kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Союз как часть речи. Разряды союзов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить  с союзом как частью речи, его функциями,  разрядами, формировать умение находить союзы в  предложении  и тексте,  различать  подчинительные и сочинительные союзы, уместно употреблять их в речи в соответствии со значением, предупреждение грамматических ошибок в употреблении союзовпознакомить  с союзом как частью речи, его функциями,  разрядами, формировать умение находить союзы в  предложении  и тексте,  различать  подчинительные и сочинительные союзы, уместно употреблять их в речи в соответствии со значением, предупреждение грамматических ошибок в употреблении союзов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Союз как часть речи. Разряды союзов"»

Тема: Союз как часть речи. Разряды союзов

Цель: познакомить с союзом как частью речи, его функциями, разрядами, формировать умение находить союзы в предложении и тексте, различать подчинительные и сочинительные союзы, уместно употреблять их в речи в соответствии со значением, предупреждение грамматических ошибок в употреблении союзов

.Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Целеполагание

-М.В. Ломоносов об этой части речи сказал так: «…не что иное, как средства, которыми идеи соединяются; подобны они гвоздям или клею». Как вы думаете, какую часть речи имел ввиду учёный?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще служебной частью речи – союзом. Пользуясь опорными словами, определите цели вашей работы на уроке: Знать ….. (признаки союза как СЧР) Находить …. (союзы в предложении) Использовать …. (союзы в речи)

4 Изучение нового материала

4.1 РУБРИКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО»

Слово «СОЮЗ» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка –СО, имеющая значение «ВМЕСТЕ», и корень – ОЗ – со значением «СВЯЗЬ», близким по значению к словам «УЗЫ», «УЗЕЛ». Приставка –СО- есть и во многих словах русского языка: СОТРУДНИК, СОАВТОР. Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания. Название «СОЮЗ» появилось в 17 веке. В русском языке около 250 союзов. В 19 веке в «Толковом словаре живого русского языка» В.И. Даль так определил значение слова «СОЮЗ»: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» Ожегова и Шведовой слово «СОЮЗ» как служебная часть речи, было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения»

4.2 Наблюдение над языковым материалом

УПР. 415 (аналитическая беседа), УПР. 416 («дырявый текст» + заполнение таблицы)

Вопросы

Предлоги

Союзы

Какой частью речи является?

Является членом предложения?

Выражают смысловые отношения?

Служебной

НЕТ

Выражают

Что связывают?

Главное и зависимое слово

Однородные члены предложения, части СП, предложения в тексте

4.3. Составление опорной схемы «Визитная карточка союза»

СОЮЗ

Служебная часть речи

служит средством соединения

однородных частей предложений

ПО СТРОЕНИЮ

СОСТАВНЫЕ

членов предложения СП в тексте

ПРОСТЫЕ



ПО ЗНАЧЕНИЮ



ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ




4.4 Исследовательская работа

-Прочитайте стихотворения, найдите союзы и определите их значение

КАРТОЧКА №1 И. Бунин «Детство»


Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

КАРТОЧКА №2 Н. Языков «Конь» КАРТОЧКА №3 Н. Языков «Конь»

Сам как ветер: круть ли встанет

На пути? Отважный прянет —

И на ней уж! Ляжет ров

И поток клубится? — Мигом

Он широким перепрыгом

Через них — и был таков!

Веселися, конь ретивый!

Щеголяй избытком сил!

Ненадолго волны гривы

Вдоль по ветру ты пустил!

Ненадолго жизнь и воля

Разом бурному даны,

И холодный воздух поля,

И отважны крутизны,

И стремнины роковые, -

Скоро, скоро под замок!

5 Первичное закрепление

  1. -Я показываю карточки с союзами. Если союз простой, то ребята встают, а если составной-хлопают в ладоши.

Чтобы, зато, потому что, как будто, ли, когда словно, прежде чем, с тем чтобы, если.

  1. УПР. 418, 419 ( п.по вариантам),

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Устная и письменная речь культурного, грамотного человека должна подчиняться определённым правилам, или нормам. Норма литературного языка — это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Основное свойство норм — их обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски.

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Примеры словообразовательных ошибок: взятничество (вместо взяточничество), глубизна переживаний (вместо глубина).

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.) Нарушение этих норм приводит к грамматическим ошибкам: Жизнь сейчас трудная, происходит катаклизма за катаклизмой (слово катаклизм мужского рода). Это платье более красивее (вместо просто красивее).

Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений и включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения. Нарушение синтаксических норм часто встречается, например, в предложениях с деепричастным оборотом: Читая текст, у меня возник вопрос. (Вместо: Читая текст, я задаюсь вопросом. Или: Когда я читал текст, у меня возник вопрос.)

УПР. 420 (у.+п.), УПР. 421 (у)

  1. Закрепление

Комментированный диктант

Задание: найдите в тексте союзы, обведите их. Определите разряды союзов

Хранители гуськом брели по тропе. Впереди колонны неспешно шел эльф, а (сочин., притив.) замыкал шествие гном. Тропа была мягкой, и (сочин., соедин.) вскоре путники зашагали уверенней. Из-за того, что (подчин., причин.) они шли вслепую, все их чувства очень обострились. Фродо ощущал запах приуснувшей на зиму, но (сочин., притив.) живой травы, слышал и (сочин., соедин.) шёпот ясеневой листвы, и (сочин., соедин.) перекличку птиц, и (сочин., соедин.) журчание ручьёв, и (сочин., соедин.) спокойный плеск полноводной реки. Когда (подчин., времен.) отряд пересекал поляны, хоббит чувствовал на щках солнечный свет, хотя (подчин., уступ.) зимнее солнце не было жарким. Этот мир жил так, будто (подчин., сравн.) зло ещё не родилось.

  1. Контроль и самоконтроль

Уровень 1 (4-6 баллов)

Задание: Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания. Найдите в тексте союзы, укажите разряд по значению и строению

Немой язык

Ч..сто пр..х…дилось мне наблюдать за выв…дком лисят но я (не) мог (не) уд......вляться как лиса-мать ухитряется команд…вать своей детворой не издавая звуков.

Дикое ж…вотное н…когда (не)под…ёт г…л…са около св…его жилья чтобы не выдать его вр…гам. Зато в этой полной т…шине они, по-видимому, очень хор…шо п…нимают друг друга.

Уровень 2 (6-8 баллов)

Задание: Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания. Найдите в тексте союзы, укажите разряд по значению и строению. Выполните разбор выделенного предложения по членам предложения, , составьте схему.

Немой язык

Ч..сто пр..х…дилось мне наблюдать за выв…дком лисят но я (не) мог (не) уд......вляться как лиса-мать ухитряется команд…вать своей детворой не издавая звуков.

Дикое ж…вотное н…когда (не)под…ёт г…л…са около св…его жилья чтобы не выдать его вр…гам. Зато в этой полной т…шине они, по-видимому, очень хор…шо п…нимают друг друга.

(В)продолжени... всего дня л…сята резвят…ся на со…нцепёке выслеж…вают воображаемую мыш…, затевают драку или г…няются друг за другом. Мать лежит (не)вдалеке. Когда л..сёнок разыгравшись о…бегает от норы д…леко мать подн…мает голову и пристально смотрит на него.

Уровень 3 (8-10 баллов)

Задание: Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания. Найдите в тексте союзы, укажите разряд по значению и строению. Выполните разбор выделенного предложения по членам предложения, составьте схему. Выполните морфологический разбор слова (в)продолжени…, разберите по составу слово ухитряется.

Немой язык

Ч..сто пр..х…дилось мне наблюдать за выв…дком лисят но я (не) мог (не) уд......вляться как лиса-мать ухитряется команд…вать своей детворой не издавая звуков.

Дикое ж…вотное н…когда (не)под…ёт г…л…са около св…его жилья чтобы не выдать его вр…гам. Зато в этой полной т…шине они, по-видимому, очень хор…шо п…нимают друг друга.

(В)продолжени... всего дня л…сята резвят…ся на со…нцепёке выслеж…вают воображаемую мыш…, затевают драку или г…няются друг за другом. Мать лежит (не)вдалеке. Когда л..сёнок разыгравшись о…бегает от норы д…леко мать подн…мает голову и пристально смотрит на него. Обычно л…сёнок (не) выдерживает этого взгляда и сразу ост…навливается, будто она его окликнула. Л…сёнок оглядывает….ся ловит мамин взгляд и бежит к ней.

8 Обобщение и систематизация знаний

Прием «Дополни предложение»

  • В русском языке есть …… и служебные части речи

  • К служебным частям речи относятся…….

  • Союз - это…….

  • Союзы, состоящие из 1 слова называются…Союзы, состоящие из нескольких слов - …..

  • Союзы не являются …….

  • Союзы, связывающие однородные члены предложения и части СП, называются …..

  • Союзы, связывающие неравноправные части предложения, из которых одно зависит от другого, называются …..

  1. Рефлексийный этап

Выберите 1 из предложений и закончите его….

Я узнал(а)…. Было интересно…. Могу похвалить себя за то, что…. Могу похвалить одноклассников за то, что…. Больше всего мне понравилось …..Для меня было открытием то, что…. Было трудно….

  1. Д.З.

§ 53, Упр. 422 (п.1.), предложения 1-4.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок русского языка "Союз как часть речи. Разряды союзов"

Автор: Захаренко Виктория Леонидовна

Дата: 05.05.2022

Номер свидетельства: 606236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока «Союз как часть речи. Разряды союзов»."
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_uroka_soiuz_kak_chast_rechi_razriady_soiuzov"
    ["file_id"] => string(6) "492428"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545634909"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "календарное планирование по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(42) "kaliendarnoieplanirovaniieporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "279904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453301633"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Харченко Людмила Александровна. Урок русского языка в 7 классе по теме " Частица как сужебная часть речи"и "
    ["seo_title"] => string(120) "kharchienko-liudmila-alieksandrovna-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-chastitsa-kak-suzhiebnaia-chast-riechi-i"
    ["file_id"] => string(6) "245810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446216614"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок русского языка "Междометия""
    ["seo_title"] => string(33) "urokrusskoghoiazykamiezhdomietiia"
    ["file_id"] => string(6) "273256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452174889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства