Учитель русского языка и литературы Вторушина И.П.
1.Воспитывать умение работать в коллективе.
2. Воспитывать культуру речи путем работы с художественными произведениями А..Пушкина
Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с текстом, практическая работа, творческая работа
Этап урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ЦОР, |
Оргмомент Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, психологически настроить на предстоящее занятие | 2 | -Наш урок мы сегодня проведем в форме путешествия по сказкам знаменитого русского писателя А.С.Пушкина. -какие сказки Пушкина вы знаете? -почему Маршак назвал Пушкина эталоном языка? Эталон — мерило, образец для подражания, сравнения. Запись числа и классной работы, одну строку для темы оставляем - тема позже | Называют сказки Пушкина | Интерактивная доска Сказка о рыбаке и рыбке | Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях | Сказка о золотом петушке | Сказка о попе и о работнике его Балде | Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | |
Актуализация знаний Цель этапа: Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала. Активизировать мыслительные операции: - анализ и синтез; - сравнение и сопоставление; - классификация | 4 | Слушаем аудиозапись. -Какие части речи выделены в тексте? -Проводится игра “Спроси соседа о глаголе” | Анализ выделенных слов Вопросы по теме «Глагол» учащиеся готовят друг для друга дома Задают вопросы одноклассникам, оценивают ответы | Звучит аудиозапись «У лукоморья». |
Наблюдение языкового материала. Цель: выделение объектов изучения, анализ языкового материала. Постановка проблемы урока | 3 | -Проанализируйте окончания выделенных глаголов в 3 части, - выпишите глаголы в 3 столбика, поставьте ударение -сформулируйте проблему, над которой мы будем сегодня работать Постановка проблемы и обозначение темы урока: Спряжение глаголов. - чтобы узнать, почему у одних глаголов окончания с буквой е, а у других с буквой и, мы должны с вами вспомнить, что такое спряжение, а для этого мы отправимся сегодня в путешествие в сказочную страну «Лукоморье», где (читаю сказку Лысенко И,А.) . таким я представила глагол, а такими его двоюродных братьев - Первуша Спряженец и Вторак Спряженец (такие славянские имена дали им при рождении). По сказке глагол не смог переплыть океан и вернулся домой, а мы изменим сюжет и преодолеем море трудностей. Пусть они встретятся. | Анализ глагольных окончаний , вывод- - у некоторых глаголов окончание ударное , -в безударном окончании может быть окончание –ит или –ет. Проблема урока: когда в окончаниях глагола пишется буква е, а когда и. Выявляют тему урока: Спряжение глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов.
| Работа с текстом «У лукоморья» |
| 3 | Итак, 1 шаг в цепи: -что такое спряжение? Проспрягаем глаголы помогу, говорю (строим таблицу, запись только окончаний) -назовите личные окончания глаголов. -назовите гласные, которыми различаются глаголы - Кто может сделать выводы? - идёт, несёт, бредёт? какого спр. эти глаголы? - какого же спряжения глаголы тужит, служит? - а чахнет, пахнет? - а если здесь не обозначено окончание, что делать? (2 часть лукоморья) | Устно: -спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам (по таблице спрягаем глаголы) - У глаголов 2 типа спряжения: I спряжение и II спряжение. - 1 спр. оконч. е, ут, ют - 2спр. оконч. и, ат.ят - если ударное окончание, то спр. можно определить просто по оконч. - спряжение можно определить по окончанию выпишите глаголы 1 и 2 спряжения ? | На интерактив-ной доске: Таблица «Спряжение глаголов» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/?from=a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f&interface=themcol |
Использование метода наблюдения для осознания учащимися учебного материала.Создание проблемной ситуации.
| 3 | 2 звено: Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола. Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени. -стр. 215 учебника, прочитайте и скажите, какие глаголы отн. к 1и 2 спр. | Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение . Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме Работа с учебником, стр. 215 | |
| 5 | Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить: строить строит, строят, исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т.е. они относятся к I спряжению) ; 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать; 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, обидеть, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть. Эти 11 глаголов можно легко запомнить, выучив стихотворение: Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть. Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, моет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др. | Запись в тетрадях 2 спр. все на –ить 4 на –ать 7 на –еть 1 спр.- все остальные +брить, стелить | Интерактивная таблица |
Физминутка | 1 | Настало время сделать перерыв и отдохнуть. Если я назову глагол I спр., вы поднимаете руки вверх и делаете хлопок над головой, если глагол II спр. – встаете | Ученик называет глаголы: идешь, летишь, молчат, растет, кричите, плывут, горишь. Дети выполняют упражнения.)
| |
Первичное закрепление материала Активизация мыслительных операций: - анализ и синтез; - сравнение; - обобщение; - конкретизация | 3 | 3 звено «Один лишний» На доске Пишем, вяжем, стираем, дружим Строим, клеим, отвечаем, говорим, Молчат, сеют, думают, живут Чита.м, дела.шь, лет.шь, груст.шь Устно составьте предложения с лишними словами. | Ученики в парах обсуждают задание, затем выступают представители от групп- на доске перенести (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I) (т.к. это глагол II спр., а остальные – I) . | |
| 5 | 4 звено Работа с отрывками из пушкинских произведений Задание называется “ Найди свой глагол”. Задание ЕГЭ А15 для тех, кто быстро делает Застав…шь Гон…шь | Ученики выписывают глаголы в 2 столбика по спряжениям. Индивидуально выходят к доске и вписывают окончания.
| презентация |
Творческая работа | 6 | 5 звено Сказки Пушкина вдохновили множество художников, и представить здесь все иллюстрации невозможно. Иван Яковлевич Билибин (1876 - 1942) - выдающийся русский художник. Особенную популярность завоевали его иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, к сказкам А.С. Пушкина,. Произведения Билибина хранятся в лучших музеях России и Мира - что общего между картиной Билибина и сказкой Пушкина | Сравнение картины и художественного отрывка. Написать мини-сочинение по картине, используя глаголы разных спряжений. Слушаем сочинения. | Слушаем аудиозапись отрывка. |
Подведение итогов | 4 | Соединяем цепь, опираясь на интерактивную таблицу Составляем кластер (растущий пучками, гроздями)- от основного понятия к частным конкретизациям | Ребята составляют алгоритм определения, желающим раздаю подсказки -ударные,безударные окончания -ударные по буквам в окончаниях -безударные (неопр. форма) - Вспоминаем правило: 2 типа спр. -Вставляем окончания | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe11d8e7-91fd-452a-a36b-bf768c522990/view/ |
Рефлексия Цель: Активизация осмысленного восприятия изученного | 3 | Раздаю карточки заранее Прием «Инсерт» | Дети заполняют карточки 1.Изменение глаголов по лицам и числам называется___________. Глаголы бывают______ Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от______ Ко 2 спряжению относятся ____________ К 1 спр. 2.Я это знал_______ Это новые сведения для меня_________ Я хочу узнать об этом более подробно____ Я не все понял, поэтому прочитаю дома учебник, а завтра задам в классе свои вопросы__________ | карточки |
| 1 | Вот и закончилось наше путешествие. Наши герои тоже встретились, теперь они живут все вместе, поют песенки и играют веселую музыку. А помогли нам в этом сказки Пушкина. | |
Домашнее | | Проспрягать глаголы бежать,хотеть | |
Резерв | | Игры «Футбол» и «Собери букет» | |
Данные ЦОР могут быть использованы на разных этапах урока – при объяснении нового материала, во время закрепления, в процессе осуществления контроля над уровнем усвоения знаний и уровнем сформированности соответствующих умений и навыков.
Форма «Урок - путешествие» даёт возможность создать рабочую обстановку на уроке, повысить активность и формирует у обучающихся устойчивый интерес к изучению родного языка.
Урок позволяет ученикам не только актуализировать изученный материал по правописанию глаголов, но и применять имеющиеся знания в новых ситуациях.