kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему "Типы односоставных предложений."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – исследование.Первый урок в разделе « Односоставные предложения». Он тесно связан с ранее изученным материалом о главных членах предложения, грамматической основе. Знание подлежащего и сказуемого, умение их находить в предложениях помогают легче разобраться в новой теме. Урок тесно связан с литературой, ИЗО, т.к. учит правильно использовать односоставные предложения при написании сочинений, описании картин. Специфика этого урока заключается в познании учащихся видов односоставных предложений с главным членом предложения - подлежащим и главным членом - сказуемым. Урок  построен согласно целям: дать понятие односоставного предложения, познакомить с видами по своему значению и способу морфологического выражения главного члена, показать функции в употреблении односоставного предложения. Формировать умение находить их в текстах. Была организована словарная работа по упражнению.  Повторение грамматической основы, нахождение ее в предложениях приводит к выводу о существовании двусоставных и односоставных предложений. Спланирована работа по выработке умения отличать односоставные предложения от двусоставных. Спланирована исследовательская работа по изучению параграфов. Здесь проявляется умение работать с книгой, т.е. проблема НОТ. Чтение параграфа и составление опорных схем, т.е. уплотнение материала.Закрепление спланировано так, чтобы работал весь класс. Сначала устно, затем работа в парах, после чего работают в группах. Спланирована межпредметная связь с  русским, казахским и английским языками. На эти языки переводятся пословицы и поговорки. Вывод: односоставные предложения есть и в казахском, и в русском, и в английском языках.

Имеется творческая работа. Записать несколько предложений на тему «Осень». После каждого этапа подводятся итоги. Определенно-личные предложения используются в художественном, научном, публицистическом, разговорном стилях. Делают речь ясной, точной, лаконичной.

Неопределенно-личные чаще используются в пословицах, потому что пословицы и поговорки носят обобщенный характер. Используются в научной речи при описании процессов и в устной речи.

При составлении опорной схемы, дети ищут примеры из упражнений, показывая умения находить нужный материал.  Имеется материал воспитательного характера. Это тексты с инструкциями поведения людей на улице и во дворе, с правилами поведения в библиотеке. Рефлексия спланирована в форме фронтального опроса, пятистишия, диаграммы Венн.

В течение всего урока дети оценивают свою работу. Класс сильный, поэтому домашнее задание спланировала в виде разноуровневых заданий (по выбору.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Типы односоставных предложений." »

Разработка урока русского языка в 8-ом классе.

Дата проведения:

Тема: Типы односоставных предложений.

Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений.

Задачи:

образовательная: углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений.

развивающая: формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний

воспитательная: формирование чувство долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Оборудование и ТСО :1. Учебник.

2. Тетрадь с ОК

4. Компьютерная презентация.

5. Схема: «Односоставные предложения»

Педагогические технологии: технология вторичного осмысливания знаний, практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению.

Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих, сообщение темы и цели урока.

Решение проблемного вопроса.

Объяснить, почему в предложениях перед союзом И необходима запятая.

Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.

От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой. Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.

  • Запишите под диктовку строфу из стихотворения С. Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

  • Сколько в этой строфе предложений?

  • Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

  • Чем отличаются строение этих предложений?

Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)

Изучение нового материала.

Работа с учебником и последующая беседа по прочитанному материалу.

Откройте учебники, прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы:

  1. В чем различия между односоставными и двусоставными предложениями?

  2. В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?

  3. Какие предложения называются односоставными? Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения?

Итак, уметь «узнавать в лицо» односоставное предложение, которое может «наряжаться в разные костюмы», важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений.

Составление опорного конспекта по презентации и материалам учебника.

Составим опорный конспект по теме: «Виды предложений». В этом нам помогут слайды компьютерной презентации. (см. приложение)

С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта:


Найди главный член предложения


подлежащее сказуемое


Прочитайте в учебнике названия § 21-24. Какие бывают виды односоставных предложений?

Тип односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного. Отразите это в опорном конспекте.

В тетрадях-справочниках дети записывают алгоритм определения односоставных предложений.


Найди главный член предложения



подлежащее сказуемое


назывное Определи, чем выражено сказуемое




глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн.ч. –безличный глагол;

наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., - личный глагол в

повелит. накл. мн.ч. прош. вр. безличном значении.

- не было нет.

? ? ? ? ? ?

☺ ☺ ? ? - н. ф. глагола

я ты мы? вы? они? - вспомог. гл. + н.ф. гл.

определенно-личное неопределенно-личное - было (нул. св.) + нареч.

(о/л) (н/л) - было (нул. св.) + кр.прич.

☻ ср.р

безличное

(б/л)


Игровой момент.

Чтобы ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, проведем игру на внимание:

Задание. Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено:

  • Словом нет?

  • Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени?

  • Кратким страдательным причастием в среднем роде?

  • Глаголом в 1 лице будущего времени?

  • Неопределенной формой глагола?

  • Наречием?

  • Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени?

  • Безличным глаголом 3 лица будущего времени?

  • Личным глаголом в безличном значении?

  • Глаголом в повелительном наклонении?

  • Словом не было?

  • Глаголом в форме 2-лица настоящего времени?

  • Если в предложении только подлежащее?


Запись образцов рассуждения.

Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в тетрадях- справочниках (опорных конспектов) в следующем виде:

Пахло милым тлением осени - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.

Люблю грозу в начале мая - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.

Славная осень - предложение односоставное, так как в нем один главный член- подлежащее, это предложение назывное.

Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.

Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.


Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.

сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п.

  1. Майский полдень. Топот и фырканье. (н)

  2. Расскажите мне что-нибудь веселенькое.

  3. В газетах бранят его очень.

  4. На этот вопрос нельзя ответить сразу.

  5. Дождя уже не было слышно.

  6. Ему стало стыдно за человечество.

  7. Чуть брезжило.

  8. Мне уже было скучно спорить и хотелось спать.

Графический диктант.

Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ буквами: н (назывное), о/л (опред.-личное), б/л (безличное).

  1. Серое осеннее утро. Вот и станция.

  2. Причин не спрашивайте.

  3. Заиграли увертюру.

  4. Было холодно и сыро.

  5. Чуть брезжило.

  6. Нет войне!

Диагностическая самостоятельная работа.

Задание. Определить тип односоставного предложения.

1 вариант.

1. Люблю тебя, моя Россия!

2. В справочном бюро часто звонили.

3. Мне не спалось.

4. Ночь. Тишина.

5. В пальто тепло и сухо.

6. Не бывать тебе там.

7. Открой окно.

8. Нет спичек.


2 вариант.

1. Поражаюсь погоде, Маша!

2. В газетах пишут о выборах.

3. Вчера мне не здоровилось.

4. Москва. Красная площадь.

5. Нам здесь хорошо.

6. Не догнать тебе бешеной тройки.

7. Не спеши.

8. Ручки у меня нет.



Дидактический материал к следующему уроку подбирался с учетом ошибок, сделанных в работе, однако в продолжение следующих уроков усложняется не только содержание дидактического материала, но и приемы работы; все большее значение приобретают 2 аспекта: стилистическая роль каждого из типов односоставного предложения и односоставных предложений в составе сложного.

Подведение итогов.

Что нового узнали для себя дети.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание.

Выучить опорный конспект.

Найти и записать примеры односоставных предложений из любых источников



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка на тему "Типы односоставных предложений."

Автор: Бардашевская Любовь Яковлевна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок русского языка в 8 классе по теме: "Типы односоставных предложений""
    ["seo_title"] => string(78) "urok_russkogho_iazyka_v_8_klassie_po_tiemie_tipy_odnosostavnykh_priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "368752"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481544094"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок русского языка  Тема: Односоставные и неполные предложения. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-tiema-odnosostavnyie-i-niepolnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "142645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418322284"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка "ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-russkogho-iazyka-tipy-odnosostavnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "153222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420983334"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока русского языка на тему "«Определенно-личные предложения»" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-opriedielienno-lichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "221963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435694144"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства