Коммуникативная: умение обосновывать свою точку зрения, полное и точное выражение своих мыслей.
Ход урока
Орг.момент
Урок хочу начать со слов:
«Грамотный человек – зрячий, неграмотный – слепой».
- Почему? Как вы понимаете это высказывание?
Актуализация изученного
Выборочный диктант.
– Запишите только те словосочетания, в которых встречаются имена числительные.
Семилетняя девочка, громадная пятерня, три сосны, одиннадцать игроков, столетие, утроить результат, полное одиночество, двойной удар, семь дней, играть в пятнашки, тридцать три богатыря.
(самопроверка, экран)
- Докажите, что в записанных словосочетаниях встречаются числительные.
3. «Корзина знаний»
- Что обозначает числительное?
(количество, число, порядок предметов при счете)
- На какие вопросы отвечает числительное?
- Числительные делятся на …
- Каким членом предложения могут быть числительные?
(разными членами предложения)
«Открытие нового знания»
- Посмотрите на доске числительные: 11, 28, 378
- Запишите их словами:
(Одиннадцать, двадцать восемь, триста семьдесят девять)
- Чем отличаются числительные? (состоят из одного, двух и трех слов)
То есть числительные отличаются по своему строению
- Предположите, как могут называться числительные, состоящие из одного слова? Из двух и более слов?
- С какими числительными мы сегодня будем работать? Как назовем тему урока?
- Запись темы
- Какие цели мы должны сегодня перед собой поставить?
(дать определения, распознавать простые и составные числ., группировать их в соответствии с выбранным составом)
- Попробуйте дать определение простым, составным числительным
- Откройте учебник на стр.46, сравните свои предположения с теоретическими сведениями.
- Правы мы были, давая определения числительным?
Лингвистический рассказ
- Ребята, кто-нибудь из вас слышал о происхождении слова одиннадцать?
- В какому словарю мы можем обратиться, чтобы узнать происхождение слова?
Оди́ннадцать. Это числительное образовалось сращением слов «один на десяте» (то есть один свыше десяти). По такому же принципу образованы и все другие числительные от 11 до 19.
Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т.е. один плюс к десяти. В древнерусском языке числительное состояло из двух корней: один-десять, затем корень десять превратился в –дцать, и сейчас –надцать – считается суффиксом. Поэтому числительное одиннадцать – простое числительное.
- Опираясь на эти сведения, объясните, почему в слове одиннадцать пишется НН?
Работа в парах.
Создание инструкции-правила
- Ребята, мы с вами открыли новое знание, теперь давайте составим инструкцию – правило, которая поможет нам быстро и точно определять состав числительного.
( у вас на столах листочки, закончите предложения)
Инструкция-правило
Определить, из_____________________состоит имя числительное.
Если состоит из одного слова, то такое _____________ называется _______________________.
Если состоит из _________________________________, то это______________числительное.
Закрепление изученного
7. Рефлексия
- Давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Достигли ее?
- Какие термины мы добавим в корзину знаний?
- Сегодняшний урок – это еще одна ступенька к тому, чтобы стать … каким человеком?
(грамотным)
Физкультминутка.
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.
Инструкция-правило
Определить, из_____________________состоит имя числительное.
Если состоит из одного слова, то такое _____________ называется _______________________.
Если состоит из _________________________________, то это______________числительное.
Инструкция-правило
Определить, из_____________________состоит имя числительное.
Если состоит из одного слова, то такое _____________ называется _______________________.
Если состоит из _________________________________, то это______________числительное.
Инструкция-правило
Определить, из_____________________состоит имя числительное.
Если состоит из одного слова, то такое _____________ называется _______________________.
Если состоит из _________________________________, то это______________числительное.
Инструкция-правило
Определить, из_____________________состоит имя числительное.
Если состоит из одного слова, то такое _____________ называется _______________________.
Если состоит из _________________________________, то это______________числительное.
Инструкция-правило
Определить, из_____________________состоит имя числительное.
Если состоит из одного слова, то такое _____________ называется _______________________.
Если состоит из _________________________________, то это______________числительное.