Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот"»
Тема урока:Причастный оборот.
Цель урока:1. добиться осмысления учащимися сути причастного оборота, сформировать умение конструировать причастный оборот2. умение определять границы причастного оборота.3.развитие речи, грамотность.
Ход урока.
Ⅰ.Организованное начало урока.
II.Психологический настрой.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
***
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II.Тестовая проверка знаний и умений по теме.
Восполни недостающие в определении слова.
Причастие - …,оно обозначает признак … и отвечает на вопросы… .
-Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.
1.На улице светило яркое солнце.
2.Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
3.По реке, скованной льдом, можно кататься на коньках.
4.С неба падали холодные снежинки.
5.Смирно стоят зеленеющие ели.
6.В поле завывает злая вьюга.
7.Падающий снег сверкал на солнце.
8.Заяц оставил на снегу маленькие следы.
9.Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.
ПРОВЕРИМ!
Причастия Прилагательные
уснувший яркое
скованной холодные
зеленеющие злая
падающий маленькие
заколдованный загадочной
Определим у причастий признаки глагола и прилагательного.
IV.Изучение нового материала.
1.Наблюдение.
Укажите роль причастия в следующих словосочетаниях и распределите словосочетания в два столбика:
1) причастие – главное слово; 2) причастие - зависимое слово
Карточка.
Лающий щенок, жалобно мяукавший, размотанный клубок, сидящий перед зеркалом, вздыхающий жираф, сидящий на жердочке, качающийся попугай, порхающая бабочка, умывающийся лапкой.
Карточка
Проверим...
жалобно мяукавший лающий щенок
сидящий перед зеркалом размотанный клубок
качавшийся на жердочке вздыхающий жираф
умывающийся лапкой качающийся попугай
порхающая бабочка
мяукавший (как?) жалобно
сидящий (где?) перед зеркалом
качавшийся (на чем?) на жердочке
умывающийся (чем?) лапкой
Причастие +зависимое слово =причастный оборот
- Причастие с зависимым от него словом называется причастным оборотом.
Котята,спрятавшиеся за спиной кошки, тихо мяукали.
- Слово, от которого зависит причастие, называется определяемым.
Назовите определяемое слово в этом предложении.
V.Закрепление материала.
1)КАРТОЧКА 9.
Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал школьник.
Земля, которую освещает солнце.
Дома, которые стоят по краю дороги.
Небо,которое грозно потемнело.
2)Карточка 10.
Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, запятыми не выделяется.
Умывающийся лапкойкотенок сидел на крыльце.
Слайд 11.
Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.
Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом.
Леса сияли всеми цветами радуги. 2) Травы перевезли в деревню.
3)Карточка 12.Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми.
Цветы, растущие на клумбе, благоухали ароматом.
Карточка13.
4)Самостоятельная работа.Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.
1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру.
VI. Работа по учебнику. Упражнение 77 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой.