Урок русского языка в 6 классе «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
Урок русского языка в 6 классе «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
Тип урока: открытие нового знания.Тема: Морфемный и словообразовательный разбор слова. Учащиеся 6 кл наблюдают за словообразованием слов и учатся выполнять морфемный разбор слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Морфемный и словообразовательный разбор слова»»
Урок русского языка в 6 классе
«Морфемный и словообразовательный разбор слова»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя:совершенствовать умениепроизводить морфемный и словообразовательный разбор слова
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать о морфемном и словообразовательном разборе, уметь различать их, производить данные виды разбора слов, понимать важность грамматического анализа слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация
Слово учителя
Определите, кто из учеников прав?
Маша сказала, что слово «застежка» образовано приставочно-суффиксальным способом, а Даша - что суффиксальным.
А как вы определите способ образования слова «застежка»?
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие
Учитель: Запишите число, классная работа
1)найдите слово, от которого произошло слово «застежка», запишите его
2) Попробуйте понять, как рассуждали Маша и Даша.
2) Запишите тему урока
«Морфемный и словообразовательный разбор слова»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения
Слово учителя:
Обратите еще раз внимание на слова, записанные выше.
Почему у девочек разные мнения?
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
(реализация построенного проекта)
1.Учитель: что обозначает слово?
(это существительное, обозначает предмет, но со значением действия)
-от какого слова произошло? (застегнуть)
-каким способом образовано? (суффиксальным). Кто оказался прав?
2.Работа с учебником
1) чтение и анализ п.43, выводы
2) что включает в себя морфемный разбор?
-а словообразовательный?
-чем они различаются?
3) сравните порядок морфемного и словообразовательного разбора на стр.124
4) что можно добавить в ваши предположения?
3. Составление кластера или схемы
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность
1.Синтаксический разбор предложения
Дверь распахнулась, и в подвал ввалился комбат.
-объяснить знаки препинания
-объяснить орфограммы
-дать толкование словукомбат
- разбор слов распахнулся, подвал, ввалился (1 чел.- производит морфемный разбор данных слов, второй - словообразовательный)
2. выполнить упр. 226 ( первый столбик- с суффиксами, второй- без суффиксов)
3.Построение словообразовательных цепочек (повторение словообразовательных гнезд- упр. 175 на стр.99)
3.Самостоятельная работа (упр.229), обратить внимание на то, что нужно восстановитьпромежуточноеслово в словообразовательной цепочке
4. Проверка самостоятельной работы (сравнение с эталоном на слайде)
5 Выставление оценок
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения