kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление, синквейн, кластер, самостоятельная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"»

Тема: Действительные и страдательные причастия . (7-й класс)

Цели и задачи урока:

1.дать понятие о действительных и страдательных причастиях;

2.научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи;

3. развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

Методы: объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей, групповая работа, критическое мышление.


Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, учебник, тесты, кластер, синквейн.


Ход урока.


1. Организационный момент.


2.Психологический настрой на урок.


Что для жизни нужно? Солнце!

Что для дружбы нужно? Сердце!

Что для сердца нужно? Счастье!

Что для счастья нужно? Мир!


3. «Мозговой штурм». Опрос-повторение.

Что такое причастие?

-От каких частей речи образовалось причастие?

Назовите признаки глагола у причастия?

- Назовите признаки прилагательного у причастия?

- Что такое причастный оборот?

- ЗП при причастном обороте?

4. СП (синтаксическая пятиминутка). Из каждой группы по 1 ученику у доски.


Озеро , взволнованное ветром, шумит у берега.


Лодки закачались, поднятые и опущенные волной.


В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос берега.


5. Игра «Хлопни в ладошки!» ( Учитель читает словосочетания, если это причастный оборот, нужно хлопнуть).

Торопящийся человек, торопящийся на работу, поднимающиеся альпинисты, поднимающиеся в гору, вспыхнувший свет, вспыхнувший ярко пишущие письмо, аккуратно пишущий, колеблющийся тростник, резко замолчавший, незасеянные поля, еще не засеянные, отправленное письмо, отправленное мною, решивший победить.



6. Тестовая проверка знаний и умений по теме.


1 Найди причастие.

А) белый платок

Б) белеющий платок

В)беловатый платок


2. Найди причастие.

А) горящие поленья

Б) горячая сковородка

В) высокие горы


3.Предложения с причастным оборотом.

А) Охотник, смотрящий с берега, долго протирал глаза.

Б) Отправленное письмо быстро дошло до адресата.

В) Свет, вспыхнувший ярко, ослепил глаза.

Г) Он лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду.

Ключ: 1- Б, 2- А, 3-А,Б.


7. Актуализация знаний.


-Прочитайте тему урока.

- Сформулируйте цели и задачи урока.

- Выскажите свои мнения, какие причастия будут действительными, а какие страдательными?


Постановка целей урока.


Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.


8. Практикум.


Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске. (Можно раздать картинки, по ним будут наблюдать).


а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.


б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.


Назовите причастия (покрывающих, приправленных).


Кто совершает действия в каждом причастии?

Сам предмет.

Действует другой предмет.


Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.


9 .Чтение правила в учебнике на странице 39.


Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола– инфинитива при помощи определенных морфем.


При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)


Страдательное причастие приправленных? (суффикс -нн-)


10. Рассмотрим таблицу “Действительные и страдательные причастия”:


Причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Действительные

-ущ, -ющ

-ащ, -ящ


-вш-

-ш-

Страдательные

- ом, -ем

-им

-нн- , -т-

-енн- , -ённ-




Примеры:

Несущий, дышащий, засеявший, несший,

ведомый, гонимый, читанный, увиденный, сжатый.



Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.


11. Практика под руководством учителя.


1) Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).


1-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.


а) на пестреющем лугу;

б) о движущемся предмете;

в) опавшие с тополя;

г) отнятая игрушка;

д) разлившаяся по небу.


2-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.


а) написанная учеником;

б) распиленная плотником;

в) ведущая в парк;

г) посаженные весной;

д) опрокинутый котенком.


3-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.


а) плескавшиеся волны;

б) построенный дом;

в) проверенная учителем;

г) летящим самолетом;

д) переданная людям.


4-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.


а) засыпанные аллеи;

б) покрашенный забор;

в) сидящая девочка;

г) борющийся за свободу;

д) рассказывающий о путешествии.


12.Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:


съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.



13.Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает номера предложений с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными.


1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.


2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.


3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.


4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.


5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.


6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.


7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.


8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.


9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.


10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.


Ключ: 1- вариант ( 1 2 3 6 8 ), 2-вариант ( 4 5 7 9 10 )


14. Задания группам:

1) Составьте синквейн «Причастие»;

2) Кластер «Действительные причастия»;

3) Кластер «Страдательные причастия»;


15. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка учащихся.


16. Рефлексия.


Какие причастия называются действительными?


Какие причастия называются страдательными?


От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

- Что понравилось на уроке?

- Что запомнили?

- Что не понравилось?

- Что бы хотели еще узнать?


17. Домашнее задание. § 10, упражнение 83


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Автор: Головашкина Светлана Викторовна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Турнир  знатоков  русского  языка (обобщение  по  теме  «Причастие») "
    ["seo_title"] => string(69) "turnir-znatokov-russkogho-iazyka-obobshchieniie-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "185518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426187769"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Образование страдательных причастий"
    ["seo_title"] => string(36) "obrazovaniiestradatielnykhprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "302833"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457328259"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок русского языка в 7 классе "Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времен" "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-obrazovaniie-stradatiel-nykh-prichastii-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "138361"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417531990"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  русского языка "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "130911"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416036161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства