Круглякова Галина Николаевна Конспекты по русскому языку УМК «Перспектива» (3 класс)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность и примерные ответы учеников |
Организационный момент. | Проверяю готовность к уроку. | Выполняют требования |
Каллиграфическая минутка. | – Ребята! Какую часть речи мы изучаем? – Что вы уже знаете про имя существительное? – Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой. Вы попробуете сами её определить, а помогут вам в этом буквы. (На доске написаны буквы: ж ш ч щ ь) – Внимательно посмотрите на ряд букв. Какая из них лишняя? – Почему? – Как можно назвать оставшиеся буквы? – На какие группы можно разделить эти шипящие? – Запишите шипящие согласные в тетрадь. – Запишите эти же согласные, но с мягким знаком. – После того, как после букв «ж» и «ш» написали Ь, стали ли звуки [ж] и [ш] мягкими? – Может быть, в русском языке нет слов, которые оканчиваются на «жь», «шь», «чь», «щь»? – Назовите такие слова. | Слушают. Отвечают. (имя существительное) Отвечают. Слушают. Отвечают. (мягкий знак) Отвечают. (Ь – не обозначает звука). Отвечают. (ж, ш, ч, щ – согласные, шипящие) Отвечают. ((Глухие – звонкие; всегда твёрдые – всегда мягкие) Пишут. Пишут на этой же строке: жь шь чь щь Отвечают. (нет) Отвечают. (есть) Называют. |
Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала. | – Какую же роль выполняет Ь после шипящих? – Выяснением этого мы сейчас и займёмся. Выполним упражнение № 18 с. 13. – Разделите имена существительные на группы по родам. Имена существительные женского рода запишите в первый столбик, а имена существительные мужского рода во второй столбик. Как нужно определять род у имён существительных? – Проверяем. | Высказывают свои предположения. Отвечают. Пишут: Ж. р. М. р. ночь меч вещь мяч помощь лещ дочь уж речь плащ ложь нож Один из учеников читает слова женского рода, другой – мужского. |
Постановка учебной задачи. | – Обратите внимание на концы слов. Можно ли утверждать, что мягкий знак обозначает мягкость шипящих на конце существительных женского рода? – Для чего нужен мягкий знак? – Посмотрите на оба столбика и сделайте вывод, когда на конце имён существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда – нет. – Сравните ваш вывод с правилом в учебнике. – Совпадают они? – Чтобы лучше запомнить правило, я расскажу вам сказку, которую сочинил мой ученик: – Жили - были три рода: женский, мужской и средний. Однажды средний род услышал спор между женским и мужским родами, они никак не могли поделить между собою мягкий знак. Женский род говорил, что у него больше слов с шипящими на конце, а мужской возражал и утверждал, что в мужском роде больше слов с шипящими на конце и Ь нужно отдать ему. Средний род послушал этот спор и разрешил его так: «Мужчины – рыцари, уступите Ь женскому роду!» На этом спор и закончился. С тех пор имена существительные женского рода с шипящими на конце пишутся с Ь, а мужского рода – без Ь. – Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждаю вместе с детьми) 1.Читаю или произношу слово. 2. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. | Отвечают. (нет) Отвечают. (Ь указывает на женский род имени существительного) Делают вывод. Читают правило и сравнивают с выводом. Отвечают. |
Физминутка. | – Давайте, проверим, как вы запомнили это правило. Я буду называть слова, если они женского рода, то вы хлопаете в ладоши, а если мужского, то – нет. Диктую слова из упражнения № 19. Оцениваю выполнения задания. | Выполняют задание. |
Работа с учебником Самостоятельная работа | – Вы себе помогли выполнить упражнение № 19. Прочитайте задание. – Я вам облегчу немного задание. После того как напишете слова, составите только два словосочетания: одно – с существительным мужского рода, второе – с существительным женского рода. Словосочетания запишите. Проверяем по «цепочке». Упр. № 20. – Записать «лишние» слова. – Чем похожи эти слова? | Читают. Рассказывают, что нужно сделать. Пишут: товарищ, грач, шалаш. Отвечают. |
| Памятка по проведению взаимных диктантов. 1. Прочитай соседу диктант. 2. Диктуй по одному предложению. (Чётко проговаривай слова с выделенными буквами!) 3. Пиши диктант соседа. 4. Проверьте друг у друга диктанты без карточек. 5. Проверьте диктанты вместе по карточкам. 6. Оцените диктанты. 7. Верните диктант и карточку с таким же текстом напарнику. 8. Проверьте карточки! | |
Работа в паре и группе. | Взаимные диктанты. Диктант 1. Летом Вася отправился в поход. Он забрёл в лесную глушь. Диктант 2. Кругом тишь. Сквозь листву пробивается солнечный луч. Диктант 3. Мальчик сделал шалаш и стал играть в мяч. Мимо пробежал ёж. – Проверяем. Вызываю учеников с диктантами № 1, 2, 3. Ребята! Вы написали начало рассказа. А что было потом, мы сочиним по рисунку. (Упр. 23) Предлагаю составить рассказ в группе. – Отвечаем на вопрос Самоварова. | Пишут. Ученики по порядку читают тексты. Составляют рассказы в группе. Придумывают название. Представитель группы озвучивает рассказ. |
Итог. | – Какова была цель нашего урока? – А вот достигли ли вы этой цели, я сейчас проверю. Выполняем тест в паре. После выполнения один из пары выходит с тестом к доске. Тест. Выбери правильный ответ и поставь ✔. 1. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак а). пишется б). не пишется 2. На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак а). пишется б). не пишется 3. Укажи существительное, в котором не пишется на конце мягкий знак. а). борщ… б). мыш… в). тиш… 4. Укажи строку, в которой Ь не обозначает мягкость а). Пальто, коньки, ходьба. б). Дрожь, брошь, мелочь. в). Сирень, словарь, лень. 5. Найди строку, в которой на конце всех слов пишется Ь. а). Меч_, луч_ , сторож_ . б). Вещ__, мыш_, молодёж_. в). Плащ_, товарищ_, кирпич_. После того, как все представители выйдут к доске, читаем правильные ответы. У кого дан неверный ответ, садится. Благодарю за правильные ответы. Предлагаю принести тетради тем, кто получил за взаимный диктант и за тест «5». Выставляю оценки в журнал. Приглашаю ребят, которые получили «5» за тест и «4» за диктант, выставляю им оценки в журнал. Остальным предлагаю дома выучить правило и не допускать ошибок. | Отвечают.(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.) Выполняют тест и выходят к доске. |
Домашнее задание | Упр.21,22. Правило. | |
Рефлексия | – Ребята, что нового о правописании имён существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке? – Оцените свою деятельность на уроке. Что было легко? – Что было трудно? – Что понравилось? Благодарю учеников: – Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу! | Отвечают. |