kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Работа Ь после шипящих» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

 

Автор: Мясникова Ирина Александровна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №2 c углубленным изучением отдельных предметов»

Учитель начальных классов , г Бавлы

Класс 3,

Программа: развивающее обучение  (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Название материала: «Работа» Ь после шипящих.

Предназначение: для проведения урока русского языка

Оборудование: - мультимедиапроектор, экран, компьютер, листы А4, фломастеры

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной, индивидуальной, групповой работе  с классом

Авторский медиапродукт: презентация.

Урок русского языка  по теме: ««Работа» Ь после шипящих»

 

       Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала.  В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

      Согласно рабочей программе по русскому языку это первый урок в разделе ««Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?», на изучение которой отводиться 34 часа (5 часов в неделю). Учебник по русскому языку для 3 класса, автор Репкин В. В. Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока.

 

   Цели урока:

 

Образовательная:

обратить внимание на роль Ь знака после шипящих

формировать опыт различения разных частей речи

 

Развивающая:

способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы);

 

Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка;  создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.

 

Используемые технологии:   проблемного обучения; ИКТ.

 

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.

 

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, в парах.

 

Прогнозируемый результат (формируемые УУД):

  • регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
  • познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  •  логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).

Ожидаемый результат:

Дети должны к концу урока уметь различать слова и находить орфограмму с написанием слов на изученное правило написание Ь знака  после шипящих.

Этапы урока

  1. Организационный момент
  2. Этап актуализация известного способа действия.
  3. Этап выдвижения гипотез.
  4. Поиск недостающего способа действий.
  5. Контроль и оценка названного способа действий.
  6. контроль и оценка овладения открытым способом действий.
  • Определение следующего шага в действии.?

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Работа Ь после шипящих» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) »

АНКЕТА-ЗАЯВКА


пп

Основные сведения об участнике конференции

1

ФИО


Мясникова Ирина Александровна


2

Учебное заведение, должность, ученая степень, звание (если есть)


МБОУ «СОШ №2 c углубленным изучением отдельных предметов»

Учитель начальных классов


3

Название секции


Реализация основных требований и идей ФГОС НОО на уроках русского языка и литературы

4

Тема доклада


Урок русского языка в 3 классе по теме: «Работа Ь после шипящих»

(система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

5

Телефон



89375723359

6

E-mail


maysso97@mail.ru



Пояснительная записка.


Автор: Мясникова Ирина Александровна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №2 c углубленным изучением отдельных предметов»

Учитель начальных классов , г Бавлы

Класс 3,

Программа: развивающее обучение (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Название материала: «Работа» Ь после шипящих.

Предназначение: для проведения урока русского языка

Оборудование: - мультимедиапроектор, экран, компьютер, листы А4, фломастеры

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной, индивидуальной, групповой работе с классом

Авторский медиапродукт: презентация.

Урок русского языка по теме: ««Работа» Ь после шипящих»


Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Согласно рабочей программе по русскому языку это первый урок в разделе ««Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?», на изучение которой отводиться 34 часа (5 часов в неделю). Учебник по русскому языку для 3 класса, автор Репкин В. В. Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока.


Цели урока:


Образовательная:

обратить внимание на роль Ь знака после шипящих

формировать опыт различения разных частей речи


Развивающая:

способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы);


Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка; создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.


Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.


Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.


Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, в парах.


Прогнозируемый результат (формируемые УУД):

  • регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);

  • познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);

  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).

Ожидаемый результат:

Дети должны к концу урока уметь различать слова и находить орфограмму с написанием слов на изученное правило написание Ь знака после шипящих.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Этап актуализация известного способа действия.

  3. Этап выдвижения гипотез.

  4. Поиск недостающего способа действий.

  5. Контроль и оценка названного способа действий.

  6. контроль и оценка овладения открытым способом действий.

  7. Определение следующего шага в действии.

Ход урока


Время

Этапы урока

Содержание этапов урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1 мин.

1.Организационный момент

Слайд 2

Учите русский годы кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом!




7 мин.

2. Этап актуализации известного способа действия




















Слайд 3


День, вьюн, коньки, несешь, несеш, деревья.



Слайд 4

Несеш несешь






Выход на тему урока учащимися.


Ь - ?











Слайд 5


ДЕНЬ НЕСЕШЬ? ВЬЮН

КОНЬКИ ДЕРЕВЬЯ



Слайд 6


НЕСЕШЬ

БЕРЕЧЬ

ДЕНЬ

МОЛОДЕЖЬ
ВЕЩЬ






Слайд 6

ШИП. + Ь

?

ШИП. + Ь


- Мы с вами на уроке русского языка.

- Как вы думаете все ли «секреты» русского языка нами открыты?

-С какой грамматической единицей мы будем работать на уроке?

-Хотите поработать со словом и открыть новые секреты в русском языке?

-Тогда запишите следующие слова: (пишут под диктовку, один ученик у доски)


Проверка

-Поднимите руку, кто записал все слова без сомнений.

-А теперь тот, кто засомневался?

В чем и где?


-Ученики 3А класса написали, таким образом, давайте проверим ваши слова записанные в тетрадях и на доске.


-Написание, каких слов вызвало затруднение?


-Как вы думаете, может быть, это слово можно употреблять на письме по-разному?


Проблема

-С какой проблемой вы столкнулись?



-Определите тему нашего урока?



- Для чего вам нужно знать эту тему?( цель)





-В этом списке все слова с Ь знаком, почему же ошиблись в слове «несешь»?




-Давайте попробуем разложить слова в 2-а столбика.

- Как будем работать?



-Что у вас получилось?

-Что же делать с Ь знаком в слове «НЕСЕШЬ»?


-Посмотрите на другую группу слов:



-Что вы можете сказать об этих словах?





Допишем тему нашего урока:

«Работа Ь после шипящих»

Глядя на список этих слов, какой можно сделать вывод:

Если я встретила шипящий звук на конце слов, то нужно писать Ь знак?



- Итак, вопрос в задаче есть?

- Что будем делать дальше?

- Как?

-Я предлагаю вам обсудить эту задачу в группах.

- А, что будем в группе обсуждать?



-Чтобы решить поставленную задач, попробуем выдвинуть версии.



-Нет не все.


- Со словом.


-Очень хотим.















- Несешь




-Нужно ли писать Ь знак во всех этих словах?


-«Работа» Ь знака



-1 ученик

Нам нужно грамотно записывать эти слова

-2 ученик

Нам нужно знать на конце каких слов после шипящих пишется Ь знак





-В группах, парами




-Он безработный





-В них Ь знак безработный, только в слове ДЕНЬ он меняет произношение слов.




-«Работа Ь после шипящих»



-Наверное, нет.






-Решать задачу?




-Как решить задачу?

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность, проверка личностных результатов, способность характеризовать собственные знания, выявление затруднений в деятельности для « открытия нового знания»

3 мин.













3. Этап выдвижения гипотез

Слайд 7

ПЛАЩ
МОЛОДЕЖЬ
ИДЕШЬ
ЗАДАЧ
БЕРЕЧЬ
СТОРОЖ
БЕРЕЧЬ
ДОЧЬ
ХОРОШ


-К нам пришли вот такие слова.


- Посоветуйтесь в группах, что можно с ними делать?


Фиксирую предложенные версии детей:

1.Определить род…

2. Убрать Ь знак…

3. Разбить по склонениям…

4. Разбить по частям речи….







1 ученик

Определить род…

2 ученик

Убрать Ь знак

3 ученик

Разбить по склонениям…

4 ученик

Разбить по частям речи….

На данном этапе побуждающий и проблемный диалог, формулирование проблемы, темы и задач, также вспоминается алгоритм изучения частей речи. ( построение проекта выхода из затруднения)

10 мин

4. Поиск недостающего способа действия





Слайд 8 проверка

Сущ. Гл. Прил.

Плащ идешь хорош

Молодежь беречь

Задач

Сторож

Дочь





Слайд 9


ШИП.

Сущ. Гл. Прил.Ь?

Ь Ь Ь





Слайд 10


М.р Ж.р.

ПЛАЩ МОЛОДЕЖЬ

СТОРОЖ ЗАДАЧ

ДОЧЬ


Слайд 11


1скл. 2скл. 3скл.

Задач плащ молодежь

сторож дочь



Слайд 12


ШИП.


Сущ. Гл. Прил.?


Ь Ь Ь Ь

3скл 1,2скл.

-Спасибо за версии.

- Что будем делать дальше?



Давайте попробуем разбить по частям речи





- Что заметили?


-А в прилагательных?

-В существительных?


-Попробуем зафиксировать это в модели.



-Нашли способ проверки?


- Может быть,

проверим следующую гипотезу?


-Распределим по родам.



-Подходит ли способ?



-Проверим следующую гипотезу.

-Разложите слова по склонениям




Сделайте вывод?


(Раздаю листа А4 и фломастеры)

-Сделайте модели на альбомных листах.







- Будем эти версии проверять.



(Работа в группах)





-В глаголах пишется Ь знак после шипящих.







-Нет








Нет








В 3 склонении Ь пишется, в остальных словах нет

Данный этап основной. Дети добывают знания с помощью эксперимента, наблюдения, слушания. Учатся доносить свою позицию до других, учатся принимать другую точку зрения, аргументировать. На данном этапе используют добытую информацию, развиваются мыслительные операции, происходит анализ и синтез, самостоятельно выдвигают гипотезу действия по нему.

4 мин.


















5. Контроль и оценка найденного способа действия.





















Слайд 13


БЕРЕЧЬ, ЖЕЧЬ, ОКОЛО ДАЧ, ПОМОЩЬ, АПРЕЛЬ, ВСКАЧЬ.


-Итак, мы открыли новый способ проверки.

-А как нам убедиться в том, что открытым способом проверки можно пользоваться?


-Давайте запишем слова под

диктовку и проверим по словарю


-Проверим по модели.

-Помогает ли нам модель.



-Можем ли мы считать задачу решенной?












(МОЛЧАТ)








Наша модель работает



-Да. Зачеркивайте вопрос.

-Нет, мы не умеем проверять у имен прилагательных, наречиях

Создание ситуации успеха, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

15 мин.

6. Контроль и оценка овладения открытым способом действия











































6.1. Домашнее задание





Слайд 14


СТРИЖ

ИГРАЕШЬ

ПЛЫВЕШЬ

НЕТ ТУЧ

С КРЫШ

РОЖЬ









Слайд 15

КАЛАЧ
КИРПИЧ
ЕШЬ
СРЕДИ ЧАЩ
ПЛЫВЕШЬ
ПОЛНОЧЬ
КАЛАЧ
ГАРАЖ
ПЛАЧ ? (сущ.м.р.)

С КРЫШ
СЖЕЧЬ
ЛЕЧЬ
СИЛАЧ
СКРИПАЧ



Мелестная девиж(?),

Притясла комейный боромож(?),

Лусый морош(?),

Увертал чуленую велоч(?),

Току борукаеш(?),

Стрякаеш(?).

Ребята, а сможете ли вы этой моделью воспользоваться при проверке написания слов с Ь знаком на конце слов после шипящих?


-Тогда, я вам предлагаю поработать с этой группой слов:





-Вам понятно, что нужно сделать?

-В случае затруднения советуйтесь друг с другом (работа в парах) (Дети работают, я прохожу по классу и наблюдаю за появляющимися в тетрадях записями)

-Ну, как ребята, я думаю, что больше вы не угодите в «ловушку»?


-Я знаю, что вы очень любите иг-

рать, поэтом я предлагаю поиграть в хоккей.

(Дети поставили согнутые в локтях руки на парты)

-Вы должны пропустить через ворота, только слова с Ь знаком. Перед словами без Ь знака нужно слова захлопнуть.

-Приготовились. Начали.


-А какая часть речи ПЛАЧ?

-Молодцы, не попались в «ловушку».







-Все хорошо разобрались в русских словах, сможете, ли разобраться в сказочных словах?


-Что нужно самое главное знать, чтобы правильно поставить Ь знак, даже в сказочных словах?



-Дома придумать 7-ь существительных, 7-ь глаголов, на изученную орфограмму (написание Ь знака после шипящих)


Или придумать словосочетания со сказочными словами на тоже правило


-Да











-Да,

-Списат, вставляя Ь знак.






Постараемся.























1 ученик

Определить род…

2 ученик

Убрать Ь знак

3 ученик

Разбить по склонениям…

4 ученик

Разбить по частям речи….



5 мин.

7. Определение следующего шага в движении.








- А сейчас, я попрошу вас оценить на шкале степень овладения открытым способом. (вывешивается шкала, для каждой группы, оценивание учащихся)


- А, кто из вас сможет рассказать об открытом секрете родителям? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке русского языка завтра?





-Спасибо, за урок!


Будем проверять орфограмму Ь знак после шипящих в именах прилагательных, наречиях.

-Напишем проверочную работу

-Будем открывать новые секреты.






6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мясникова Ирина Александровна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170851

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства