kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе»















Обобщение и систематизация изученного

по теме «Имя существительное» в 6 классе

(урок с использованием компьютерной презентации)






Гулякина Неля Владимировна

учитель русского языка и литературы





Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».


Цели урока: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; совершенствовать орфографические навыки правильного написания этой части речи и навыки обобщения материала; развивать воображение учащихся, любознательность, мышление, речь; воспитывать уважительное отношение к русскому языку, процессу познания.


Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.


Оборудование: эпиграфы к уроку, схема-модель имени существительного, карточки с заданиями, ребусы, репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», музыкальное произведение Э. Грига «Утро», компьютеры.


На доске запись: «Давно живу я в мире этом, даю название предметам».

«Имя существительное – хлеб языка». Л. Успенский


Ход урока

  1. Организация класса

  1. Создание эмоционального настроения.

С голубого ручейка начинается река,

ну, а наш урок, конечно же, с улыбки!


Ребята, улыбнитесь друг другу – и в путь-дорогу!

В путешествие по существительному

Мы отправимся сейчас.

Орфограмм пройдём немало,

Трудности не сломят нас.


II. Сообщение темы, целей и задач урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по существительному, где живут волшебные слова, которые называют предметы, явления. Существительное – это самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.

Итак, ребята, давайте обобщим ваши знания по имени существительному. Приглашаю вас в занимательное путешествие по орфограммам. Ваша задача – проявить себя, показать свои знания и умения.


III. Актуализация опорных знаний

Прежде чем отправиться в путешествие, вспомним схему-модель имени существительного. ( слайд №5 )


Модель имени существительного

Кто? Что?

значение

Предмет Явление

Морфологические признаки

ПОСТОЯННЫЕ

Одушевлённые Собственные

Неодушевлённые Нарицательные

РОД

Мужской Женский Средний Общий

СКЛОНЕНИЕ

I скл. II скл. III скл. Разносклоняемые Несклоняемые

НЕПОСТОЯННЫЕ

Падеж Число

-Именительный

-Родительный Единственное только единственное

-Дательный Множественное только множественное

-Винительный

-Творительный

-Предложный


А теперь, друзья, собрав «рюкзак знаний», отправляемся в дорогу, в самую умную, веселую, интересную страну – «Орфографию». С собой возьмите быстроту мысли, находчивость, знания и хорошее настроение.


IV. Обобщение и систематизация знаний

  • Предлагаются задания по совершенствованию орфографических навыков правильного написания.

  1. Орфографическая разминка. (слайд № 6 )


Задание: вставить, где необходимо, пропущенные орфограммы. Указать род и число имён существительных.

Снегуроч..ка, б..рёза, заморо..ки, зага..ка, пос..делки, кол..ектив, фолькл..р, брош..ра, р..ка, мяч.., фальш.., дер..во, молодёж.., со..нце, шос..е, ч..рнила, м..локо.


У ч и т е л ь. Разминка показала, что вы хорошо справились с заданием и можно продолжать путешествие далее.


  1. Орфографическая мастерская. ( слайд № 7 )



I группа. Задание: дописать ряды слов двумя-тремя примерами, соблюдая правила правописания собственных существительных. Подчеркнуть орфограмму.

  1. Названия рек: Днепр,…

  2. Названия городов: Киев,…

  3. Названия отчеств: Кузьминична,…

  4. Названия небесных тел: Луна,…

  5. Названия газет: «Известия»,…

  6. Названия литературных произведений: «Песнь о вещем Олеге»,…



II группа. Задание: дополнить предложения сведениями о членах своей семьи. Указать свою фамилию, имя, отчество. Назвать и подчеркнуть орфограмму.

Наша фамилия - … . Дедушка … , бабушка … - родители моего папы. Моего папу зовут … , а маму … . В нашей семье … детей. Их зовут … .

Родители моей мамы … … и … … живут в городе … (селе …). Я … … … . Учусь в шестом классе. Очень люблю своих родных и ценю свою семью.


У ч и т е л ь. Ребята, побывав в орфографической мастерской, вы проявили свои знания, умения, творчество, мастерство. Давайте вспомним, почему имя существительное называется собственным. ( Собственное – это моё. У каждого человека есть собственное существительное, только своё. У человека – это имя. У города, реки – название. ). Вот поэтому все собственные существительные пишутся с большой буквы.


  • Наше путешествие продолжается. И перед вами следующее задание

  1. Распределительный диктант. (слайд № 8)



Задание:

«разбросайте» слова по склонениям в

три колонки, вставьте пропущенные

орфограммы.


Юность, алфавит, чу..ство, р..ка, печ.., боль, плащ.., варе..ка, вокзал, боч..ка, калина, з..мля, умение, роскош.., цв..ток, р..стение, гвоздь, небо, символ, наследство.


У ч и т е л ь. С заданием вы справились, правильно «разбросали» слова. Теперь вас ожидают новые орфограммы.


  1. Игра «Четвёртое лишнее». (слайд № 9)

Задание: вставить пропущенные орфограммы, указать «четвёртое лишнее». Составить с ним словосочетание.


  1. Вещ.., чуваш.., глуш.., доч.. .

  2. Пляж.., гараж.., мощ.., этаж.. .

  3. Туч.., чуш.., лыж.., крыш.. .

  4. Реч.., камыш.., плющ.., борщ.. .


  1. Кодированный словарный диктант (слайд № 10)

Задание: записать слова, вставить нужную орфограмму. Поставить цифру 1 над словами с суффиксом –ЧИК, цифру 2 – над словами с суффиксом –ЩИК .


Смаз..ик, обход..ик, паром..ик, погруз..ик, размет..ик, экскаватор..ик, водопровод..ик, арматур..ик, кладов..ик, гон..ик, камен..ик, приказ..ик, развед..ик, доклад..ик, заказ..ик.


Буквы перед суффиксом



Д, Т, З, С, Ж Остальные

- ЧИК - ЩИК

У ч и т е л ь. Ребята, а теперь давайте попробуем отгадать ребусы .

  1. Интеллектуальная минутка (слайд № 11)



КУЛАК 12534



ЦИСС

Р

НАРЦИСС

мак

М

Р



Вывод: ответами ребусов являются слова – существительные.

У ч и т е л ь. А теперь нас приглашает в гости орфограмма «Правописание Е, И в суффиксах -ЕК, - ИК имён существительных».

Гласный суффикса при склонении

Выпадает (беглый) Не выпадает

-ЕК -ИК

7. Игра «Угадай-ка» (слайд № 12)


I группа. Задание: списать, обозначить орфограмму.

Жгут..к, осл..к, бараш..к, узелоч..к, комар..к, фонар..к, календар..к, горош..к, мизинч..к, цветоч..к.


II группа. Задание: от данных существительных образовать однокоренные с суффиксами -ЕК, -ИК. Обозначить орфограмму.


Кусок, дом, молоток, корабль, коготок, подарок, мешок, огурец, комок, холодок.


8. Искусствоведческая пауза (слайд № 13)

  • Звучит музыкальное произведение Э. Грига «Утро».

У ч и т е л ь. Вы, безусловно, уже догадались, что сейчас соприкоснётесь с искусством. Перед вами картина. Её автор – И. И. Шишкин, русский живописец и пейзажист. Ещё мальчиком полюбил Шишкин лес и впоследствии половину своей жизни провёл в его чащах. Его называли «царь леса». В местах, где работал художник, до сих пор хранят память о нём. Картина называется «Утро в сосновом лесу», написана она в 1889 году. Сейчас это чудесное полотно находится в Третьяковской галерее в Москве.




Задание к картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»:

  1. Что изображено на картине?

  2. Укажите как можно больше существительных, которые вы использовали для её описания.

  3. Дать толкование слов – живопись и пейзаж.

  4. Что обозначают эти слова? (Живопись – вид изобразительного искусства, создание художественных образов красками. Пейзаж – это местность, изображение природы).


9. Игра «Найди меня» (слайд № 15)


У ч и т е л ь. А теперь снова давайте возвратимся в страну «Орфографию» и продолжим наше путешествие.

Задание: вставить пропущенные орфограммы. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е.


  1. Ветка сирен.., быть на лекции.., спросить о здоровь..;

  2. Вдоль дорог.., читать в брошюр.., быть в здании..;

  3. Идти по тропинк.., мечтать о вершин.., стоял в раздумь..;

  4. Шли по алле.., жили в селении.., обратился к Мари.. .


10. Путешествие по устному народному творчеству (слайд № 16)


У ч и т е л ь. Устное народное творчество – это сокровище народа.

«Подлинную историю … народа нельзя знать, не зная устного народного творчества», - писал М. Горький

А знаете ли вы, что всякая пословица недаром молвится.

Задание: в пословицах и поговорках объяснить слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

1. Ученье – свет, а неученье – тьма.

2.Неправдой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься.

3 . Не место красит человека, а человек место.

4 .Недруга встречают солёными словами, а друга – слоёными пирогами.


У ч и т е л ь. Вы заметили, ребята, что поговорка в отличие от пословицы не судит , не поучает, не даёт совета, а лишь метко характеризует тех, кто любит пользоваться чужим трудом.


11. В гостях у загадок (слайд № 17)


У ч и т е л ь. Этим и хороша загадка, что она заставляет вас проявить смекалку и почувствовать себя умными и находчивыми. Недаром в сказках герою нередко приходится отгадывать загадки, и если не отгадает – ему грозит наказание. Но герой выдерживает это испытание. И вы, я надеюсь, тоже с ними справитесь.


Задание: отгадать загадки, объяснить правописание НЕ со словами


  1. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Речка)

  2. Солёное, а не соль, бежит, а не речка, блестит, а не золото. (Слёзы)

  3. Не куст, а с листочками, не сорочка, а сшитое, не человек, а поучает. (Книга)

  4. Идёт годов двести, стоит на месте, считает людской век, а не человек. (Часы)


V. Подведение итогов урока


У ч и т е л ь. Вот и закончилось наше путешествие, но не надолго. Изученные орфограммы будут сопровождать вас всю жизнь. Я надеюсь, что это путешествие по существительному, его орфограммам не последнее.

Вы, ребята, молодцы!

Все вы трудности прошли.

Существительное повторили,

Орфограммы не забыли.


VI. Домашнее задание: подготовить рассказ в занимательной форме на тему «Орфограммы имени существительного».






Литература



  1. Граник Г. Г. и др. Суффиксы существительных – великие строители слов//Русский язык в школе и дома. – 2005. - № 3.

  2. Дубовая О. Ю. Использование орфографических таблиц на уроках русского языка//Русский язык в школе. – 2008. - № 4.

  3. Крамаренко Г. М., Малюшкин А. Б. Повторяем правописание существительных//Русский язык в школе. – 2007. - № 2.

  4. Малыхина Е. В. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – К. «Генеза», 2006.

  5. Надточий Е. Д., Надточий В. И. Правописание имен существительных (алгоритмический подход)//Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2008. - № 2.

  6. Попова Е. В., Вахрушева Т. В. Давайте попробуем иначе! (Об изучении темы «Правописание о-ё после шипящих»)//Русский язык в школе. – 2001. - № 4.

  7. Сорокина Н. Г. Суффиксы имён существительных. Повторение и обобщение//Русская словесность. – 2006. - № 6.

  8. Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь: Таврида, 2005. – 52 с.

  9. Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. – Симферополь: Таврида, 2007. – 32 с.: ил.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе

Автор: Гулякина Неля Владимировна

Дата: 26.10.2016

Номер свидетельства: 352385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок русского языка в 6 классе. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива."
    ["seo_title"] => string(71) "urokrusskoghoiazykav6klassieinfinitivsuffiksyinfinitivaosnovainfinitiva"
    ["file_id"] => string(6) "262076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449250352"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства