4. СП (синтаксическая пятиминутка). Из каждой группы по 1 ученику у доски.
Озеро , взволнованное ветром, шумит у берега.
Лодки закачались, поднятые и опущенные волной.
В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос берега.
5. Игра «Хлопни в ладошки!» ( Учитель читает словосочетания, если это причастный оборот, нужно хлопнуть).
Торопящийся человек, торопящийся на работу, поднимающиеся альпинисты, поднимающиеся в гору, вспыхнувший свет, вспыхнувший ярко пишущие письмо, аккуратно пишущий, колеблющийся тростник, резко замолчавший, незасеянные поля, еще не засеянные, отправленное письмо, отправленное мною, решивший победить.
6. Тестовая проверка знаний и умений по теме.
1 Найди причастие.
А) белый платок
Б) белеющий платок
В)беловатый платок
2. Найди причастие.
А) горящие поленья
Б) горячая сковородка
В) высокие горы
3.Предложения с причастным оборотом.
А) Охотник, смотрящий с берега, долго протирал глаза.
Б) Отправленное письмо быстро дошло до адресата.
В) Свет, вспыхнувший ярко, ослепил глаза.
Г) Он лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду.
Ключ: 1- Б, 2- А, 3-А,Б.
7. Актуализация знаний.
-Прочитайте тему урока.
- Сформулируйте цели и задачи урока.
- Выскажите свои мнения, какие причастия будут действительными, а какие страдательными?
Постановка целей урока.
– Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.
8. Практикум.
Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске. (Можно раздать картинки, по ним будут наблюдать).
а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.
– Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.
9 .Чтение правила в учебнике на странице 39.
– Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола– инфинитива при помощи определенных морфем.
– При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)