- В историю русской живописи И.И.Левитан вошёл, прежде всего, как пейзажист. Художник умел очень тонко передать разнообразные состояния природы. На картине «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в медно-золотом убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят бело-жёлтые берёзки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки – ряд ещё зелёных ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображённый художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далёких строений, леса, полей, засеянных озимью.
«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», - так сказал о золотой осени А.С.Пушкин. Наверное, именно эти строки повторял про себя И.И.Левитан, работая над своим замечательным пейзажем. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе всё одинаково прекрасно, и каждое из времён года имеет свою неповторимую прелесть.
Определение темы урока. Целеполагание
- Эти слова Пушкина и будут эпиграфом к нашему уроку.
Осень – любимое время года Пушкина.
- Итак. Золотая осень – это чудесная пора.
- Тема осени поможет нам сегодня повторить, обобщить знания по теме
- Сформулируйте тему урока.
Прием «Собери предложение» (слайд 6)
Предложение, и, второстепенные, члены, главные
«Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 7-8)
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Поставьте перед собой цель.
Применение умений и навыков.
Синтаксическая пятиминутка.
- Записываем предложение для синтаксического разбора. – 1 уч-ся у доски
- В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?
2) экспресс – тест
- Закрепим наши теоретические знания. Задание выполняем по вариантам. Выполняйте аккуратно, без исправлений. Рядом с правильным ответом поставьте галочку. – 1 минута
I вариант
Из чего может состоять грамматическая основа?
А) подлежащее и сказуемое;
Б) подлежащее;
В) определение;
Г) сказуемое.
2. Выберите второстепенные члены предложения:
А) дополнение;
Б) подлежащее;
В) определение;
Г) обстоятельство.
3. Какими бывают предложения по цели высказывания?
А) побудительные;
Б) повествовательные;
В) вопросительные;
Г) восклицательные.
4. Это член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных
падежей.
А) подлежащее;
Б) определение;
В) дополнение;
Г) обстоятельство.
5. Найдите неверное графическое обозначение:
А) подлежащее ________________
Б) сказуемое ================
В) дополнение _ . _ . _ . _ . _ . _ . _
Г) определение
Д) обстоятельство _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
II вариант
Из чего может состоять грамматическая основа?
А) подлежащее и сказуемое;
Б) определение;
В) подлежащее;
Г) сказуемое.
2. Выберите второстепенные члены предложения:
А) дополнение;
Б) обстоятельство;
В) определение;
Г) подлежащее.
3. Какими бывают предложения по цели высказывания?
А) восклицательные;
Б) повествовательные;
В) вопросительные;
Г) побудительные.
4. Это член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных
падежей.
А) подлежащее;
Б) дополнение;
В) определение;
Г) обстоятельство.
5. Найдите неверное графическое обозначение:
А) подлежащее _______________
Б) обстоятельство _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В) дополнение _ . _ . _ . _ . _ . _ . _
Г) определение
Д) сказуемое ===============
Самопроверка(слайд 8 (10)
-Кто не сделал ни одной ошибки – поставьте себе 5
- Кто допустил одну ошибку - 4
- Две, три ошибки - 3
- Кто не справился - 2
Кто же получил пятёрку? Четвёрку?
2. Конструирование предложения по схеме (работа в парах) (слайд 8 (11)
- Используя данные слова, составьте предложение и сделайте синтаксический разбор.
2) фронтально – назовите грамматическую основу и т.д.
Физ. минутка
С физминуткой я дружу.
Свою спину разогну.
Руки кверху подниму,
А потом их опущу,
А потом попрыгаю,
Раз, два, три.
Ножками подрыгаю,
Раз, два, три.
Ручками похлопаю,
Раз, два, три.
Ножками потопаю,
Раз, два, три.
Сяду я за партой стройно,
Чтоб вести себя достойно
Дифференцированная работа с текстом
Беседа
- Прочитайте, ответьте на вопрос: какой из данных отрывков нельзя назвать текстом?
- Почему? Докажите.
- Что такое текст? (слайд 8 (16)
- Какова тема текста? (о чём?)
- В каком предложении заключена основная мысль?
- Озаглавьте.
2. Самостоятельная дифференцированная работа с текстом.
На картине «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в медно-золотом убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят бело-жёлтые берёзки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки – ряд ещё зелёных ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображённый художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далёких строений, леса, полей, засеянных озимью.
1) орфографическая работа
- Ребята, самостоятельно выполните задание к тексту.
Оля, Маша, Гена
Сильные – выписать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Объяснить.
Вика, Саша, Оганнес, Луся, Серёжа Б.
Слабые – вставить и объяснить пропущенные орфограммы в выделенных словах.
Остальные – вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
- Ребята, какую орфограмму мы вспомнили? Назовите правило.
Проверка– фронтально
Ребята, а кто увидел в тексте словарные слова? Назовите их.