Урок русского языка на тему "Типы односоставных предложений."
Урок русского языка на тему "Типы односоставных предложений."
Урок – исследование.Первый урок в разделе « Односоставные предложения». Он тесно связан с ранее изученным материалом о главных членах предложения, грамматической основе. Знание подлежащего и сказуемого, умение их находить в предложениях помогают легче разобраться в новой теме. Урок тесно связан с литературой, ИЗО, т.к. учит правильно использовать односоставные предложения при написании сочинений, описании картин. Специфика этого урока заключается в познании учащихся видов односоставных предложений с главным членом предложения - подлежащим и главным членом - сказуемым. Урок построен согласно целям: дать понятие односоставного предложения, познакомить с видами по своему значению и способу морфологического выражения главного члена, показать функции в употреблении односоставного предложения. Формировать умение находить их в текстах. Была организована словарная работа по упражнению. Повторение грамматической основы, нахождение ее в предложениях приводит к выводу о существовании двусоставных и односоставных предложений. Спланирована работа по выработке умения отличать односоставные предложения от двусоставных. Спланирована исследовательская работа по изучению параграфов. Здесь проявляется умение работать с книгой, т.е. проблема НОТ. Чтение параграфа и составление опорных схем, т.е. уплотнение материала.Закрепление спланировано так, чтобы работал весь класс. Сначала устно, затем работа в парах, после чего работают в группах. Спланирована межпредметная связь с русским, казахским и английским языками. На эти языки переводятся пословицы и поговорки. Вывод: односоставные предложения есть и в казахском, и в русском, и в английском языках.
Имеется творческая работа. Записать несколько предложений на тему «Осень». После каждого этапа подводятся итоги. Определенно-личные предложения используются в художественном, научном, публицистическом, разговорном стилях. Делают речь ясной, точной, лаконичной.
Неопределенно-личные чаще используются в пословицах, потому что пословицы и поговорки носят обобщенный характер. Используются в научной речи при описании процессов и в устной речи.
При составлении опорной схемы, дети ищут примеры из упражнений, показывая умения находить нужный материал. Имеется материал воспитательного характера. Это тексты с инструкциями поведения людей на улице и во дворе, с правилами поведения в библиотеке. Рефлексия спланирована в форме фронтального опроса, пятистишия, диаграммы Венн.
В течение всего урока дети оценивают свою работу. Класс сильный, поэтому домашнее задание спланировала в виде разноуровневых заданий (по выбору.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Типы односоставных предложений." »
Разработка урока русского языка в 8-ом классе.
Дата проведения:
Тема: Типы односоставных предложений.
Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений.
Задачи:
– образовательная: углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений.
– развивающая: формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний
– воспитательная: формирование чувство долга и ответственности за собственные результаты в учебе.
.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.
Оборудование и ТСО :1. Учебник.
2. Тетрадь с ОК
4. Компьютерная презентация.
5. Схема: «Односоставные предложения»
Педагогические технологии: технология вторичного осмысливания знаний, практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению.
Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих, сообщение темы и цели урока.
Решение проблемного вопроса.
Объяснить, почему в предложениях перед союзом И необходима запятая.
Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.
От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой. Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.
Запишите под диктовку строфу из стихотворения С. Есенина:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Сколько в этой строфе предложений?
Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Чем отличаются строение этих предложений?
Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)
Изучение нового материала.
Работа с учебником и последующая беседа по прочитанному материалу.
Откройте учебники, прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы:
В чем различия между односоставными и двусоставными предложениями?
В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?
Какие предложения называются односоставными? Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения?
Итак, уметь «узнавать в лицо» односоставное предложение, которое может «наряжаться в разные костюмы», важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений.
Составление опорного конспекта по презентации и материалам учебника.
Составим опорный конспект по теме: «Виды предложений». В этом нам помогут слайды компьютерной презентации. (см. приложение)
С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта:
Найди главный член предложения
подлежащеесказуемое
Прочитайте в учебнике названия § 21-24. Какие бывают виды односоставных предложений?
Тип односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного. Отразите это в опорном конспекте.
В тетрадях-справочниках дети записывают алгоритм определения односоставных предложений.
Найди главный член предложения
подлежащее сказуемое
назывное Определи, чем выражено сказуемое
глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн.ч. –безличный глагол;
наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., - личный глагол в
определенно-личное неопределенно-личное - было (нул. св.) + нареч.
(о/л) (н/л) - было (нул. св.) + кр.прич.
☻ ср.р
безличное
(б/л)
Игровой момент.
Чтобы ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, проведем игру на внимание:
Задание. Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено:
Словом нет?
Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени?
Кратким страдательным причастием в среднем роде?
Глаголом в 1 лице будущего времени?
Неопределенной формой глагола?
Наречием?
Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени?
Безличным глаголом 3 лица будущего времени?
Личным глаголом в безличном значении?
Глаголом в повелительном наклонении?
Словом не было?
Глаголом в форме 2-лица настоящего времени?
Если в предложении только подлежащее?
Запись образцов рассуждения.
Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в тетрадях- справочниках (опорных конспектов) в следующем виде:
Пахло милым тлением осени- предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.
Люблю грозу в начале мая- предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.
Славная осень- предложение односоставное, так как в нем один главный член- подлежащее, это предложение назывное.
Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.
Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.
Объяснительный диктант с грамматическим заданием.
Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.
сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п.
Майский полдень. Топот и фырканье. (н)
Расскажите мне что-нибудь веселенькое.
В газетах бранят его очень.
На этот вопрос нельзя ответить сразу.
Дождя уже не было слышно.
Ему стало стыдно за человечество.
Чуть брезжило.
Мне уже было скучно спорить и хотелось спать.
Графический диктант.
Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ буквами: н (назывное), о/л (опред.-личное), б/л (безличное).
Серое осеннее утро. Вот и станция.
Причин не спрашивайте.
Заиграли увертюру.
Было холодно и сыро.
Чуть брезжило.
Нет войне!
Диагностическая самостоятельная работа.
Задание. Определить тип односоставного предложения.
1 вариант.
1. Люблю тебя, моя Россия!
2. В справочном бюро часто звонили.
3. Мне не спалось.
4. Ночь. Тишина.
5. В пальто тепло и сухо.
6. Не бывать тебе там.
7. Открой окно.
8. Нет спичек.
2 вариант.
1. Поражаюсь погоде, Маша!
2. В газетах пишут о выборах.
3. Вчера мне не здоровилось.
4. Москва. Красная площадь.
5. Нам здесь хорошо.
6. Не догнать тебе бешеной тройки.
7. Не спеши.
8. Ручки у меня нет.
Дидактический материал к следующему уроку подбирался с учетом ошибок, сделанных в работе, однако в продолжение следующих уроков усложняется не только содержание дидактического материала, но и приемы работы; все большее значение приобретают 2 аспекта: стилистическая роль каждого из типов односоставного предложения и односоставных предложений в составе сложного.
Подведение итогов.
Что нового узнали для себя дети.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
Выучить опорный конспект.
Найти и записать примеры односоставных предложений из любых источников