Урок русского языка "Подлежащее и способы его выражения"
Урок русского языка "Подлежащее и способы его выражения"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Элементы технологий, используемые на уроке :проблемное обучение.
Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием
Методы обучения: эвристическая поисковая беседа, демонстрация, самостоятельная работа учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Элементы технологий, используемые на уроке :проблемное обучение.
Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием.
Методы обучения: эвристическая поисковая беседа, демонстрация, самостоятельная работа учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Ход урока
I Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Синтаксический разбор предложения и словосочетаний. (Хорошее лежит, а худое по дорожке бежит).
-Как находили подлежащее?
- С какими трудностями столкнулись при разборе?
II Подготовка к объяснению нового материал.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Цель: повторить основные теоретические положения
-Назовите раздел в науке лингвистике, в котором работаем?
- Что является единицей синтаксиса?
-Чем предложение отличается от словосочетания?
(единица общения; имеет грамматическую основу, выражает законченную мысль; характеризуется интонационной законченностью. (Называют тему, о чём говорится, что сообщается о предмете)
-Зачем мы находим главные члены предложения?
(помогают увидеть то, о чём говорит автор, а второстепенные члены уточняют, дополняют картину)
- Как вы находили подлежащее в домашнем задании?
- Вспомните, что вам известно о подлежащем?
(Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что? Выражено существительным или местоимением в именительном падеже. Образует вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.)
- Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения? (да, нет, не всегда)
Обратимся к Памятке (Приложение 1) и проверим себя. (С.№3)
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:
Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
реку, Грека, ехал, через;
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
(существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?)
мать, дочь, любит;
(подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей)
велосипед, грузовик, разбил;
(подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)
III. Формулировка обучающимися темы, задач и цели урока.
- Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? (С.№5)
«Подлежащее и способы его выражения». Запишите дату,вид работы и тему в тетрадь.
- Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся)
- Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок. (Ответы детей).
Цель урока:сегодня расширим понятие о подлежащем и способах его выражения.
IV Объяснение нового материала.
Запишите в тетради 2 предложения: (С.№5-6)
1.Завтра обязательно наступит.
2.Учиться всегда пригодится
Найдите грамматическую основу предложения и укажите чем выражено подлежащее:
(С.№7) В роли подлежащего выступает 1-наречие и 2-инфинитив, а непривычное для нас существительное или местоимение в именительном падеже.
Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания (С.№8)(Раздаточный материал. Необходимо подчеркнуть подлежащее и в левой колонке написать способ выражения подлежащего)
Способ выражения подлежащего
Примеры
Солнце сияло.
Никто не спал в эту ночь.
Большое видится на расстоянии.
Присутствующие говорили о разных предметах.
Девять делится на три.
Пришло и послезавтра.
А, но, зато, однако – противительные союзы.
Из-за, из-под пишутся через дефис.
Не с глаголами пишется раздельно.
Далече грянуло ура!
Понимать – значит сочувствовать.
Дед с матерью шли впереди всех.
В поле вышли от мала до велика.
Балтийское море глубоко вдаётся в Европу.
«Лучше нету того цвету» - любимая песня мамы.
Сделаем вывод.Место подлежащего может занять любая часть речи, а также единицы синтаксиса.
- Давайте сверим наши выводы с теоретическим материалом параграфа 17. Всё ли мы сказали, ничего не упустили?
V Закрепление нового материала. (С.№9)
- Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите чем выражено подлежащее (отметьте в словах орфограммы)(Приложение 4):
1. Сытый голодного не разумеет.
2. Семеро одного не ждут.
3. Понимать – значит сочувствовать.
4. Однажды человек десять наших учащихся поехали на олимпиаду.
5. Большое окно было распахнуто.
6. Большое видится на расстоянии.
Обратим внимание на 5 и 6 предложения.
- Что общего между ними? (слово «большое»): определим синтаксическую роль (4 – определение, 5 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что?, и его признак).
Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных.
- Составьте два предложения со словом «читающая», но в 1-ом предложении – причастие; во 2-ом –существительное.
(например, Читающая девочка сидела у окна.
Читающая сидела у окна.)
Выполняем упр 90.
YI.Рефлексия.
-Что такое подлежащее?
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?