Организационный момент | ХОД УРОКА 1.Вступительное слово учителя Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень важная и интересная. Сегодня мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и учиться мыслить самостоятельно. Оформление записей в тетради: дата, классная работа. (слайд 1) - Оставьте одну строчку для записи темы урока. (Тема урока записывается после решения лингвистической задачи). 2.Актуализвация изученного - Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика и словообразование) - Что такое морфемика? (раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово). - Что такое словообразование? (раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова). - А какие способы образования слов вы знаете? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение). 3.Лингвистическая задача (слова на слайде 2) (Один ученик у доски делает морфологический разбор) Задание: определите морфемный состав слов. Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка. (проверка по ключу – слайд 3) 4.Постановка проблемы и поиск решения проблемной ситуации - Все ли задания были выполнены правильно? - Сделайте отметки в листах самоконтроля. - Что вызвало затруднения? Почему? - Почему вы не смогли правильно выделить морфемы в данных словах? (потому что раньше эти слова имели другой морфемный состав) - Какие сведения нам необходимы для того, чтобы правильно выделить морфемы в этих словах? - Что поможет нам разобраться в сложившейся ситуации? (словообразовательный словарь) Презентация словаря 5.Слово учителя - Да, есть проблема, которую надо решить, и поможет в этом специальная наука, изучающая исторические изменения, происходящие в строении слов. - Кто из вас знает, как называется эта наука? (это этимология) 6.Целеполагание - Сформулируйте тему и цель урока. (слайд 4) (Запись темы урока в тетрадь). 7. Погружение в теорию 7.1.Определение понятия. (слайд 5) - Откройте учебник на с. 161 и прочитайте определение. Этимология (слайд и учебник): греч. etymologia от etimon –«истинное значение слова»; это наука об истинном (или первоначальном) значении слова.
7.2.Немного истории (учитель) Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Со временем их значение стерлось. Истинность их начального смысла утрачивается; и древние учёные-этимологи пытались восстановить эту истину. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д.
7.3.Работа с учебником. С.160, п.1, с.161, п.2 – изучить теорию и записать по 3 вопроса к тексту § 25. После исследования текста § 25 – перекрестный допрос (учащиеся задают свои вопросы одноклассникам) Презентация этимологических словарей (учитель)
- Итак, какие виды разбора слов по структуре вы знаете?
8.Рефлексия: запишите продолжение предложения Существует три вида разбора слов по структуре: (морфемный, словообразовательный, этимологический). Слайд 6 - проверка - Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки.
Возвращение к лингвистической задаче (слова на слайде) Задание: определите морфемный состав слов и способ их образования с точки зрения современного русского языка и с точки зрения этимологии. Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка. (проверка по ключу – слайд 8 – морфемный разбор, 9 – история словообразования) 9. Работа с этимологическим словарем (в парах) Задача: выписать словарную статью указанных слов, определить, будут ли эти слова однокоренными (на каждой парте лежит этимологический словарь). Артиллерия – артист, баран – баранка. Вал (земляная насыпь, большая волна, цилиндр), ведро – вёдро. Глава (голова, раздел книги), град (город, атмосферное явление). Двор (двор, окружение монарха) – дворец, детектив (сыщик, литературное произведение). Жало –жалоба, завтра – завтрак. Имам – иметь, искусственный – искусить. Колено – колея, камера – камердинер. Лопаться – лопотать, ладонь – ладья (лодка, шахматная фигура) Магистр (глава ордена, ученая степень), магнит – магнитофон. Наперсник – наперсток, нарочитый – нарочно. Облако – область – оболочка, обруч – ожерелье. Пассаж – пассажир, патрон – патронтаж. Пол – поле, полк – полка. Развилка – развитие, разиня – разевать. (После письменной работы учитель предлагает отдельным учащимся озвучить вывод по своим словам). - Необходима ли такая работа для определения состава слова? 10.Внимательные ли мы слушатели? - А сейчас послушайте ребят, определите лексическое значение и происхождение этих слов и заполните таблицу в распечатке (слайд 10). Слово | Лексическое значение | Этимологическая справка | Колесо | | | Лопата | | | Лопух | | | Ожерелье | | | Презентация слов (инсценирование) Автор: Однажды Словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова: Копейку, Колесо и Лопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками. Как же был озадачен Словарь однокоренных слов, когда увидел, что Копейка пришла с Копьем, Колесо – с Кольчугой, а Лопата – с Лопухом… Он не знал, почему Копейка и Копье, Колесо и Кольчуга, Лопух и Лопата – родственники, и попросил слова рассказать об этом. И вот что рассказали слова. Копейка: Я произошла от слова копье, а не от слова копить, как думают некоторые. На одной из старинных русских монет был изображен всадник с копьем. Копье является моим отцом-батюшкой. Колесо. Кольчуга – моя сестра. В старину слово коло значило колесо, круг. Старинное снаряжение кольчуга – это рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У нас с ней одинаковые корни. Вот почему мы родственники. Лопата. Лопух – мой брат. У нас один родитель – существовавшее в старину слово лоп – плоское расширение, лист. От него я, Лопата, образовалась с помощью суффикса -ат, а Лопух – с помощью суффикса -ух. (материал взят из учебника русского языка для 6 класса под редакцией Т.Ладыженской (Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.) Задача: - Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень. - Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего значения? - К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения? (К этимологическому словарю). - Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь. Подбирают и записывают проверочные слова: Колесо – кОло Лопата – лОп Лопух – лОп Ожерелье - жЕрло - Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки. 11.Дифференцированная работа (в группах) слайд 11 1 группа (средние) – упр. 202, п.1,2 (по заданию) – самостоятельно и проверка (по ключу – слайд 12) Слова: полка, клетка, черника, голубика, былина – в современном русском языке нечленимые, этимологически имеют суффиксы. Остальные имеют производную основу. 2 группа (олимпиадники) – упр. 201 – работа с этимологическим словарем самостоятельно. 3 группа (слабые) – упр. 200, п.1 – работа со словарем и с индивидуальной консультацией учителя. Страничка ученика: слайд 13 Непроизводная основа: актер, белый, дерево, отец, синий, ягода. Все остальные слова образованы суффиксальным способом. 12.Подведение итогов - Что изучает этимология? - Почему мы изучаем данный раздел лингвистики в разделе «Словообразование»? - Для чего может пригодиться этимологический словарь? - Верно ли утверждение, что слова с непроверяемыми орфограммами можно проверить? - Приведите примеры таких слов. 13.Рефлексия слайд 14 - А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки. (см.Приложение 1) Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу? Доволен ты своим результатом или нет и почему? Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой? Что для меня самым полезным было на уроке? Что на уроке для меня было трудным? На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку? Домашнее задание: слайд 15 § 25 – изучить. Упр. 203 – устно и №2,3 – письменно. С.163 – словарный диктант. Темы для проектов (по желанию, на выбор): | Регулятивные УУД 1.Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную 2.Пользоваться изучающим видом чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждение. Коммуниктивные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулироать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. 3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым отстаивать свою точку зрения. 8.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением. Личностные УУД 1.Ответственно относиться к учебе 2.Быть готовым к самообразованию 3.Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. 4.Совершенство-вать собственную речь в процессе наблюдения за языковыми явлениями. |