kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение данной темы отводится 1 час. В календарно-тематическом планировании этот урок включен в раздел «Морфемика и словообразование».

Цель учителя – организовать работу на уроке по формированию навыков работы с этимологическим словарем и показать, как знание этимологии слов может помочь в решении орфографических задач.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, проблемно-диалогового обучения с использованием задачной технологии, технологии сотрудничества, личностно-ориентированного образования, ИКТ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"»

Урок русского языка в 6классе, учитель Бабенкова Л.А., МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслана


Тема: Этимология

Цель: Познакомить с разделом русского языка «Этимология», показать, какие задачи решает эта наука, обучать этимологическому анализу слова.

Формировать опыт работы с этимологическим словарем, справочной литературой, в том числе и с учебником.

Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.

Воспитывать культуру учебного труда.


Задачи: Образовательные: формировать внимательное отношение к слову, навык  морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале; умение выявлять исторические изменения, происходящие в составе слова, научить применять полученные знания на практике, активизировать познавательную деятельность в процессе работы со словарями. Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво со справочной литературой, умение сопоставлять, формулировать выводы. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально. Воспитательные: воспитывать любовь к языку, умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования.


Тип урока: «открытие» новых знаний

Технологии: системно-деятельностный подход, задачная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая, ИКТ.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, учебник русского языка под редакцией Е.Быстровой, этимологические словари, раздаточный материал.


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

Организационный момент


ХОД УРОКА


1.Вступительное слово учителя

Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень важная и интересная. Сегодня мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и учиться мыслить самостоятельно.

Оформление записей в тетради: дата, классная работа. (слайд 1)

- Оставьте одну строчку для записи темы урока.

(Тема урока записывается после решения лингвистической задачи).


2.Актуализвация изученного

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика и словообразование)

- Что такое морфемика? (раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово).

- Что такое словообразование? (раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).

- А какие способы образования слов вы знаете? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение).


3.Лингвистическая задача

(слова на слайде 2)

(Один ученик у доски делает морфологический разбор)

Задание: определите морфемный состав слов.

Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка.

(проверка по ключу – слайд 3)

4.Постановка проблемы и поиск решения проблемной ситуации

- Все ли задания были выполнены правильно?

- Сделайте отметки в листах самоконтроля.

- Что вызвало затруднения? Почему?

- Почему вы не смогли правильно выделить морфемы в данных словах? (потому что раньше эти слова имели другой морфемный состав)

- Какие сведения нам необходимы для того, чтобы правильно выделить морфемы в этих словах?

- Что поможет нам разобраться в сложившейся ситуации? (словообразовательный словарь)

Презентация словаря


5.Слово учителя

- Да, есть проблема, которую надо решить, и поможет в этом специальная наука, изучающая исторические изменения, происходящие в строении слов.

- Кто из вас знает, как называется эта наука?

(это этимология)


6.Целеполагание

- Сформулируйте тему и цель урока.

(слайд 4)

(Запись темы урока в тетрадь).


7. Погружение в теорию

7.1.Определение понятия. (слайд 5)

- Откройте учебник на с. 161 и прочитайте определение.


Этимология (слайд и учебник): греч. etymologia от etimon –«истинное значение слова»; это наука об истинном (или первоначальном) значении слова.



7.2.Немного истории (учитель)

Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Со временем их значение стерлось. Истинность их начального смысла утрачивается; и древние учёные-этимологи пытались восстановить эту истину. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д.



7.3.Работа с учебником.

С.160, п.1, с.161, п.2 – изучить теорию и записать по 3 вопроса к тексту § 25.

После исследования текста § 25перекрестный допрос (учащиеся задают свои вопросы одноклассникам)

Презентация этимологических словарей (учитель)



- Итак, какие виды разбора слов по структуре вы знаете?



8.Рефлексия: запишите продолжение предложения

Существует три вида разбора слов по структуре: (морфемный, словообразовательный, этимологический). Слайд 6 - проверка

- Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки.



Возвращение к лингвистической задаче (слова на слайде)

Задание: определите морфемный состав слов и способ их образования с точки зрения современного русского языка и с точки зрения этимологии.

Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка. (проверка по ключу – слайд 8 – морфемный разбор, 9 – история словообразования)


9. Работа с этимологическим словарем

(в парах)

Задача: выписать словарную статью указанных слов, определить, будут ли эти слова однокоренными (на каждой парте лежит этимологический словарь).

  1. Артиллерия – артист, баран – баранка.

  2. Вал (земляная насыпь, большая волна, цилиндр), ведро – вёдро.

  3. Глава (голова, раздел книги), град (город, атмосферное явление).

  4. Двор (двор, окружение монарха) – дворец, детектив (сыщик, литературное произведение).

  5. Жало –жалоба, завтра – завтрак.

  6. Имам – иметь, искусственный – искусить.

  7. Колено – колея, камера – камердинер.

  8. Лопаться – лопотать, ладонь – ладья (лодка, шахматная фигура)

  9. Магистр (глава ордена, ученая степень), магнит – магнитофон.

  10. Наперсник – наперсток, нарочитый – нарочно.

  11. Облако – область – оболочка, обруч – ожерелье.

  12. Пассаж – пассажир, патрон – патронтаж.

  13. Пол – поле, полк – полка.

  14. Развилка – развитие, разиня – разевать.

(После письменной работы учитель предлагает отдельным учащимся озвучить вывод по своим словам).

- Необходима ли такая работа для определения состава слова?


10.Внимательные ли мы слушатели?

- А сейчас послушайте ребят, определите лексическое значение и происхождение этих слов и заполните таблицу в распечатке (слайд 10).

Слово

Лексическое значение

Этимологическая справка

Колесо



Лопата



Лопух



Ожерелье



Презентация слов (инсценирование)

Автор: Однажды Словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова: Копейку, Колесо и Лопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками.

Как же был озадачен Словарь однокоренных слов, когда увидел, что Копейка пришла с Копьем, Колесо – с Кольчугой, а Лопата – с Лопухом… Он не знал, почему Копейка и Копье, Колесо и Кольчуга, Лопух и Лопата – родственники, и попросил слова рассказать об этом. И вот что рассказали слова.

Копейка: Я произошла от слова копье, а не от слова копить, как думают некоторые. На одной из старинных русских монет был изображен всадник с копьем. Копье является моим отцом-батюшкой.

Колесо. Кольчуга – моя сестра. В старину слово коло значило колесо, круг. Старинное снаряжение кольчуга – это рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У нас с ней одинаковые корни. Вот почему мы родственники.

Лопата. Лопух – мой брат. У нас один родитель – существовавшее в старину слово лоп – плоское расширение, лист. От него я, Лопата, образовалась с помощью суффикса -ат, а Лопух – с помощью суффикса -ух.

(материал взят из учебника русского языка для 6 класса под редакцией Т.Ладыженской (Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.)


Задача:

- Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень.

- Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего значения?

- К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения?

(К этимологическому словарю).

- Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь.

Подбирают и записывают проверочные слова:

Колесо – кОло

Лопата – лОп

Лопух – лОп

Ожерелье - жЕрло

- Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки.


11.Дифференцированная работа (в группах) слайд 11

1 группа (средние) – упр. 202, п.1,2 (по заданию) – самостоятельно и проверка (по ключу – слайд 12)

Слова: полка, клетка, черника, голубика, былина – в современном русском языке нечленимые, этимологически имеют суффиксы. Остальные имеют производную основу.

2 группа (олимпиадники) – упр. 201 – работа с этимологическим словарем самостоятельно.

3 группа (слабые) – упр. 200, п.1 – работа со словарем и с индивидуальной консультацией учителя.

Страничка ученика: слайд 13

Непроизводная основа: актер, белый, дерево, отец, синий, ягода.

Все остальные слова образованы суффиксальным способом.

12.Подведение итогов

- Что изучает этимология?

- Почему мы изучаем данный раздел лингвистики в разделе «Словообразование»?

- Для чего может пригодиться этимологический словарь?

- Верно ли утверждение, что слова с непроверяемыми орфограммами можно проверить?

- Приведите примеры таких слов.


13.Рефлексия слайд 14

- А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки. (см.Приложение 1)

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?

  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

  • Что для меня самым полезным было на уроке?

  • Что на уроке для меня было трудным?

  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?


Домашнее задание: слайд 15

  • § 25 – изучить. Упр. 203 – устно и №2,3 – письменно.

  • С.163 – словарный диктант.

  • Темы для проектов (по желанию, на выбор):

  • Этимология как наука.

  • Этимология на службе у орфографии.

  • Этимологические словари.

  • Этимология и фразеология.


Регулятивные УУД

1.Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

2.Пользоваться изучающим видом чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждение.


Коммуниктивные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулироать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым отстаивать свою точку зрения.

8.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.


Личностные УУД

1.Ответственно относиться к учебе

2.Быть готовым к самообразованию

3.Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. 4.Совершенство-вать собственную речь в процессе наблюдения за языковыми явлениями.




І.Вступительное слово учителя











ІІ.

Актуализвация изученного











ІІІ.

Введение в тему.







IV.

Постановка проблемы.























V.

Целеполагание.



VI.

Изучение нового материала.


































VII.

Рефлексия



















VIII.

Практическая работа


































































































Работа

в группах



















IX.

Подведение итогов

урока.

1.Беседа







2.Рефлексия
















Домашнее задание







Список использованной литературы

  1. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. Чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1989

  2. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск: «Народная асвета», 1964

  3. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995г.

  4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн.для учащихся ст.классов. М.: Просвещение, 1982

  5. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М.: Просвещение , 1989

  6. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1990

  7. Иванова В.А., Потиха З.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990

  8. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М.: Школа-Пресс. 1993

  9. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1982

  10. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986

  11. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1897

  12. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978

  13. Шанский Н.М. В мире слов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978

  14. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975





Приложение 1


Лист самооценки учении___ ____________________________

Задание

Я выполнил задание

Оценка

полностью

частично

не смог выполнить

1. Выполните морфемный слов (лингвистическая задача)





2. Работа с теоретическим материалом (написание вопросов)






3. Работа с теоретическим материалом (ответы на поставленные вопросы)





4.Запись продолжения предложения





5. Работа с этимологическим словарем





6. Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь.





7. Выполнение упражнения





Сколько заданий выполнил полностью?


Сколько заданий выполнил частично?


  • Сумел ли ты решить поставленную перед собой задачу?

  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?

  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

  • Что для тебя было самым полезным на уроке?

  • Что на уроке для тебя было трудным?

*На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?


Оценка за урок: _______________




4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Дата: 03.12.2016

Номер свидетельства: 365258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие памяти и повышение грамотности на уроках русского языка."
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiiepamiatiipovyshieniieghramotnostinaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "273960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452315280"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  ЧЕРЕЗ СЛОВАРНУЮ РАБОТУ "
    ["seo_title"] => string(90) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka-chieriez-slovarnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "188514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426689337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства