Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе»
Обобщение и систематизация изученного
по теме «Имя существительное» в 6 классе
(урок с использованием компьютерной презентации)
Гулякина Неля Владимировна
учитель русского языка и литературы
Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».
Цели урока: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; совершенствовать орфографические навыки правильного написания этой части речи и навыки обобщения материала; развивать воображение учащихся, любознательность, мышление, речь; воспитывать уважительное отношение к русскому языку, процессу познания.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Оборудование: эпиграфы к уроку, схема-модель имени существительного, карточки с заданиями, ребусы, репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», музыкальное произведение Э. Грига «Утро», компьютеры.
На доске запись: «Давно живу я в мире этом, даю название предметам».
«Имя существительное – хлеб языка». Л. Успенский
Ход урока
Организация класса
Создание эмоционального настроения.
С голубого ручейка начинается река,
ну, а наш урок, конечно же, с улыбки!
Ребята, улыбнитесь друг другу – и в путь-дорогу!
В путешествие по существительному
Мы отправимся сейчас.
Орфограмм пройдём немало,
Трудности не сломят нас.
II. Сообщение темы, целей и задач урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по существительному, где живут волшебные слова, которые называют предметы, явления. Существительное – это самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.
Итак, ребята, давайте обобщим ваши знания по имени существительному. Приглашаю вас в занимательное путешествие по орфограммам. Ваша задача – проявить себя, показать свои знания и умения.
III. Актуализация опорных знаний
Прежде чем отправиться в путешествие, вспомним схему-модель имени существительного. ( слайд №5 )
Модель имени существительного
Кто? Что?
значение
Предмет Явление
Морфологические признаки
ПОСТОЯННЫЕ
Одушевлённые Собственные
Неодушевлённые Нарицательные
РОД
Мужской Женский Средний Общий
СКЛОНЕНИЕ
I скл. II скл. III скл. Разносклоняемые Несклоняемые
НЕПОСТОЯННЫЕ
Падеж Число
-Именительный
-Родительный Единственное только единственное
-Дательный Множественное только множественное
-Винительный
-Творительный
-Предложный
А теперь, друзья, собрав «рюкзак знаний», отправляемся в дорогу, в самую умную, веселую, интересную страну – «Орфографию». С собой возьмите быстроту мысли, находчивость, знания и хорошее настроение.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Предлагаются задания по совершенствованию орфографических навыков правильного написания.
Орфографическая разминка. (слайд № 6 )
Задание: вставить, где необходимо, пропущенные орфограммы. Указать род и число имён существительных.
У ч и т е л ь. Разминка показала, что вы хорошо справились с заданием и можно продолжать путешествие далее.
Орфографическая мастерская. ( слайд № 7 )
I группа.Задание: дописать ряды слов двумя-тремя примерами, соблюдая правила правописания собственных существительных. Подчеркнуть орфограмму.
Названия рек: Днепр,…
Названия городов: Киев,…
Названия отчеств: Кузьминична,…
Названия небесных тел: Луна,…
Названия газет: «Известия»,…
Названия литературных произведений: «Песнь о вещем Олеге»,…
II группа.Задание: дополнить предложения сведениями о членах своей семьи. Указать свою фамилию, имя, отчество. Назвать и подчеркнуть орфограмму.
Наша фамилия - … . Дедушка … , бабушка … - родители моего папы. Моего папу зовут … , а маму … . В нашей семье … детей. Их зовут … .
Родители моей мамы … … и … … живут в городе … (селе …). Я … … … . Учусь в шестом классе. Очень люблю своих родных и ценю свою семью.
У ч и т е л ь. Ребята, побывав в орфографической мастерской, вы проявили свои знания, умения, творчество, мастерство. Давайте вспомним, почему имя существительное называется собственным. ( Собственное – это моё. У каждого человека есть собственное существительное, только своё. У человека – это имя. У города, реки – название. ). Вот поэтому все собственные существительные пишутся с большой буквы.
Наше путешествие продолжается. И перед вами следующее задание
II группа. Задание: от данных существительных образовать однокоренные с суффиксами -ЕК, -ИК. Обозначить орфограмму.
Кусок, дом, молоток, корабль, коготок, подарок, мешок, огурец, комок, холодок.
8. Искусствоведческая пауза (слайд № 13)
Звучит музыкальное произведение Э. Грига «Утро».
У ч и т е л ь. Вы, безусловно, уже догадались, что сейчас соприкоснётесь с искусством. Перед вами картина. Её автор – И. И. Шишкин, русский живописец и пейзажист. Ещё мальчиком полюбил Шишкин лес и впоследствии половину своей жизни провёл в его чащах. Его называли «царь леса». В местах, где работал художник, до сих пор хранят память о нём. Картина называется «Утро в сосновом лесу», написана она в 1889 году. Сейчас это чудесное полотно находится в Третьяковской галерее в Москве.
Задание к картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»:
Что изображено на картине?
Укажите как можно больше существительных, которые вы использовали для её описания.
Дать толкование слов – живопись и пейзаж.
Что обозначают эти слова? (Живопись – вид изобразительного искусства, создание художественных образов красками. Пейзаж – это местность, изображение природы).
9. Игра «Найди меня» (слайд № 15)
У ч и т е л ь. А теперь снова давайте возвратимся в страну «Орфографию» и продолжим наше путешествие.
Задание: вставить пропущенные орфограммы. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е.
Ветка сирен.., быть на лекции.., спросить о здоровь..;
Вдоль дорог.., читать в брошюр.., быть в здании..;
Идти по тропинк.., мечтать о вершин.., стоял в раздумь..;
Шли по алле.., жили в селении.., обратился к Мари.. .
10. Путешествие по устному народному творчеству (слайд № 16)
У ч и т е л ь. Устное народное творчество – это сокровище народа.
«Подлинную историю … народа нельзя знать, не зная устного народного творчества», - писал М. Горький
А знаете ли вы, что всякая пословица недаром молвится.
Задание: в пословицах и поговорках объяснить слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
1. Ученье – свет, а неученье – тьма.
2.Неправдой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься.
3 . Не место красит человека, а человек место.
4 .Недруга встречают солёными словами, а друга – слоёными пирогами.
У ч и т е л ь. Вы заметили, ребята, что поговорка в отличие от пословицы не судит , не поучает, не даёт совета, а лишь метко характеризует тех, кто любит пользоваться чужим трудом.
11. В гостях у загадок (слайд № 17)
У ч и т е л ь. Этим и хороша загадка, что она заставляет вас проявить смекалку и почувствовать себя умными и находчивыми. Недаром в сказках герою нередко приходится отгадывать загадки, и если не отгадает – ему грозит наказание. Но герой выдерживает это испытание. И вы, я надеюсь, тоже с ними справитесь.
Задание: отгадать загадки, объяснить правописание НЕ со словами
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Речка)
Солёное, а не соль, бежит, а не речка, блестит, а не золото. (Слёзы)
Не куст, а с листочками, не сорочка, а сшитое, не человек, а поучает. (Книга)
Идёт годов двести, стоит на месте, считает людской век, а не человек. (Часы)
V. Подведение итогов урока
У ч и т е л ь. Вот и закончилось наше путешествие, но не надолго. Изученные орфограммы будут сопровождать вас всю жизнь. Я надеюсь, что это путешествие по существительному, его орфограммам не последнее.
Вы, ребята, молодцы!
Все вы трудности прошли.
Существительное повторили,
Орфограммы не забыли.
VI. Домашнее задание: подготовить рассказ в занимательной форме на тему «Орфограммы имени существительного».
Литература
Граник Г. Г. и др. Суффиксы существительных – великие строители слов//Русский язык в школе и дома. – 2005. - № 3.
Дубовая О. Ю. Использование орфографических таблиц на уроках русского языка//Русский язык в школе. – 2008. - № 4.
Крамаренко Г. М., Малюшкин А. Б. Повторяем правописание существительных//Русский язык в школе. – 2007. - № 2.
Малыхина Е. В. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – К. «Генеза», 2006.
Надточий Е. Д., Надточий В. И. Правописание имен существительных (алгоритмический подход)//Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2008. - № 2.
Попова Е. В., Вахрушева Т. В. Давайте попробуем иначе! (Об изучении темы «Правописание о-ё после шипящих»)//Русский язык в школе. – 2001. - № 4.
Сорокина Н. Г. Суффиксы имён существительных. Повторение и обобщение//Русская словесность. – 2006. - № 6.
Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь: Таврида, 2005. – 52 с.
Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. – Симферополь: Таврида, 2007. – 32 с.: ил.