Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
Наблюдения и выводы
Работа у доски
Найдите грамматическую основу, составьте схему.
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит через дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. (А. Чехов)
[= –], или [= –], или [= –], и [= – – –]
Шаг второй: «Перевертыши»
Правильно постройте словосочетание для окончательного выяснения урока.
нен – Слож – но – со – но – чи – е
же – ло – пред – ние (сложносочиненное предложение)
Что вы знаете о сложносочинённом предложении?
Какую информацию о сложном предложении сообщает схема на доске?
Работа с учебником
§11, стр. 36 – 37
Упражнение 60. Из двух простых предложений составить несколько сложных с разными сочинительными союзами, объясните выбор союзов для связи простых предложений в сложном.
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
Сложное предложение, составные части которого объединены в одно смысловое и грамматическое целое посредством сочинительных союзов, называется сложносочиненным (ССП).
Каждая из частей ССП сохраняет значение отдельного утверждения и известную синтактическую независимость. Так, предложение Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце. (А.С. Пушкин) состоит из двух утверждений, обе части относительно независимы и могут образовать отдельные предложения. Однако смысловая самостоятельность и синтаксическая независимость частей ССП является весьма относительной. Только его первая часть строится более или менее свободно, вторая же и последующие части в своем лексическом составе и построении обусловлены включением их в единое целое с первой частью.
Начиная с сегодняшнего дня, мы будем работать над деталями проекта: составление пособия по теме: «Сложносочиненное предложение», в конце изучения темы – защита проекта. Каждый из вас работает в творческой группе (группы учащихся равносильны).
Реализация выбранного плана по разрешению затруднений.
Первичное закрепление новых знаний.
Работа в парах.
Выполнить задание и прокомментировать: доказать, что это ССП.
Звезда дрожит в огнях заката. Любви прекрасная звезда, а на душе легко и свято, легко, как в детские года. (И.С. Тургенев)
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф.И. Тютчев)
Знание – дерево, а дело – плоды. (Пословицы)
То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок. (А.С. Пушкин)
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Ф.И. Тютчев
Включение в систему знаний и умений
«Выпуск продукции».
Получен заказ на выпуск лингвистической продукции: по предложенной схеме составить предложения, доказать, что это ССП.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств, и эмоций.
Взаимопроверка. Диалог
Подобрать из учебника предложение, рассказать о нем в рамках темы урока собеседнику.