Форма использования: проецирование на экран при фронтальной, индивидуальной, групповой работе с классом
Авторский медиапродукт: презентация.
Урок русского языка по теме: ««Работа» Ь после шипящих»
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Согласно рабочей программе по русскому языку это первый урок в разделе ««Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?», на изучение которой отводиться 34 часа (5 часов в неделю). Учебник по русскому языку для 3 класса, автор Репкин В. В. Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока.
Цели урока:
Образовательная:
обратить внимание на роль Ь знака после шипящих
формировать опыт различения разных частей речи
Развивающая:
способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы);
Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка; создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.
познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).
Ожидаемый результат:
Дети должны к концу урока уметь различать слова и находить орфограмму с написанием слов на изученное правило написание Ь знака после шипящих.
Этапы урока
Организационный момент
Этап актуализация известного способа действия.
Этап выдвижения гипотез.
Поиск недостающего способа действий.
Контроль и оценка названного способа действий.
контроль и оценка овладения открытым способом действий.
Определение следующего шага в действии.?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной, индивидуальной, групповой работе с классом
Авторский медиапродукт: презентация.
Урок русского языка по теме: ««Работа» Ь после шипящих»
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Согласно рабочей программе по русскому языку это первый урок в разделе ««Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?», на изучение которой отводиться 34 часа (5 часов в неделю). Учебник по русскому языку для 3 класса, автор Репкин В. В. Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока.
Цели урока:
Образовательная:
обратить внимание на роль Ь знака после шипящих
формировать опыт различения разных частей речи
Развивающая:
способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы);
Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка; создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.
познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).
Ожидаемый результат:
Дети должны к концу урока уметь различать слова и находить орфограмму с написанием слов на изученное правило написание Ь знака после шипящих.
Этапы урока
Организационный момент
Этап актуализация известного способа действия.
Этап выдвижения гипотез.
Поиск недостающего способа действий.
Контроль и оценка названного способа действий.
контроль и оценка овладения открытым способом действий.
Определение следующего шага в действии.
Ход урока
Время
Этапы урока
Содержание этапов урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
1 мин.
1.Организационный момент
Слайд 2
Учите русский годы кряду
С душой, с терпением, с умом.
Вас ждет великая награда.
И та награда в нем самом!
7 мин.
2. Этап актуализации известного способа действия
Слайд 3
День, вьюн, коньки, несешь, несеш, деревья.
Слайд 4
Несеш несешь
Выход на тему урока учащимися.
Ь - ?
Слайд 5
ДЕНЬ НЕСЕШЬ? ВЬЮН
КОНЬКИ ДЕРЕВЬЯ
Слайд 6
НЕСЕШЬ
БЕРЕЧЬ
ДЕНЬ
МОЛОДЕЖЬ ВЕЩЬ
Слайд 6
ШИП. + Ь
?
ШИП. + Ь
- Мы с вами на уроке русского языка.
- Как вы думаете все ли «секреты» русского языка нами открыты?
-С какой грамматической единицей мы будем работать на уроке?
-Хотите поработать со словом и открыть новые секреты в русском языке?
-Тогда запишите следующие слова: (пишут под диктовку, один ученик у доски)
Проверка
-Поднимите руку, кто записал все слова без сомнений.
-А теперь тот, кто засомневался?
В чем и где?
-Ученики 3А класса написали, таким образом, давайте проверим ваши слова записанные в тетрадях и на доске.
-Написание, каких слов вызвало затруднение?
-Как вы думаете, может быть, это слово можно употреблять на письме по-разному?
Проблема
-С какой проблемой вы столкнулись?
-Определите тему нашего урока?
- Для чего вам нужно знать эту тему?( цель)
-В этом списке все слова с Ь знаком, почему же ошиблись в слове «несешь»?
-Давайте попробуем разложить слова в 2-а столбика.
- Как будем работать?
-Что у вас получилось?
-Что же делать с Ь знаком в слове «НЕСЕШЬ»?
-Посмотрите на другую группу слов:
-Что вы можете сказать об этих словах?
Допишем тему нашего урока:
«Работа Ь после шипящих»
Глядя на список этих слов, какой можно сделать вывод:
Если я встретила шипящий звук на конце слов, то нужно писать Ь знак?
Нам нужно знать на конце каких слов после шипящих пишется Ь знак
-В группах, парами
-Он безработный
-В них Ь знак безработный, только в слове ДЕНЬ он меняет произношение слов.
-«Работа Ь после шипящих»
-Наверное, нет.
-Решать задачу?
-Как решить задачу?
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность, проверка личностных результатов, способность характеризовать собственные знания, выявление затруднений в деятельности для « открытия нового знания»
3 мин.
3. Этап выдвижения гипотез
Слайд 7
ПЛАЩ МОЛОДЕЖЬ ИДЕШЬ ЗАДАЧ БЕРЕЧЬ СТОРОЖ БЕРЕЧЬ ДОЧЬ ХОРОШ
-К нам пришли вот такие слова.
- Посоветуйтесь в группах, что можно с ними делать?
Фиксирую предложенные версии детей:
1.Определить род…
2. Убрать Ь знак…
3. Разбить по склонениям…
4. Разбить по частям речи….
1 ученик
Определить род…
2 ученик
Убрать Ь знак
3 ученик
Разбить по склонениям…
4 ученик
Разбить по частям речи….
На данном этапе побуждающий и проблемный диалог, формулирование проблемы, темы и задач, также вспоминается алгоритм изучения частей речи. ( построение проекта выхода из затруднения)
10 мин
4. Поиск недостающего способа действия
Слайд 8 проверка
Сущ. Гл. Прил.
Плащ идешь хорош
Молодежь беречь
Задач
Сторож
Дочь
Слайд 9
ШИП.
Сущ. Гл. Прил.Ь?
Ь Ь Ь
Слайд 10
М.р Ж.р.
ПЛАЩ МОЛОДЕЖЬ
СТОРОЖ ЗАДАЧ
ДОЧЬ
Слайд 11
1скл. 2скл. 3скл.
Задач плащ молодежь
сторож дочь
Слайд 12
ШИП.
Сущ. Гл. Прил.?
Ь Ь Ь Ь
3скл 1,2скл.
-Спасибо за версии.
- Что будем делать дальше?
Давайте попробуем разбить по частям речи
- Что заметили?
-А в прилагательных?
-В существительных?
-Попробуем зафиксировать это в модели.
-Нашли способ проверки?
- Может быть,
проверим следующую гипотезу?
-Распределим по родам.
-Подходит ли способ?
-Проверим следующую гипотезу.
-Разложите слова по склонениям
Сделайте вывод?
(Раздаю листа А4 и фломастеры)
-Сделайте модели на альбомных листах.
- Будем эти версии проверять.
(Работа в группах)
-В глаголах пишется Ь знак после шипящих.
-Нет
Нет
В 3 склонении Ь пишется, в остальных словах нет
Данный этап основной. Дети добывают знания с помощью эксперимента, наблюдения, слушания. Учатся доносить свою позицию до других, учатся принимать другую точку зрения, аргументировать. На данном этапе используют добытую информацию, развиваются мыслительные операции, происходит анализ и синтез, самостоятельно выдвигают гипотезу действия по нему.
4 мин.
5. Контроль и оценка найденного способа действия.
Слайд 13
БЕРЕЧЬ, ЖЕЧЬ, ОКОЛО ДАЧ, ПОМОЩЬ, АПРЕЛЬ, ВСКАЧЬ.
-Итак, мы открыли новый способ проверки.
-А как нам убедиться в том, что открытым способом проверки можно пользоваться?
-Давайте запишем слова под
диктовку и проверим по словарю
-Проверим по модели.
-Помогает ли нам модель.
-Можем ли мы считать задачу решенной?
(МОЛЧАТ)
Наша модель работает
-Да. Зачеркивайте вопрос.
-Нет, мы не умеем проверять у имен прилагательных, наречиях
Создание ситуации успеха, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
15 мин.
6. Контроль и оценка овладения открытым способом действия