kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе "И и ы после ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Гласные И – Ы после Ц»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

Обучающие:  - научить обосновывать выбор гласных   И  - Ы после ц;

 - сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

 - расширить лексический запас учащихся.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающие: вызвать интерес к урокам русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "И и ы после ц"»

Тема: «Гласные И – Ы после Ц»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

Обучающие: - научить обосновывать выбор гласных И - Ы после ц;

- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

- расширить лексический запас учащихся.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающие: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

- интерактивная доска; раздаточный материал (рабочий лист),

«Толковый словарь русского языка» (С. И.Ожегов), «Словарь синонимов» (под редакцией Л.Г. Бабенко), «Словарь эпитетов русского языка» (К. Горбачевич).

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Ребята, у нас на уроке гости – учителя из других школ Каневского района. Постараемся сегодня работать активно, порадуем всех хорошими ответами и своим старанием.

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно отгадать загадки. (слайд № 1)

Все глядят на середину. 
В середине – волшебство: 
Там чудак зайчишку вынул 
Из кармана своего. 
Там под купол танцовщица 
Улетела, как синица. 
Там собачки танцевали... 
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)

***

У кого из деток птичьих
Голосок так тонок ?
Раньше был желток яичный,
А теперь –  (Цыпленок).

- Какой звук слышите после Ц? Произнесем дружно хором.

Обратите внимание : слышим Ы, а пишется И и Ы.

- Дайте характеристику звука Ц. (Звук Ц называют одиноким, так как у него нет пары

ни по твердости, ни по звонкости. Он всегда твердый и глухой). (слайд № 2)

- Как думаете, какова тема урока? (слайд № 3)

- Определите главную задачу урока ( знать: правило написания Ы и И после ц; уметь: применять данное правило на письме; графически обозначать орфограммы). (слайд № 4)

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правила написания И-Ы после Ц.

- Давайте понаблюдаем, в какой части слова встречается изучаемая орфограмма? (выделите в словах морфемы ) (Приложение № 1) (слайд № 5)

Скворцы, поле пшеницы; пунктуация, станция; панцирь, циркуль; сестрицын платок.

Сделаем вывод: чтобы правильно выбрать И или Ы после Ц, необходимо знать, в какой части слова находится эта орфограмма.

- Что пишем в корне, в суффиксе, в окончании, а если слово оканчивается на - ция ?

- Проверим! Выполним задание. Вставьте пропущенные буквы. Объясните лексическое значение слова. На помощь к нам пришел мудрый «Толковый словарь русского языка». Обратимся к нему, чтобы правильно определить лексическое значение слова. (слайд № 6)

Цитадель – 1 в. В старину крепость, а также ее внутренняя, наиболее укрепленная часть.

Синонимы: крепость, укрепление, форт, твердыня.

- Вспомните из истории нашей страны название крепости, укрепления, цитадели. (слайд № 7)

Примером беззаветной доблести советских воинов стала почти двухмесячная оборона дома Павлова. Выбив врага из четырёхэтажного здания на улице Пензенской, группа разведчиков во главе с сержантом Я. Ф. Павловым, превратила дом в неприступную крепость.

58 дней и ночей 24 воина героически обороняли дом.

58 суток беспрерывных боев, без сна и отдыха.

На штурм города противником было направлено ещё 200 тыс. обученного пополнения, 90 артиллерийских дивизионов, 40 сапёрных батальонов… Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую «цитадель». 

Инцидент – 2 в. Неприятный случай, недоразумение, столкновение. (слайд № 8)

Синонимы: приключение, происшествие, дело, история, обстоятельство, событие, встреча, прецедент, казус, авантюра, похождение, драма, сцена, трагедия. Неожиданный случай - случайность; неприятный случай - неприятность.

- Подберите синонимы к этим словам. Работает справочный отдел («Словарь синонимов»).

- Составьте предложение со словами. Проверка предложений.

- Выполним зарядку для глаз (зарядку проводит учитель). (слайд № 9)

- Обратимся еще к нашему наставнику – учебнику. Как сформулировано правило в учебнике? Рассмотрим таблицу в учебнике. Следует уделить внимание словам-исключениям.

- Сформулируем правило.

- Теперь, ребята, давайте пофантазируем и представим большую красивую клумбу, ведь скоро весна, и значит на ней появятся первые цветочки. (слайд № 10-15)

Прочитайте названия цветов и «посадите» в рабочий лист только те, в которых есть ЦИ.

Гладиолусы, флоксы, нарциссы, лилии, георгины, настурции, астры, хризантемы, гиацинты, анютины глазки, глицинии, орхидеи, цикламены, сирень, тюльпаны.

Представьте, что вы художники. Только рисовать мы будем не красками, а словами текст в художественном стиле. Опишите эти цветы, используя самые яркие тропы.

При подготовке к ЕГЭ эти знания вам пригодятся. Умения определять средства выразительности необходимы при выполнении часть 2.

Ранней весной просыпаются, улыбаются солнышку __________________, _________________,

_______________ гиацинты. А вслед за ними вспыхивают как__________________________, ___________________, ______________________ нарциссы.

________________________, _______________________________ аромат плывет по родной станице.

Индивидуальное задание: работа со «Словарем эпитетов русского языка» ( Подобрать эпитеты и сравнения к слову «аромат». Составить предложение).

Проверим и сделаем вывод: в корне после Ц пишется И. (слайд № 16)

Задание. Образуйте прилагательное с помощью суффикса ЫН. Это прилагательное отвечает на вопрос чей? Запишите получившиеся словосочетания. Обозначьте в прилагательных суффикс - ын. (слайд № 17)

Пример: хвост лисицы – лисицын хвост.

Клювик синицы, башмачок царицы, платочек сестрицы.

Проверим и сделаем вывод: в суффиксах после Ц пишется Ы. (слайд № 18)

Задание. Составьте с данными словами словосочетания. Выделите орфограммы. (слайд № 19)

(заморские) купцы, (небольшие) станции

(надежные) границы, (научная) конференция

(памятные) страницы, (веселая) мультипликация

(идти)на цыпочках ………………………………..(научная) экспедиция

Найдите лишнее слово. Объясните.

Проверяем и делаем вывод: в окончании после Ц пишется Ы. Если слово заканчивается на ЦИЯ, то пишем И. (слайд № 20-21)

Самостоятельная работа. Установить соответствие слова и его значения. (Задание ЕГЭ. Знать лексическое значение слова) (слайд № 22)

Цитата – точная выдержка из какого-либо текста.

Конституция – основной закон государства.

Коллекция – систематическое собрание каких-либо предметов.

Цитрус- плодовые растения, к которым принадлежат апельсины, мандарины, лимоны.

Циклон – бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.

Циклоп – в древнегреческой мифологии мощный и злой великан с одним глазом.

Задание: составьте предложение, используя слова из упражнения.

Тест в формате ЕГЭ.

1.Найдите слово с орфографической ошибкой.

1.Циркуль

2.Акация

3.Цитата

4.Ципленок.

2.В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1.Нарц…сс, ц…пленок, ц…вилизац…я

2.Улиц…, ц…ганский, пац…ент

3.(обе) гусениц…, огурц…, ц…тировать

4.Ц…стерна, ц…ферблат, нац…я

3.У какого слова в корне пишется Ы?

1. Ц…гейковая шуба

2.Встать на ц…почки

3. Ц…клический ритм

4.Ц…нковая мазь

4. У какого слова в окончании пишется И?

1. К учительниц…

2. Без пунктуации…

3.Куц…й

4.Скворц….

5.В каком ряду во всех словах пропущена буква Ы?

1.Снеж…нка, красивые ландыш…, орлиц…н

2. На ц…почках, ц…ганка, ц…пленок

3.Тиш…на, веселые еж…, лисиц…н

4. Ш…стой, ц…ферблат, ц…кать

Взаимопроверка. Результаты показаны на слайде. (слайд № 23)

«5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла

V.Итог урока

Рефлексия.

Я понял, что…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить… (слайд № 24)

Домашнее задание дифференцированное. Кроссворд для академика. Ответить письменно на вопрос: что общего между циркулем и цирком. Задание поэтическое: описать в стихотворной форме цветок гиацинт.

Оценивание.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок русского языка в 6 классе "И и ы после ц"

Автор: Бугаева Инна Сергеевна

Дата: 04.10.2016

Номер свидетельства: 347437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-umk-m-t-baranova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "130886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416017909"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок русского языка в 3 классе по теме: «Работа Ь после шипящих» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) "
    ["seo_title"] => string(107) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-rabota-poslie-shipiashchikh-sistiema-d-b-el-konina-v-v-davydova"
    ["file_id"] => string(6) "170851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589625"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства