Задание к словарному диктанту: используя слова словарного диктанта составить по одному определенно-личному, неопределенно- личному, безличному и назывному предложению (пока сильные учащиеся выполняют данное задание, слабые учащиеся работают у доски) Задание для слабых учащихся: найти главные члены предложения, определить тип односоставного предложения:
Друзья мои! Оставим витязей на час. ( П.) Представьте себе раннее летнее утро в деревне.( Бенц.)
Вчера у меня шапку украли в театре. ( Аверч.) Стемнело. В гостиной еще не зажигали огня. (К.)
В таких местах мелко. ( Тит.) Вечер. Дождь. Унылое ненастье.(Пр.)
Середина апреля. ( Кедр.)
4. Выполнение тестовых заданий:
Вариант №1
Эти предложения в грамматической основе содержат один главный член (состав)- подлежащее или сказуемое?
а) Стемнело. Похолодало. б) Где-то пели, смеялись и плакали. в) Море, ночь, луна.
Вариант №2
Неопределенно-личные предложения- это?
А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.
Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.
В) это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.
2. Безличное предложение- это?
А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.
Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.
В) это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.
3. Назывное предложение- это?
А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.
Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.
В) это односоставные предложения, в которых имеется один главный член- подлежащее, выраженное формой именительного падежа.
4. Предложение: Оставь напрасные заботы, не обнажай минувших дней. ( Лерм.) является:
а) безличным; б) определенно-личным; в) назывным.
5. Укажите неопределенно-личное предложение:
а) Сижу за решеткой в темнице сырой.
Б) В ветреную погоду пускали змеев.
В) В боку колет.
6. Укажите безличное предложение:
а) Вон колодец. Вот и дорога. Б) На душе радостно. В) В селе строили новую школу.
7. Укажите назывное предложение:
а) Утро. б) Стемнело. в) Люблю тихие зори.
( после выполнения тестовых заданий- взаимопроверка)
5. Работа по индивидуальным карточкам по вариантам:
Вариант №1
Задание №1.
Сгруппируйте односоставные предложения по типам:
Определенно-личные предложения:
1) Еду, еду в чистом поле. 2) В часы уединения возьми одну из наших любимых книг и прочти.
3) Одолжи мне, милый, на сегодня орден. 4) Жди ясного на завтра дня.
Неопределенно-личные предложения:
1) В дверь три раза постучали. 2) А ночью опять ходили в деревни, искали, ходили с фонарями на реку.3) Глыбу обтесывали медными зубилами и шлифовали. 4) Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова.
Безличные предложения:
1) Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле.2) В небесах торжественно и чудно! 3) Жаль мне было расставаться со стариком. 4) Утром долго не светало.
Замените приведенные двусоставные предложения односоставными. Запишите. Определите тип односоставных предложений.
1) Она не хотела идти за калитку. 2) Вечер был удивительно теплый. 3) На улице шел дождь.4) Я люблю необозримую степную гладь.
Задание №3
Прочитайте, укажите грамматическую основу предложений. Замените эти предложения неопределенно-личными. Запишите неопределенно-личные предложения.
Лошади были запряжены. 2) В бассейн рабы днем и ночью поднимали воду из глубоких колодцев. 3) Давно заметили гвоздику люди. 4) Мы пили чай обычно ночью.
Задание №4
Замените данные предложения безличными. Запишите безличные предложения, обозначьте грамматическую основу.
1) Впереди слышны были выстрелы. 2) Вдали в небе видны были птицы. 3) Только песне нужна красота. 4) На склоне холма видны деревянные телеги.
Задание №5
Выписать из данного текста только назывные предложения.
Рябина краснеет.
Утро р…систое. ( Во)все нет паутины на вырубках. Очень тихо. Слышно сойку, дрозда. Р…бина очень краснеет. Березки начинают ж…лтеть. Над скоше…ой травой (из)редка перелетают белые бабочки.
Замените приведенные двусоставные предложения односоставными. Запишите. Определите тип односоставных предложений.
1) Новая волна подхватила лодку. 2) В августе солнце пекло невыносимо. 3) Дул сильный ветер с запада.4) Я люблю тихую золотую осень.
Задание №3
Прочитайте, укажите грамматическую основу предложений. Замените эти предложения неопределенно-личными. Запишите неопределенно-личные предложения.
А (в)низу люди слушали чудный звон колоколов. 2) Эти массивные плиты древние строители покрывали слоем тростника. 3) К тайному крыльцу ранним утром слуги подогнали санки. 4) Помещение для больных они выкрасили белой эмалевой краской.
Задание №4
Замените данные предложения безличными. Запишите безличные предложения, обозначьте грамматическую основу.
1) На востоке, низко над горизонтом, была видна комета. 2) В бору ничего не видно. 3) Слышны звуки гармони. 4) Ему приказали отступать.
Задание №5
Выписать из данного текста только назывные предложения.
Тихий снег.
Что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину…И всякий звук только усиливал ее. Петух заорал, ворона звала, дятел барабанил. Но тишина от всего этого росла.