите по составу.
3 ученика работают у доски.
Слайд ЦОР
- Какие суффиксы образовали новые имена прилагательные? Какое значение вносят суффиксы в слово? (Слайд 20)
Упражнение 339.
- Понаблюдайте, как образуются прилагательные от основ других прилагательных.
- Прочитайте исходное слово – новый.
- Как получили слово новенький? (это слово образовалось от основы имени прилагательного с помощью суффикса –еньк-)
- Какое дополнительное значение вносит в слово новенький суффикс
–еньк-? (ласкательное)
- Какие образуете слова на месте вопросительных знаков? ( беленький, бледненький)
- Какое у них всех будет значение? (ласкательное)
- Как образовалось прилагательное красноватый?
- Какое значение вносит суффикс –оват-? (оттенок «немного»)
- Какие слова должны быть на месте вопросов? (коричневатый, голубоватый, седоватый)
- Запишите пары слов, графически покажите, как шло образование слов.
Коричневый – коричневатый
Голубой – голубоватый
Седой – седоватый
Этимологическая справка: голубой цвет получил свое название по цвету оперения шейки голубя.
- Подчеркните буквы безударных гласных, которые надо запомнить.
Вывод: Как образуются имена прилагательные?
(от основ существительных при помощи суффикса –н- или приставок по-, на-, над- и суффикса –н- или от основ прилагательных при помощи суффиксов –еньк-(-оньк-), -оват-, -еват-.)
VIII. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений
Каждая команда получает карточку, на которой написаны слова (по числу игроков). (Приложение 4). Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса –н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание.
Карман –
Машина –
Грусть-
Удача-
Честь-
Молоко -
IX. Обобщение
Экспресс-опрос. + да, - нет
1)имена прилагательные образуются от основ имён существительных и основ других прилагательных
2)имена прилагательные образуются с помощью окончаний
3)имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов
4)удвоенный согласный пишется, если корень заканчивается на тот же согласный, что и суффикс
5)в прилагательном конный пишется одна «н»
6) в прилагательном конный пишется две «н»
Проверка результатов по слайду № 21
Самооценка
-На полях поставьте знак !, если нет ошибок, знак +, если 1 или 2 ошибки, знак -, если больше 2 ошибок.
Слайд ЦОР (резерв)
Образование имен прилагательных.
- Образовать имена прилагательные, подтаскивая части слов.
X. Итог урока
- С помощью каких основ образуются имена прилагательные?
- с помощью каких частей слов образуются имена прилагательные?
- Какие задачи ставили на урок?
- Достигли ли мы поставленных задач?
Рефлексия (Слайд 22)
Сегодня на уроке я:
- узнал, открыл для себя….
- научился, смог …
- могу похвалить себя и своих одноклассников за ….
Домашнее задание (Слайд 23)
На выбор:
упр.№8 стр.102
записать 5 прилагательных с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса, разобрать прилагательные по составу
записать 2-3 пословицы, поговорки с именами прилагательными, выполнить разбор по составу имён прилагательных
Список литературы
1. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 ч. Часть 2 Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Пронина О.В- М. Баласс, 2013.
2. Русский язык . 3класс. Методические рекомендации для учителя.-М.:Баласс, 2013