Урок русского языка в 7 классе «Повторение изученного по теме «Причастие»»
Урок русского языка в 7 классе «Повторение изученного по теме «Причастие»»
Цели: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе «Повторение изученного по теме «Причастие»»»
Конспект урока русского языка в 7 классе. Причастие
Урок русского языка в 7 классе «Повторение изученного по теме «Причастие».
Цели: 1) Образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте. 2) Развивающие: развивать у учащихся навыки самоконтроля, совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам. 3) Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя. Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2010, компьютер, мультимедиа проектор, экран. Презентация содержит: • тексты заданий и ответы к ним, демонстрационные таблицы по теме «Причастие»; • иллюстративный материал: портрет И. А. Бунина, репродукции картин русских художников (И. И. Левитан «Весна. Большая вода», «Золотая осень», И. И. Шишкин «Рожь», «Родник в лесу», Г. Г. Мясоедов «Косцы», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»). Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска. Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, наглядности. Тип урока: комбинированный. Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
(И. А. Бунин)
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Запись даты и темы урока в тетради. В октябре 2015 года в России будет отмечаться литературный юбилей – 145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Эпиграфом к уроку являются строчки из рассказа писателя «Преображение». Эти слова относятся к герою Бунина, но их можно отнести и к самому автору. Иван Алексеевич очень любил Россию, природу, прекрасно знал жизнь русской деревни. Писатель много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не прерывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений: Ты видишь – я твоей красы не позабыл И, сердцем чист, твой мир благословляю, Обетованному, отеческому краю Я принесу остаток гордых сил. Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции. 2. Сегодня на уроке мы с вами будем «собирать» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях Бунина приметы родного края – САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВУ. У каждого на столе лежит карта самоконтроля. В ходе урока вы будете оценивать свою работу по пятибалльной системе. Проверка дом задания. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии. 3. Упражнения на отработку умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила. Самооценка выполнения задания. Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте? Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.
1) Высоко полный месяц стоит В небесах над туманной землёй, Бледным светом леса серебрит, Напоённые белою мглой. 2) Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду. 3) Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой. 4) На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба. 5) Ветер не унимался. Он волновал сад, нагонял зловещие космы пепельных облаков. Из такой трёпки сад выходил совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, и каким-то притихшим, смирившимся. Самооценка выполнения задания в Карте самоконтроля. 4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя – встречи с Буниным нам с вами предстоят ещё на уроках литературы. А сейчас в Карте самоконтроля посчитайте средний балл за работу на уроке. Закончите предложения:
Учащиеся читают получившиеся предложения. Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу!