kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Подлежащее и способы его выражения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Элементы технологий, используемые на уроке :проблемное обучение.

Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием

Методы обучения: эвристическая поисковая беседа, демонстрация, самостоятельная работа учащихся.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Подлежащее и способы его выражения"»

8класс

Тема урока .Подлежащее и способы его выражения

Цели и задачи урока

образовательные:

- обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;

- выделять главные члены предложения и среди них подлежащее;

- определять способы выражения подлежащего;

- правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;

- формировать умение применять на практике знания о структуре простого и сложного предложения.

развивающие:

- развивать познавательный интерес;

- развивать внимание учащихся;

- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развивать умение формулировать проблему;

- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания на практике;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- развитие умения работы в парах.

воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развивать культуру речи;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер ,презентация, учебник «Русский язык» (авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.), дидактический раздаточный материал.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Элементы технологий, используемые на уроке :проблемное обучение.


Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием.


Методы обучения: эвристическая поисковая беседа, демонстрация, самостоятельная работа учащихся.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.







Ход урока


I Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Синтаксический разбор предложения и словосочетаний. (Хорошее лежит, а худое по дорожке бежит).

-Как находили подлежащее?

- С какими трудностями столкнулись при разборе?

II Подготовка к объяснению нового материал.

Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Цель: повторить основные теоретические положения

-Назовите раздел в науке лингвистике, в котором работаем?

- Что является единицей синтаксиса?

-Чем предложение отличается от словосочетания?

(единица общения; имеет грамматическую основу, выражает законченную мысль; характеризуется интонационной законченностью. (Называют тему, о чём говорится, что сообщается о предмете)

-Зачем мы находим главные члены предложения?

(помогают увидеть то, о чём говорит автор, а второстепенные члены уточняют, дополняют картину)

- Как вы находили подлежащее в домашнем задании?

- Вспомните, что вам известно о подлежащем?

(Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что? Выражено существительным или местоимением в именительном падеже. Образует вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.)

- Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения? (да, нет, не всегда)

Обратимся к Памятке (Приложение 1) и проверим себя. (С.№3)

Памятка

Рифмовка «Главные члены предложения»

Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения,

Прежде всего, отыщите глагол,

Глагол в любом наклонении.

Потом от него мы вопросы Кто? Что?

К другим словам направляем

И подлежащее, как на крючок,

На эти вопросы поймаем.

Предлагаю выполнить задание: (С.№4) (Приложение 2)

Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:

  1. Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;

  2. реку, Грека, ехал, через;

  3. везёт, на, Соньку, Санька, санках;

(существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?)

  1. мать, дочь, любит;

(подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей)

  1. велосипед, грузовик, разбил;

(подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)


III. Формулировка обучающимися темы, задач и цели урока.

- Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? (С.№5)

«Подлежащее и способы его выражения». Запишите дату,вид работы и тему в тетрадь.

- Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся)

- Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок. (Ответы детей).

Цель урока: сегодня расширим понятие о подлежащем и способах его выражения.


IV Объяснение нового материала.

    • Запишите в тетради 2 предложения: (С.№5-6)

1.Завтра обязательно наступит.

2.Учиться всегда пригодится

    • Найдите грамматическую основу предложения и укажите чем выражено подлежащее:

    • (С.№7) В роли подлежащего выступает 1-наречие и 2-инфинитив, а непривычное для нас существительное или местоимение в именительном падеже.

Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания (С.№8)(Раздаточный материал. Необходимо подчеркнуть подлежащее и в левой колонке написать способ выражения подлежащего)


Способ выражения подлежащего

Примеры


Солнце сияло.



Никто не спал в эту ночь.



Большое видится на расстоянии.



Присутствующие говорили о разных предметах.



Девять делится на три.



Пришло и послезавтра.



А, но, зато, однако – противительные союзы.



Из-за, из-под пишутся через дефис.



Не с глаголами пишется раздельно.



Далече грянуло ура!



Понимать – значит сочувствовать.



Дед с матерью шли впереди всех.


В поле вышли от мала до велика.



Балтийское море глубоко вдаётся в Европу.


«Лучше нету того цвету» - любимая песня мамы.



Сделаем вывод.Место подлежащего может занять любая часть речи, а также единицы синтаксиса.

- Давайте сверим наши выводы с теоретическим материалом параграфа 17. Всё ли мы сказали, ничего не упустили?


V Закрепление нового материала. (С.№9)

- Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите чем выражено подлежащее (отметьте в словах орфограммы)(Приложение 4):

1. Сытый голодного не разумеет.

2. Семеро одного не ждут.

3. Понимать – значит сочувствовать.

4. Однажды человек десять наших учащихся поехали на олимпиаду.

5. Большое окно было распахнуто.

6. Большое видится на расстоянии.

Обратим внимание на 5 и 6 предложения.

- Что общего между ними? (слово «большое»): определим синтаксическую роль (4 – определение, 5 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что?, и его признак).

Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных.

- Составьте два предложения со словом «читающая», но в 1-ом предложении – причастие; во 2-ом –существительное.

(например, Читающая девочка сидела у окна.

Читающая сидела у окна.)


Выполняем упр 90.


YI.Рефлексия.

-Что такое подлежащее?

-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

- У кого есть вопросы по теме урока?

-Что у вас вызвало затруднение?


YII. Домашнеее задание.

Упр. 94 (по заданию)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок русского языка "Подлежащее и способы его выражения"

Автор: Денисова Анастасия Петровна

Дата: 01.12.2023

Номер свидетельства: 641039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Повторение и обобщение изученного по теме  «Подлежащее и способы его выражения». "
    ["seo_title"] => string(100) "povtorieniie-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-podliezhashchieie-i-sposoby-iegho-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "120253"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413653867"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  на тему: "Подлежащее и способы его выражения" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-podliezhashchieie-i-sposoby-iegho-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "109179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404193204"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "урок русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "124994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414862014"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока  русского языка в 8 классе на тему "Подлежащее" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-podliezhashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "134662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416767043"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация к уроку русского языка по теме "Подлежащее и способы его выражения" "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-podliezhashchieie-i-sposoby-iegho-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171214"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423653406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства