2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы | Актуализировать знания о том, что такое глагол и его морфологических признаках (число, форма, время), лицах метоимений. | По источнику получения знаний: беседа, наблюдение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы развития псих.функций детей: создание проблемной ситуации. | - Открываем тетради. Запишите сегодняшнюю дату – двадцать седьмое апреля. Классная работа. - Скажите, ребята, с чего обычно у вас начинаются уроки русского языка? *Может, вы что-то отрабатываете написание чего-либо? -А для чего вы это делаете? -Верно. -Для того чтобы писать правильно, по – образцу, аккуратно, проведём минутку чистописания. -В следующей строке, с красной строки запишите следующее сочетания букв и слово. (показать на слайдап, апрель) -Соблюдая наклон, расстояние между букв и высоту букв – они должны быть одинаковыми. -Обратите внимание на соединение букв. Пишем по-образцу, аккуратно, никто никуда не торопится. -Прописываем первую строку сочетание букв «ап», а вторую строку слово «апрель». (*-Сидим ровно, спинка прямая, ножки ровно стоят на полу, рука держит ручку правильно, как сидят самые настоящие ученики!) -Как только закончите, руку на локоток. -Вижу, что многие закончили, ждём остальных. -Отложите ручки. -Предлагаю вам поменяться тетрадями друг с другом и посмотреть написание букв у вашего соседа по парте. -Поставьте точку над тем написанием, которое больше всего соответствует образцу и является аккуратным на ваш взгляд. -Кого бы вы хотели похвалить за эту работу? У кого получилось в соответствии с образцом и аккуратно. -Спасибо за ваши ответы. Вы все постарались написать буквы правильно и аккуратно. -Уберите тетрадь на край парты. Она нам пока что не понадобится. -Ребята, сегодня мы с вами продолжим углублять наши знания о части речи-глагол. -Ребята, а что такое глагол? Кто ответит полным ответом? -Верно. Глагол-это часть речи. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? -Предлагаю вспомнить то, что мы ещё о нем знаем. Для этого сыграем в игру «Четвертое лишнее». -Сейчас на слайде будет появляться группа слов. Ваша задача найти четвертое лишнее и объяснить по какому признаку его нужно исключить из группы. -Кому не понятно, что мы сейчас делаем? -Значит приступаем. Внимание на экран. 1 группа: пишу, слушаю, говорим, думаю. 2 группа: играли, буду готовить, рисовала, шумели. 3 группа:бежать, красила, режет, будет изучать. -Почитаете первую пару слов и скажите пожалуйста какое слово лишнее. -По какому признаку вы исключили это слово? -Верно. Это глагол во множественном числе. Остальные в единственном. -Прочитайте вторую группу слов. Какой глагол будет лишним? -А по какому признаку вы его исключили? -Верно. Это глагол будущего времени. Остальные глаголы какого времени? -Да, прошедшего. Смотрим на третью группу слов. Найдем и здесь четвертое лишнее. -Почему вы так думаете? -А как вы определили форму глагола? Какой вопрос задали? -Верно. Слово «бежать» будет лишнем так как стоит в начальной (неопределенной) форме. -Ребята, игра подошла к концу. Какие морфологические признаки у глагола мы вспомнили? (число, время, форму) -Верно. А все ли про глагол мы повторили? -Ребята, глагол ещё может употребляться с личным местоимением -Для того чтобы вспомнить личные местоимения, предлагаю заполнить вот такие таблицы каждому. -Как вы видите в таблице есть пропуски. Предлагаю заполнить их, чтобы вспомнить какие личные местоимения сочетаются с глаголами. Эту работу выполняем самостоятельно. -Если есть вопросы задайте их. -Приступаем к заполнению. -Я вижу многие закончили. Кто желает выйти и представить свою таблицу классу? (документ-камера). -Все внимательно слушают, проверяют и при необходимости дополняют свои таблицы. -Благодарю за представление. Все согласны с результатом? -Хорошо. Таблицы сохраните рядом до конца урока. Они вам помогут в работе сегодня. -Ребята, для того чтобы повторить правильное правописание некоторых слов, предлагаю вам написать небольшой словарный диктант. -Откройте тетрадь. В следующей строке после записи классной работы, с красной строки начинаем запись слов. -Помним про правильную посадку во врем письма. Спины ровные, обе ноги касаются пола. Записываем слова, выделяем орфограммы. Ночь, дочь, мышь, глушь, душ, муж, думаешь, дышишь. -Закончили, отложили ручки. -Проверим правильно ли мы написали слова. -Предлагаю называть по одному слову и объяснять, почему написали именно так и не иначе. (спрашивают по одному слову, называют причину написания мягкого знака или его отсутствия: на конце после шипящих пишется мягкий знак, если существительное жен.р. ед.ч. или мягкий знак после шипящих не пишется если сущесвтительное муж. Р.) -Ребята, все ли слова вы смогли записать? Были ли у вас трудности с тем, что вы не знали, какую букву нужно написать? -С какими словами у вас возникли трудности? -Какая это часть речи? -А в какой части слова? Выделите её. -Окончание. -Хорошо, поставьте точку над этими словами и запомните эту трудность. -Ребята, посмотрит на те слова, над которыми у вас стоят точки. Как вы думаете нам есть чему учиться сегодня на уроке? -А как вы думаете, какая тема у нас будет сегодня? -Вы были близки. Тема нашего урока звучит так: «Правописание окончаний –ешь, -ишь в глаголах настоящего и будущего времени» -Ребята, а какую цель мы можем поставить на урок? Что мы узнаем? -Верно. Мы узнаем о правописании окончаний –ешь, -ишь в глаголах настоящего и будущего времени. -Цель у нас с вами большая, и чтобы успеть её достичь предлагаю немедленно приступать к заданиям. | -записывают дату в тетрадь. -с минутки чистописания. -чтобы писать аккуратно, правильно, вспомнить соединения. -записывают. -прописывают -осуществляют взаимооценку -хвалят друг друга - Глагол-это часть речи. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? -задают вопросы -всего глаголы в единственном числе, а этот во множественном. -это глагол будущего времени. -что делать? Глагол в неопределенной начальной форме. -заполняют таблицу. -представляют. -проверяют. -записывают слова -объясняют --были трудности с окончаниями в словах думаешь, дышишь. -глагол -в окончании -да, есть -правописание окончаний –ешь –ишь в глаголах. -узнать, как пишутся окончания –ешь –ишь в глаголах | Ф,И | Презентация, пенал тетрадь, карточка с таблицей лиц | Самоконтроль | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, целеполагание), познавательные УУД (анализ, синтез, выявление признаков, подведение под понятие, обобщение, формулирование выводов на основе наблюдения, каллиграфические навыки), коммуникативные УУД (взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол, его морфологические признаки (число, форма, время), лица местоимений. |
3.Решение проблемы | Познакомить обучающихся с правописанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах. | По источнику получения знаний: беседа, объяснение, упражнения, наблюдение. По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Для того чтобы достигнуть нашей цели, выполним упражнение. -Запишите в тетрадь упражнение 202. -Посмотрите на слайд. Прочитайте, пожалуйста, про себя все слова. -Дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Предлагаю сначала проговорить устно какие слова вы вставите, а затем записать в тетрадь эти предложения. -Записали. Выделите в тетради окончания у глаголов. А также определите его число и лицо у местоимения. -Обратите внимание на слова «живешь и построишь». -С какими местоимениями они сочетаются? -Какое число вы определили у этих глаголов? -Верно, единственное. А лицо у местоимения? Можете воспользоваться таблицей. -Верно, 2-ое лицо. А какие вопросы мы зададим к данным глаголам? -А какие окончание вы выделили? - А на конце какую букву написали? -Верно, на конце после шипящих у глаголов пишется мягкий знак. -Посмотрите сколько условий мы назвали для правильного правописания окончания. -Ребята, а выделенные окончания подходят под цель нашего урока? -А во время словарного диктанта у вас были трудности с написанием данных окончаний? -Какой вывод мы можем сделать? Как же нам правильно написать данные окончание? Что мы для этого сделаем? -Сочетание с местоимением 2-го лица, единственное число, и отвечает на вопрос что делаешь? Что сделаешь? (креплю эти факты на доску как алгоритм и проговариваем в речи каждый). -А какую букву напишем на конце? -Обратите внимание на написание мягкого знака в этих окончаниях. Он пишется всегда. -Ребята, кто попробуем рассказать о правописании окончаний –ешь,- ишь в глаголах? С опорой на наши выводы и алгоритм. -Замечательно. Спасибо. -Предлагаю проверить наши выводы и правило из учебника. Откройте 115-ую страницу учебника. -Прочитайте про себя текст правила. -Ребята, исходя из текста правила в учебнике, как нам правильно написать окончания? Какие условия должны быть, чтобы написать окончание –ешь, -ишь у глаголов? -А совпадают ли они с теми, которые выделили мы? -Значит правильный ли вывод мы сделали? -А чему посвящена вторая часть правила? -Написание чего нужно запомнить? -Верно. Мы и здесь были правы. На конце данный окончаний пишется мягкий знак. -Ребята, прочитайте правила про себя. -А сейчас предлагаю рассказать его соседу по парте. -Закончили. Молодцы. Кто хочет самостоятельно рассказать правило с опорой на наши условия на доске? -Замечательно. Молодец! | -обсуждаем, прописывают. -определяют. -с личными -единственное -2-ое лицо -что делаешь? Что сделаешь? -да -да -окончания –ешь, -ишь пишутся если глагол сочетается с местоимением 2-го лица, глагол в единственном числе, отвечают на вопросы что делаешь? Что сделаешь? -на конце пишется мягкий знак. -проговаривают -называют -да совпадает -проговаривают правило -проговаривают правило. | Ф,И,П | Учебник, презентация, пенал, тетрадь | Контроль учителя | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, проявляют самостоятельность мышления, понимают значимость новых знаний. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль),познавательные УУД (анализ, синтез, выявление признаков, подведение под понятие, обобщение, формулирование выводов на основе наблюдения), коммуникативные УУД (выслушивание мнения друг друга, выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). Предметные: обучающиеся знают о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание –ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак. |
5. Первичное закрепление | Организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач. | По источнику получения знаний: беседа, объяснение, упражнения, наблюдение. По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы развития псих.функций детей: создание проблемной ситуации. | -Ребята, предлагаю нам закрепить новые знания о правописании окончаний –ишь,-ешь, а для этого выполнить следующее упражнение. -Перед вами предложение «Она думала2,сорв_3 такую чашечку, тихонько поднес_ ко рту и выпь_росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка покажется». -Это предложение нужно записать так, чтобы глаголы в нем отвечали на вопрос «что сделаешь?» -Предлагаю вам записать его в тетрадь и вставить пропущенные окончания. В данных глаголах определить число, лицо у возможного местоимения и устно задать к ним вопрос. -Кто хочет записать предложение с презентации на доску? -Остальные пишем в тетради. -Помним, что мы комментируем записи на доске и выделяем все орфограммы. -Почему вставили именно такие окончания? -Замечательно. -Кто согласен с этим, покажите класс. -Молодцы. -Ребята, а что еще вы увидели в предложении? -Верно, нам предлагают сделать разбор глагола «сорвешь». Какой он? -Верно, морфологический. -Каждый разбирает это слово у себя в тетради. Кто желает у доски? Сорвёшь-гл. (что сделаешь?) Н.ф.-сорвать. В буд.вр., еди.ч. -Все ли согласны с данным разбором? -Замечательно! Спасибо. -Мы закрепили наши новые знания по окончания глаголов –ешь,-ишь. -Ребята, в предложение есть еще один разбор? Какой он? -Верно, морфемный. -Предлагаю разобрать это слово (думала). -Какой суффикс выделим? -Вы уверены в этом? -А как мы это докажем? -Возможно нам нужно правило? -Ребята, посмотрите в учебник. Внизу страницы есть правило. Прочитайте его про себя. -Поможет ли оно нам в разборе данного слова? -Скажите, оно сложное или простое? -Проговорите его про себя. -Какой суффикс мы будем выделять в глаголах прошедшего времени? -Посмотрите на наше слово? Какие суффиксы нам нужно выделить? -Тогда выделите сейчас этот суффикс. -А почему мы так выделили? -Верно, у нас есть правило, что в глаголах прошедшего времени есть суффикс –л- | -записывают -определяют -один у доски записывает -проговаривают правило по аншлагам. -морфологический разбор. -разбирают, объясняют -пробуют объяснить -высказывают предположения -читают -простое -суффикс –л- -это глагол прошедшего времени | Ф,И,П | Презентация, учебник, пенал, тетрадь | Самоконтроль, контроль учителя | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, понимают значимость новых знаний. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль),познавательные УУД (анализ, синтез, выявление признаков, подведение под понятие, обобщение, формулирование выводов на основе наблюдения), коммуникативные УУД (выслушивание мнения друг друга, выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). Предметные: обучающиеся знают о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание –ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак, умеют определять суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. |
6. Самостоятельная работа | Организовать самостоятельную деятельность обучающихся | По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Ребята, я думаю это правило не трудное и мы его можем сразу закрепить с помощью упражнения 203. -Вы согласны со мной? -Тогда запишите его в тетрадь. -Прочитайте данную загадку про себя. А кто-то один вслух-выразительно. -Почему эту загадку можно назвать красивой? -Спасибо за ваши ответы и такое красивое прочтение. -Сейчас ваша задача будет-списать данную загадку. Подписать сверху время и число глаголов и выделить в них суффикс –л-. -понятно ли задание? -тогда приступайте к самостоятельному выполнению. -Кто выполнил это упражнение, поменяйтесь тетрадями и проверьте,, правильно ли ваш сосед по парте определил время и число глаголов и выделил суффикс –л-. -Если все правильно и без ошибок напишите ему «молодец». Если же были ошибки, исправьте их простым карандашом и напишите пожелание которое сами посчитаете нужным «старайся», «повтори правило», «будь внимательней» -Вот мы и закрепили еще одно новое правило. | -записали -прочитали -есть ласковые слова -списали, подписали -обмен тетрадями, оценка -оценка | Ф,И | Учебник, презентация, тетрадь, пенал | Взаимоконтроль | Личностные: обучающиеся проявляют самостоятельность мышления. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль),познавательные УУД (анализ, синтез, подведение под понятие), Предметные: обучающиеся знают о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание –ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак, умеют определять суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. |
8. Рефлексия | Подвести итог урока и организовать рефлексию обучающихся | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. | -Наш урок подходит к концу. -Скажите пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой? -Достигли ли мы ее к концу урока? -Что мы для этого делали? -Что нового вы узнали? -А что вы уже знали и вспомнили сегодня? -Чем вам был полезен урок? -Где вам пригодятся эти знания? -Спасибо за ваши ответы. Меня очень радует, что наш урок не прошел зря и мы каждый научились чему-то новому. -Посмотрите на ваши парты. Перед вами лесенка успеха. -Первая ступенька, если у вас ничего не получилось и было сложно, вторая ступенька, если вы поняли материал,но допускали ошибки в заданиях, третья ступенька, если вы все поняли и у вас все получилось. -Поставьте себя на ступеньку, которая подходит вам. Нарисуйте человечка, или звезду. -На какую ступеньку вы себя поставили? Почему? -Какие трудности у вас были? -Я считаю, что даже если у вас были трудности, то это поправимо. Вы всегда можете повторить тему по материалам учебника и тетради или задать вопрос учителю. Также всегда можно попросить помощи у своих одноклассников. -Ребята, я благодарю вас за урок. Спасибо…..за активность, за любознательность, за помощь, за аккуратность, за ответы. -Наш урок окончен. До свидания! | -узнать о правописании окончаний –ешь, -ишь в глаголах -делали упражнение, узнали правило, повторили морфологические признаки глагола, узнали что в глаголах прошедшего времени пишется суффикс –л-. -оценивают себя -объясняют. -завершаем урок | Ф,И | Пенал, презентация, карточка с рефлексией | Самоконтроль | Личностные: обучающиеся понимают значимость новых знаний. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, оценка),познавательные УУД (анализ), коммуникативные УУД (выслушивание мнения друг друга, выстраивание полного и грамотного ответа, взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли в устной речи). |