Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"»
Бессоюзные сложные предложения
Цели:
- уметь устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи, правильно расставлять знаки препинания в указанных синтаксических конструкциях;
- способствовать развитию внимания, монологической речи;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация
Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ текста.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Анализ предложений, записанных на доске.
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лед.
Когда толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли о лед.
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны. (М.Пришвин)
Слово учителя
Сравнивая предложения, учитель обращает внимание учащихся на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, несмотря на смысловую близость этих синтаксических конструкций, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
Учащимся предлагается определить, какие это отличия. (Отношения между предложениями, входящими в сложносочиненное, равноправные; союз и подчеркивает последовательность происходящих действий; в сложноподчиненном - неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки: когда, как только, едва только - вpeменныe, если - условие, так как - причину и т. д.)
В бессоюзных сложных предложениях эти отношения выражены менее четко. Они зависят от содержания входящих в них простых. В бессоюзных сложных предложениях велика роль интонации, которая придает синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.
- Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания?
Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
Бабушка сердилась - внучка не слушалась.
(В первом предложении интонация перечислительная, она требует постановки запятой. Второе предложение: двоеточию соответствует предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первом предложении. При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первом предложении и понижается во втором.)
Таким образом, смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложения выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения более четкие, а в бессоюзных предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. Смысловые отношения в бессоюзных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания.
3. Упр. 407, выписать только бессоюзные сложные предложения, составить их схемы.
4. Замените выделенные члены предложения синонимичными так, чтобы вместо данного предложения получилось: а) сложноподчиненное, б) сложносочиненное, в) бессоюзное сложное предложение. Можно изменять порядок следования простых предложений, добавлять нужные слова.
1. Из-за размытых дорог строительство моста приостановилось.
2. В результате сильного снегопада движение в городе было затруднено.
3. После успешно проведенного конгресса деятельность ученых активизировалась.
5. Словарная работа.
Экипаж
Виртуоз
Адресат
Адресант
Абитуриент
Выяснить лексическое значение слов по словарю, составить с ними бессоюзные предложения