Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 8 класс (коррекционная школа)»
Русский язык 7 класс
Тема: Правописание глаголов 2-го лица единственного числа
Цели: Сформировать представление о глаголах 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. Ввести правило написания личных окончаний глаголов 2 лица. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы, термины и понятия: Актуализация знаний о глаголе, как части речи. Изучение глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. Освоение правописания личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.
Планируемый результат.
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- творческое отношение к процессу оформления письма Джону;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Познавательные умения:
- определять глагола, используя признаки и обосновывать свое мнение;
- определять глаголы 2 лица единственного числа и обосновывать свое мнение;
- преобразовать глаголы неопределенной формы в форму 2 лица единственного числа настоящего времени;
- использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять задание, используя правило;
- проверять учебное задание и вносить корректировку;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;
- выполнять задание в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- рассказывать о глаголе и его признаках;
- определять лицо и число глагола;
- писать глаголы 2 лица единственного числа.
- писать текст, имеющий глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.
1.Организационный момент.
-Ребята, хотели бы вы найти клад?
-А что это такое?
-Клад-это богатство, деньги, золото.
-Правильно. Но есть на земле вещи, которые гораздо дороже золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся и преодолеем все трудности на пути.
2.Обобщение знаний о глаголе.
Интересная часть речи в русском языке живет
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам… (глагол)
-Сегодня мы продолжим исследование этой части речи.
-А сейчас вспомним все, что знаем о глаголе.
Глагол- это…
Обозначает…
Отвечает…
Изменяется…
Глаголы настоящего и будущего времени …
Глаголы прошедшего времени…
Лицо и число глагола определяется…
В предложении глагол…
3.Определение темы урока и цели.
-Прочитайте пословицу:
Тише едешь – дальше будешь.
-Найдите глаголы.Что общего заметили?(едешь, будешь-2-го лица, ед. ч.,на конце ь).
Какой звук мы слышим на конце? Твердый или мягкий?
-Стал ли звук ш мягким, когда написали ь?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед.ч. после шипящих.)
-Сформулируйте цели урока по опорным словам:
познакомиться с новой …
научиться писать…
4. Словарная работа
1.Едешь, будешь, сверкаешь, беречь
-Какое слово лишнее? Остальные слова?
- Какое значение имеет это слово? – обращение к словарю (знакомство с фразеологизмом «Беречь как зеницу ока)
2. Какие орфограммы надо запомнить?
3. В каких словосочетания встречается это слово?
Беречь природу
Беречь книги
беречь родителей
беречь русский язык
4. Мы должны беречь русский язык
5. Открытие детьми нового знания. (работа над правилом)
- Что же пишется на конце в окончаниях этих глаголов?
На доске появляется запись-алгоритм(таблица):
Глагол
2 лицо
Ед. число
В окончаниях
После шипящей
Ь знак
Справка: когда-то звук ш в русском языке был мягким и после него в глаголах писали ь знак. Со временем звук ш стал твердым, а мягкий знак остался.
-Как бы вы сформулировали это правило? (В глаголах 2 лица единственного числа после
шипящей в окончаниях пишется мягкий знак).
-А теперь сравните свой вывод с правилом в учебнике на странице 84.
Приведите свои примеры.
-Какую же функцию выполняет ь в этих случаях?(Указывает на глаголы 2-го лица).
6.Физминутка.
Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.
-Какие слова на изучаемое правило встретились?
-Что общего у этих глаголов?
-В чем особенность написания личных окончаний этих глаголов?
7.Работа с пословицами в парах. Игра «Собери пословицу».
-Вам нужно собрать пословицы, которые записаны на половинках листов.
-Записать в тетрадь.
-Найти глаголы 2 лица, выделите окончания.
Глаголы вытащишь, поспешишь, насмешишь разберите по составу.
-Коллективная проверка.
Что посеешь, то и пожнешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Что напишешь пером, не вырубишь топором.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь, людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
-В чем особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
-А что еще нужно делать, чтобы быть здоровым?(Соблюдать режим дня,
выполнять физические упражнения, правильно питаться).
10.Творческая работа.
-А что еще нужно делать, чтобы быть здоровым?(Соблюдать режим дня,
выполнять физические упражнения, правильно питаться).
-Верно. Для здоровья очень важно правильное питание.
-Сейчас я предлагаю вам вспомнить рецепт приготовления овсяной каши, используя глаголы 2-го лица, ед. числа.
. -Читаем его.(Берешь стакан хлопьев, заливаешь 3 стаканами горячей воды или молока,
доводишь до кипения и варишь 15-20 минут. Добавляешь соль, сахар, масло по вкусу).
-Назовите глаголы.
-Выделите окончания.
-О чем надо помнить при написании окончаний глаголов 2-го лица ед. числа?
Ты просыпаеш ...ся в семь часов утра. Быстро встаеш… с постели и делаеш… зарядку. Потом чистиш… зубы, умываеш…ся. Причесываеш… расческой волосы, надеваеш… форму и завтракаеш… . В восемь часов ты береш… портфель и выходиш… на улицу.
-Назовите глаголы 2 лица единственного числа.
-Какова особенность написания окончаний этих глаголов?
12. Домашнее задание. Письмо Джона
13.Итог урока.
-Какие открытия сделали вы для себя во время урока?
-Какие задания были самыми интересными?
-Какое задание оказалось трудным?
Оценка работ учащихся.
14. Рефлексия.
Если:
Урок был полезен и все понятно, то поставьте своего человечка на пьедестале на 1 место;