Оборудование: карточки со словами, карточки для самостоятельной работы, карточки разного цвета для игры, доска, мел.
Ход урока.
Введение в тему.
На доске запись:
Крепкий, скрепка, скрип, крепость
Прочитайте слова.
Какую работу можете предложить с этими словами?
(- определить части речи;
- найти «лишнее» слово;
-выделить части слова;
- провести звуковой анализ слова)
- Какое слово «лишнее»? Докажите.
(Лишнее слово
Крепкий, т.к. это прилагательное, остальные слова имена существительные;
Крепость, т.к. количество звуков и букв в слове не совпадает( букв 8, звуков 7)
Скрип, т.к. оно не является однокоренным для остальной группы слов.)
Какие слова называются однокоренными?
Какие еще однокоренные слова можете предложить для данной группы слов? (прикрепить, закрепить, скрепить, открепить, укрепление, закрепление, крепенький, крепление)
Как понимаете пословицу? ( птица много летает и так приобретает навык, летает еще лучше и быстрее, так и человек: чем больше работает, тем лучше выполняет работу)
Мы с вами сегодня будем выполнять упражнения, которые нам помогут лучше разбираться в составе слова.
Как думаете, для чего нужно знать состав слова? (чтобы грамотно писать)
Какую работу можно выполнить с данными словами? ( записать в тетрадь, вставляя пропущенную букву; поставить в словах ударение; разделить слова на слоги)
Я вам предлагаю образовать от данных слов новые слова с помощью приставки или суффикса и полученные слова записать.
(Запись слов выполняет ученик на доске, остальные - в тетрадях. Ученик записывает слово, ставит ударение, подчеркивает орфограммы)
От слова город с помощью приставки при- (пригород);
от слова берёза с помощью приставки под- и суффикса –вик- (подберезовик);
от слова мороз с помощью приставки за- и суффикса –ок-(заморозок);
от слова карандаш с помощью суффикса –ик- (карандашик);
от слова морковь с помощью суффикса –н- (морковный);
от слова помидор с помощью суффикса –чик- (помидорчик);
от слова работа с помощью суффикса –ник- (работник);
от слова ягода с помощью суффикса –к- (ягодка )
Сделайте вывод : какими способами можно образовать однокоренные слова? (однокоренные слова можно образовать с помощью приставки и суффикса)
Работа над новым материалом.
Как вы думаете, как образовалось слово скрепка?
Разбери слово по составу. С чего начнешь работу? (заслушиваются ответы детей0
Что же нужно сделать? (определить, в каком порядке проводить разбор)
Верно. Нам нужно составить план работы. Послушайте стихи, они вам помогут в работе.
Инсценировка стихотворения «Состав слова».
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончанье он найдет,
Его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
После корня он стоит,
Перед окончанием,
Его если заменить,
Другое слово можно получить.
Обозначают уголком,
Называют - суффиксом.
Составление алгоритма «Разбор слова по составу»
Измени слово. Найди в слове окончание
Найди основу
Выдели корень. Подбери однокоренные слова.
Выдели приставку
Выдели суффикс
Упражнение в разборе слов по составу.
Под руководством учителя , с опорой на алгоритм учащиеся выполняют разбор слов по составу.
Зверек, осенний, тропинка, походка.
Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе.
Стр. упр.
Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили порядок разбора слова по составу. Работу поведем по вариантам. Перед вами тир группы слов. 1 вариант разбирает слова ,записанные в 1 строке, 2-ой – во 2-ой строке, 3-ийц –в 3-ей строке.
После выполнения задания – проверка по вариантам.
У кого работа вызвала затруднения?
Какое слово оказалось трудным?
Что главное в разборе слова по составу? (умение выделять корень)
Домашнее задание.
Дидактический материал с. упр.
Что нужно сделать со словами? (разобрать по составу)
Тест
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У - основа
2) Чтобы найти корень надо
Л - изменить форму слова
М- подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н - изменяемая часть слова
П - неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И - для образования новых слов
Ы - для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?
Если у вас получилось слово УМНИКИ , значит тест выполнили верно.
Игра «Составь слова»
На доске карточки:
- 6 красного цвета , на которых записаны корни : -дел-, -пис-, -ход-, -сад-, -бел-, -груз-;
- 6 карточек синего цвета, на которых записаны приставки: за-, пере-, по-, под-, вы-, на-;
Перед вами текст. Прочитайте его. Какую работу нужно выполнить? ( вставить подходящие по смыслу слова) Эти слова вам встречались сегодня во время урока.
По осеннему лесу ходит …(грибник). Вот под …(берёзой) он нашел …(подберезовик). А что за грибы на ветке? Это маленький …(зверек) делает… (запасы). Скоро начнутся первые …(заморозки)
Игра «Хитрые вопросы»
Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс –ик-)
Как из маленького хвостика сделать большой? ( отнять суффикс –ик-)
Можно ли превратить рыбу в человека?( добавить суффиксы –а- и -к-)
Можно ли из одного стола построить комнату? (добавить суффикс –ов- и окончание –ая)
Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща? (отнять суффикс –ник-)
Шарада.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Итог урока.
Что открыли нового на уроке?(алгоритм разбора слова по составу)
Обобщение.
Из каких частей состоит основа слова? (корень, приставка, суффикс)
Какая часть обязательно входит в основу слова? (корень)
При помощи каких частей образуются родственные слова? ( приставки, суффикса)
Что значит разобрать слово по составу? ( выделить окончание, основу, корень, приставку, суффикс)