Урок русского языка в 7 классе на тему: "Употребление наречий в речи"
Урок русского языка в 7 классе на тему: "Употребление наречий в речи"
Цель данного урока - создать условия для исследовательской деятельности учащихся.
Урок разработан на основе краеведческих материалов – одного их эффективных средств патриотического и нравственного воспитания. Использование местного материала на уроке помогает естественно, без назидательности соединить учебно - познавательные и воспитательные задачи. Ребята с большим удовольствием и интересом анализируют тексты близкие им по духу, рассказывающие о родных местах, знакомых людях. Такая работа даёт возможность органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе на тему: "Употребление наречий в речи"»
Урок-исследование:"Употребление наречий в речи" 7 класс
Тип урока: исследование.
Вид урока: урок-анализ текстов.
Технологии:
1. Объяснительно-иллюстративные технологии (рассказ, беседа, самостоятельная работа над учебным материалом).
2. Проблемно-поисковые технологии (исследовательский).
3. Коммуникативные технологии (диалог, работа в группах).
4. Элементы технологии развития критического мышления. Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся по определению функций наречия в речи; организовать их деятельность по совершенствованию умения использовать имеющиеся знания, умения употреблять наречия в речи при конструировании предложений. Задачи урока: - образовательные (формирование познавательных УУД)
1) сформировать у учащихся знания о роли наречий в прозаическом и лирическом текстах;
формировать у учащихся умения поисковой и исследовательской деятельности;
формировать умение применять полученные ранее знания при анализе текста;
обогатить лексический запас учащихся наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным;
развивать у учащихся навык по составлению предложений;
совершенствовать умение определять наречия в тексте;
- воспитательные:
1) Воспитание патриотизма, бережного отношения к историческим документам, к музейным экспонатам, к историческому прошлому народа. 1) развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений. 2) формировать умение работать в группе: договариваться и приходить к общему решению, оказывать взаимопомощь. 3) формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду. 4) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся. 5) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе. - развивающие: 1) Развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к русскому языку с помощью краеведческого материала, текстов писателей и поэтов разных народов. 2) Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание. 3) Развивать устную и письменную речь учащихся. Методы обучения: исследовательский, индуктивный, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, исполнение, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся. Формы организацииучебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: презентация, проектор, распечатанные тексты, листы оценивания.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Вступительное слово учителя: Ребята, выполнив задание, вы поймёте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Мозговой штурм. Составь фразу! (Слайд 2)
1.От глагола употреблять образовать существительное при помощи суффикса –ени
3.Взять предлог из словосочетания броситься в атаку
4.Добавить слово- имя существительное 3 склонения, употреблённое в предложном падеже, которое обозначает способность пользоваться языком, говорить.
Учитель: Мы получили название темы урока: Употребление наречий в речи. (записать в тетрадь)
Побуждающий диалог.( технологии проблемного обучения на уроках русского языка) Вопрос учителя:Слова каких, по вашему мнению, частей речи чаще всего используются в языке?(ответы школьников: сущ., прилаг. мест.,глаг.)Учитель: вы правы. А знаете ли вы, что среди 9 тысяч самых частотных слов наречий - 705, или 8%, поэтому по количеству они занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6-ое место после существительных, глаголов, местоимений, предлогов и прилагательных.
Постановка учебной проблемы.
Учитель: Так стоит ли такой малоупотребляемой части речи вообще уделять внимание? На уроке мы проведём небольшое исследование и на примерах текстов художественного стиля выясним, какую роль играют наречия в русском языке, с какой целью используются в речи, можно ли в художественных текстах обойтись без наречий. Попробуем сформулировать гипотезу: (ребята предлагают варианты)
Гипотеза: (Слайд 3)
В речи и в художественных текстах можно обойтись без наречий. Если наречия не будут использоваться в художественных произведениях, то текст всё равно не потеряет свой основной смысл.
Учитель: Сегодня мы с вами работаем в группах, которые были заранее сформированы так, чтобы уровень знаний во всех был равным, и чтобы каждый учащийся выполнял посильное для него задание. У каждой группы есть консультант, который регламентирует работу всей группы: распределяет задания, проверяет качество выполнения, выдвигает выступающего (спикера) или выступающих от группы и оценивает в баллах работу каждого члена группы в листе оценивания. Задача консультанта, добиться, чтобы каждый член группы принял активное участие в работе.
Критерии оценивания и лист оценивания (Слайд 4) (для каждого ученика)
2 этап. Работа по теме урока: «Роль наречия в художественном тексте».
«Роль наречия в художественном стиле речи – прозаический текст».
«Роль наречия в художественном стиле речи – поэтический текст».
3 этап. Конструирование предложений с наречиями.
4 этап. Подведение итогов урока
5 этап. Домашнее задание
6 этап. Рефлексия.
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг. Как ярко, ослепительно светит солнце, как стремительно летит время, как спокойно и счастливо мы живём под мирным небом и очень быстро становимся взрослыми. Вы слышите, сколько наречий я произнесла для того, чтобы описать изменения, происходящие в нашей жизни. Сегодня мы попытаемся проследить, как часто употребляем мы наречия в разных текстах и каково их роль.
Для исследовательской работы я предлагаю вам особенные тексты.
1 текст – прозаический. Составлен по материалам книги нашего Увельского краеведа, Михаила Александровича Тренина, который вёл летопись района и написал 5 томов книги «Край увельский – Отчизны частица» (Демонстрация пятитомника).
2 текст - лирический. Авторы Р. Гамзатов, Я. Френкель
Анализ 1 текста. Тексты распечатаны для каждого ученика.
1 этап работы – повторение изученного, актуализация знаний. Текст 1. (Слайд 6)
Рано утром 22 июня 1941 года бронированные полчища фашистской Германии вероломно напали на нашу страну. Кованый немецкий сапог безжалостно топтал нашу священную землю. Отчизне угрожала смертельная опасность. Миллионы советских людей, надев солдатские шинели, взяв в руки оружие, ушли на войну. Героически сражались на фронтах Великой Отечественной воины - увельчане. Много солдат погибло на полях сражений. Они покрыли себя неувядаемой славой во имя жизни человечества на Земле.
29 октября 1969 года на привокзальной площади в посёлке Увельском на митинге был торжественно открыт памятник воинам-землякам, погибшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Память о героях, ушедших в бессмертье, священна и вечна!
Задание 1 группе. (распечатано)
1.Прочитать выразительно.
2.Доказать, что это текст:
-определить тему текста.
-обозначить главную мысль.
-назвать известные средства связи предложений в тексте: (повтор слов, синонимы, перифраз, антонимы, местоимения, наречия и союзы как средства связи; особенности синтаксических конструкций; прямой и обратный порядок слов; видовременная связь).
3.Определить тип речи. Обосновать своё мнение.
4.Озаглавить.
5.Ответить на вопрос: Какую важную дату отмечает вся наша страна 9 мая 2015 года. (70- летие Великой победы)
5.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
6.Раздельное написание предлогов с другими словами
7. Правописание приставок пре - и при -
2.Задание по пунктуации. Заполнить таблицу примерами, обосновать выбор.
Запятая в предложении
Примеры
1. С причастным оборотом
2. С деепричастным оборотом
Задание 3 группе.
1.Выписать из текста на дополнительные листы бумаги наречия и закрепить на магнитной доске. Обосновать свой выбор, используя для доказательства таблицу.
Выбери правильный ответ и закончи предложения. (выдели любым знаком)
1.Эти слова – наречия, потому что
Обозначают
1.Действие предмета
2.Предмет
3. Признак предмета
4.Признак действия
2. Эти слова – наречия, потому что
Отвечают на вопросы
1.Что делать? Что сделать?
2.Какой? Какие?
3.Когда? Где? Куда? В какой степени?
С какой целью?
4.Кто? что?
3.Эти слова – наречия, потому что наречия
1.Изменяются по лицам и числам
2.Не изменяются
3.Изменяются по падежам
4.Эти слова – наречия, потому что
В предложении чаще всего бывают
1.Сказуемыми
2.Обстоятельствами
3.Подлежащими
4.дополнениями
5.Эти слова – наречия, потому что
1. Наречие - это служебная часть речи,
2.Наречие -это самостоятельная часть речи
Итоги 1 этапа работы. Представление группами результатов исследования.
Заполнение листов оценивания.
2 этап.Работа по теме урока: «Роль наречий в художественном тексте».
«Роль наречия в художественном стиле речи – прозаический текст» (Слайд 7)
Лингвистический эксперимент. (Слайд 8, 9 ) Работают все три группы. Задание: Попробуем убрать наречия из текста. Проанализировать получившиеся предложения. Подготовить ответ на вопрос: «Что изменилось в содержании?»
1. Рано утром 22 июня 1941 года бронированные полчища фашистской Германии вероломно напали на нашу страну. 2. Кованый немецкий сапог безжалостнотоптал нашу священную землю. 3.Отчизне угрожала смертельная опасность. 4.Миллионы советских людей, надев солдатские шинели, взяв в руки оружие, ушли на войну. 5.Героически сражались на фронтах Великой Отечественной воины - увельчане. 6. Много солдат погибло на полях сражений. 7.Они покрыли себя неувядаемой славой во имя жизни человечества на Земле.
8. 29 октября 1969 года на привокзальной площади в посёлке Увельском на митинге был торжественно открыт памятник воинам-землякам, погибшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. 9. Память о героях, ушедших в бессмертье, священна и вечна!
Представитель от каждой группы вывешивает на доске заполненную таблицу с результатами эксперимента. Делает выводы.
Роль наречий в данном тексте
1 предложение - рано утром, вероломно
2, 5, 8 предложение -безжалостно, героически, торжественно
6 предложение - много
Примерные ответы учащихся. (демонстрируют на магнитной доске)
(1 предложение (рано утром) – Исчезла конкретность временного значения, (вероломно) значение неожиданности действия.
2, 5, 8 предложение (безжалостно, героически, торжественно)– поясняет характер действия.
6 - (много) указывает на степень количества, отвечает на вопросы: на сколько?; в какой степени?; как? «Много» - неизменяемое, определительное (степень количества) наречие.
Учитель: Ребята, сделаем промежуточный вывод. Какова функция наречий в прозаическом тексте?
Ответы учащихся. Наречия позволяют более точно, более выразительно характеризовать действие, предмет, признак, передавать наше отношение к тому, о чём мы говорим и пишем. Наречие увеличивает информационную емкость повествования без расширения объема сообщения. (Слайд 10)
Заполнение листов оценивания.
2.Учитель: продолжаем наше исследование и рассмотрим функцию наречий в поэтическом тексте.
Задание группам: Прослушать песню в исполнении М. Бернеса (видеоролик). (Слайд 11) Прочитать текст (распечатан)
Учитель: Какие чувства вы испытали, слушая песню? Обратите внимание на повторяющееся строфы стихотворения. Скажите, какой образ создается, благодаря этому повтору.
Журавли
Слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля
Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня. И в том строю есть промежуток малый - Быть может, это место для меня. Настанет день, и журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле. Из-под небес по-птичьи окликая, Всех вас, кого оставил на земле. Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.
Учитель: Я предлагаю вам прослушать рассказ об авторе произведения и истории создания песни. (Выступление подготовленного ученика). (Слайд 12)
Задание 2 группе. Доказать, что стихотворение «Журавли» является текстом.
Задание 1 группе: Выписать наречия в таблицу, обосновать выбор и определить частотность их употребления в тексте.
Наречия
Всего слов в стихотворении
Из них наречий
Задание 3 группе: Определить роль наречий в тексте данного стихотворения.
Слова - наречия функция наречий в стихотворении
Представители групп выступают с результатами проведённой работы.
Выводы об употреблении наречий в тексте стихотворения.
Учитель: Итак, дополним выводы о роли наречий в речи. Ребята предлагают свои варианты ответа
Учитель: мы видим, что наречий в тексте стихотворения совсем немного, но в этом случае на них ложится важная задача: используются они автором нередко вначале или в заключительных строчках стихотворения и дают оценку действия, усиливают речь, придают тексту яркость, величественность усиливают энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку.
Заполнение листов оценивания.
3этап. Учитель: следующий этап работы: конструирование предложений с наречиями.
Задание группам. Перед вами конверты, в них – слова. Ваша задача - составить предложения, приклеив каждое слово на чистый лист. Назвать наречия и определить, какую функцию выполняет это слово в предложении.
Задание 1 группе:
1.Много лет в музее Луговской школы бережно хранятся документы участника Великой Отечественной войны Кассихина Филиппа Яковлевича.
Задание 2 группе:
2.Особенно дорога нам Красноармейская книжка – главный документ бойца во время войны.
Задание 3 группе:
3.Изучив внимательно все её страницы, мы смогли узнать, какой боевой путь прошёл ветеран.
Представители групп выступают с отчётом о проделанной работе.
Учитель: Можно ли считать эти предложения текстом? Ответ обоснуйте.
Заполнение листов оценивания.
Учитель: Урок подходит к концу. Вы поработали очень хорошо. Мы не случайно сегодня выбрали именно эти тексты. Это ещё одно напоминание нам о том, что мы должны чтить память тех, кто отстоял независимость нашей Родины. Одна из моих учениц писала сочинение на тему «Герои Отечества – наши земляки», и в процессе работы появились такие строки:
Мне не верится, что это так было.
Мне не верится, что и впрямь,
Когда солнце ещё только всходило
Нас фашист шёл уже покорять.
Мне не верится, что мальчишки,
Ружья взяв, шли с врагом воевать.
Мне не верится, что девчонки,
У станка могли столько стоять.
Мне не верится, что в окопах
Умирал наш солдат так легко.
Мне не верится, что его шёпот
В шуме взрывов не слышал никто.
Он шептал, он просил, обращаясь,
К Богу: Господи, помоги!
И крестом себя осеняя,
Рвался в бой за свободу страны!
Мне не верится, что это так было.
Вспомнить страшно весь ужас войны.
Мне не верится, что Героев
Позабудем когда-нибудь мы.
4 этап. Подведение итогов урока Учитель. А теперь подведём итог и сделаем выводы о функции наречия.
Уточняют действие, указывают на время, место, причину.
Создают художественный образ.
При помощи наречий выражается авторская субъективно-эмоциональная оценка.
Наречие увеличивает информационную емкость повествования без расширения объема сообщения.
Делают текст ярким, выразительным.
Гипотеза не подтвердилась.
Если наречия не будут использоваться в речи, в художественных произведениях, то утратится возможность более точного, образного выражения мысли.
Учитель: Я предлагаю вам выполнить в качестве домашнего задания творческую работу на тему: «Письмо моему Герою войны» с использованием наречий.
6 этап. Рефлексия Продолжи фразу
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось
Домашнее задание мне кажется (легким / трудным)
Учитель: Благодарю всех за хорошую работу. Консультанты групп получают отличные отметки за дополнительную работу. Ребята сдают листы оценивания.
Список использованной литературы: Учебные пособия:
Баранов м.Т., Ладыженская Т.А Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций.м. Просвещение 2013
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 7-е издание. – М. : «Просвещение», 2011
Васильевых И. П. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» / И. П. Васильевых; под ред. С. И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2011. – 333 с.
Тренин М.А. Край Увельский – Отчизны частица», т. 1. Челябинск, 1997
Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 7-е издание. – М. : «Просвещение», 2001.