kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Спряжение глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 5 классе "Спряжение глаголов" поможет закрепить знания по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Спряжение глаголов"»

Учитель русского языка и литературы Вторушина И.П.

МАОУ «Кабанская СОШ», Республика Бурятия


Конспект урока в 5 классе

Понятие о спряжении глаголов.

Личные окончания глаголов I и II спряжения.


Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении.

Обобщить языковой материал в алгоритм определения спряжения


Задачи:

Обучающие:
1. Помочь ученикам «открыть» новое знание – наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого – развитие лингвистических компетенций.

Развивающие:

  1. Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям.

  2. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, построение логической цепи рассуждения

  3. Развитие психических процессов: внимание, восприятие, память.

  4. Развитие орфографической зоркости.

  5. Развитие связной устной и письменной речи, т.е.развитие языковой и коммуникативной компетенций.

  6. Через работу с интерактивной доской способствовать развитию информационных и коммуникационных технологий.


Воспитывающие:

1.Воспитывать умение работать в коллективе.

2. Воспитывать культуру речи путем работы с художественными произведениями А..Пушкина


Место урока: первичное знакомство со спряжением глагола.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Межпредметные связи: литература, живопись – произведения А.С.Пушкина.


Здоровьесберегающий эффект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости.


Оборудование:

Интерактивная доска, цифровые образовательные ресурсы, карточки


Методы и приемы обучения:

Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с текстом, практическая работа, творческая работа


Формы организации:

Индивидуальная работа, работа в парах, коллективная деятельность
















Ход урока:


Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР,


Оргмомент

Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, психологически настроить на предстоящее занятие

2

-Наш урок мы сегодня проведем в форме путешествия по сказкам знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

-какие сказки Пушкина вы знаете?

-почему Маршак назвал Пушкина эталоном языка?

Эталон — мерило, образец для подражания, сравнения.


Запись числа и классной работы, одну строку для темы оставляем - тема позже

Называют сказки Пушкина


Интерактивная доска

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»


Актуализация знаний

Цель этапа:

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Активизировать мыслительные операции:
- анализ и синтез;
- сравнение и сопоставление;
- классификация

4

Слушаем аудиозапись.

-Какие части речи выделены в тексте?


-Проводится игра “Спроси соседа о глаголе”

Анализ выделенных слов


Вопросы по теме «Глагол» учащиеся готовят друг для друга дома

Задают вопросы одноклассникам, оценивают ответы

Звучит аудиозапись

«У лукоморья».



Наблюдение языкового материала. Цель:

выделение объектов изучения, анализ языкового материала.

Постановка проблемы урока


3

-Проанализируйте окончания выделенных глаголов в 3 части,

- выпишите глаголы в 3 столбика, поставьте ударение

-сформулируйте проблему, над которой мы будем сегодня работать


Постановка проблемы и обозначение темы урока:

Спряжение глаголов.


- чтобы узнать, почему у одних глаголов окончания с буквой е, а у других с буквой и, мы должны с вами вспомнить, что такое спряжение, а для этого мы отправимся сегодня в путешествие в сказочную страну «Лукоморье», где (читаю сказку Лысенко И,А.) . таким я представила глагол, а такими его двоюродных братьев - Первуша Спряженец и Вторак Спряженец (такие славянские имена дали им при рождении). По сказке глагол не смог переплыть океан и вернулся домой, а мы изменим сюжет и преодолеем море трудностей. Пусть они встретятся.

Анализ глагольных окончаний ,

вывод-

- у некоторых глаголов окончание ударное ,

-в безударном окончании может быть окончание –ит или –ет.

Проблема урока: когда в окончаниях глагола пишется буква е, а когда и.


Выявляют тему урока: Спряжение глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов.




















Работа с текстом

«У лукоморья»


3

Итак, 1 шаг в цепи:

-что такое спряжение?

Проспрягаем глаголы помогу, говорю (строим таблицу, запись только окончаний)

-назовите личные окончания глаголов.

-назовите гласные, которыми различаются глаголы
- Кто может сделать выводы?

- идёт, несёт, бредёт? какого спр. эти глаголы?

- какого же спряжения глаголы тужит, служит?

- а чахнет, пахнет?

- а если здесь не обозначено окончание, что делать? (2 часть лукоморья)


Устно:

-спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам (по таблице спрягаем глаголы)

- У глаголов 2 типа спряжения: I спряжение и II спряжение.

- 1 спр. оконч. е, ут, ют

- 2спр. оконч. и, ат.ят

- если ударное окончание, то спр. можно определить просто по оконч.

- спряжение можно определить по окончанию
выпишите глаголы 1 и 2 спряжения


?

На интерактив-ной доске:

Таблица

«Спряжение глаголов»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/?from=a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f&interface=themcol


Использование метода наблюдения для осознания учащимися учебного материала.Создание проблемной ситуации.

3

2 звено: Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

-стр. 215 учебника, прочитайте и скажите, какие глаголы отн. к 1и 2 спр.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение .

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме




Работа с учебником, стр. 215



5

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить: строить строит, строят, исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т.е. они относятся к I спряжению) ; 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать; 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, обидеть, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть. Эти 11 глаголов можно легко запомнить, выучив стихотворение:

Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить.

И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, моет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др.


Запись в тетрадях

2 спр. все на –ить

4 на –ать

7 на –еть

1 спр.- все остальные +брить, стелить


Интерактивная таблица

Физминутка

1

Настало время сделать перерыв и отдохнуть. Если я назову глагол I спр., вы поднимаете руки вверх и делаете хлопок над головой, если глагол II спр. – встаете


Ученик называет глаголы: идешь, летишь, молчат, растет, кричите, плывут, горишь.

Дети выполняют упражнения.)




Первичное закрепление материала

Активизация мыслительных операций:
- анализ и синтез;
- сравнение;
- обобщение;
- конкретизация

3

3 звено

«Один лишний»

На доске

Пишем, вяжем, стираем, дружим
Строим, клеим, отвечаем,  говорим,
Молчат, сеют, думают, живут
Чита.м, дела.шь, лет.шь, груст.шь

Устно составьте предложения с лишними словами.

Ученики в парах обсуждают задание, затем выступают представители от групп- на доске перенести

(т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I)

(т.к. это глагол II спр., а остальные – I) .



5

4 звено

Работа с отрывками из пушкинских произведений

Задание называется “ Найди свой глагол”.

Задание ЕГЭ А15 для тех, кто быстро делает Застав…шь Гон…шь

Ученики выписывают глаголы в 2 столбика по спряжениям.

Индивидуально выходят к доске и вписывают окончания.



презентация

Творческая работа

6

5 звено

Сказки Пушкина вдохновили множество художников, и представить здесь все иллюстрации невозможно.

Иван Яковлевич Билибин (1876 - 1942) - выдающийся русский художник. Особенную популярность завоевали его иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, к сказкам А.С. Пушкина,. Произведения Билибина хранятся в лучших музеях России и Мира

- что общего между картиной Билибина и сказкой Пушкина


Сравнение картины и художественного отрывка.


Написать мини-сочинение по картине, используя глаголы разных спряжений.


Слушаем сочинения.

Слушаем аудиозапись отрывка.

Подведение итогов

4

Соединяем цепь, опираясь на интерактивную таблицу

Составляем кластер (растущий пучками, гроздями)- от основного понятия к частным конкретизациям

Ребята составляют алгоритм определения, желающим раздаю подсказки

-ударные,безударные окончания

-ударные по буквам в окончаниях

-безударные (неопр. форма)

- Вспоминаем правило: 2 типа спр.

-Вставляем окончания


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe11d8e7-91fd-452a-a36b-bf768c522990/view/


Рефлексия

Цель:

Активизация осмысленного восприятия изученного

3

Раздаю карточки заранее















Прием «Инсерт»

Дети заполняют карточки

1.Изменение глаголов по лицам и числам называется___________.
Глаголы бывают______
Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от______

Ко 2 спряжению относятся ____________

К 1 спр.

2.Я это знал_______

Это новые сведения для меня_________

Я хочу узнать об этом более подробно____

Я не все понял, поэтому прочитаю дома учебник, а завтра задам в классе свои вопросы__________

карточки


1

Вот и закончилось наше путешествие. Наши герои тоже встретились, теперь они живут все вместе, поют песенки и играют веселую музыку. А помогли нам в этом сказки Пушкина.


Домашнее


Проспрягать глаголы бежать,хотеть


Резерв


Игры «Футбол» и «Собери букет»



Самоанализ урока

Цель использования ЦОР: представить материалы для работы на уроке русского языка, способствующие актуализации знаний по теме «Спряжение глагола», активизации учебного процесса.

Задачи использования ЦОР:

Представление путей

  1. активизации эмоционального и осознанного усвоения пятиклассниками учебного материала;

  2. творческого применения знаний по теме «Спряжение глагола» в новых ситуациях и повышения мотивации к учению;

  3. развития навыков самостоятельной работы.

Данные ЦОР могут быть использованы на разных этапах урока – при объяснении нового материала, во время закрепления, в процессе осуществления контроля над уровнем усвоения знаний и уровнем сформированности соответствующих умений и навыков.

Форма «Урок - путешествие» даёт возможность создать рабочую обстановку на уроке, повысить активность и формирует у обучающихся устойчивый интерес к изучению родного языка.

  • Урок разработан на базе программы по русскому языку для 5 класса М.М.Разумовской

  • Урок носит деятельностный характер, рассчитан на достижение конкретного результата – выработке алгоритма определения спряжения глагола

  • Материал урока поможет учителю в достижении обязательных результатов обучения («базовый уровень») по теме «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов»». Вместе с тем некоторые задания рассчитаны на уровень повышенной подготовки («продвинутый уровень»).

  • Урок проводится с учётом особенностей и возможностей учащихся данного возраста.

  • Урок проводится в начале изучения темы.

Урок позволяет ученикам не только актуализировать изученный материал по правописанию глаголов, но и применять имеющиеся знания в новых ситуациях.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 5 классе "Спряжение глаголов"

Автор: Вторушина Ирина Петровна

Дата: 14.10.2016

Номер свидетельства: 349202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-2"
    ["file_id"] => string(6) "251296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227424"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка Определение спряжения глагола по окончанию 3 лица мн.ч."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_opriedielieniie_spriazhieniia_ghlaghola_po_okonchaniiu_3_l"
    ["file_id"] => string(6) "391760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487082594"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация к уроку русского языка по теме "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "137024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417257679"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "ПЛАН-КОНСПЕКТ дистанционного урока в 4 классе. "Спряжение глаголов"."
    ["seo_title"] => string(67) "plan_konspekt_distantsionnogo_uroka_v_4_klasse_spriazhenie_glagolov"
    ["file_id"] => string(6) "574668"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1614697601"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка по теме "1 и 2 српяжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-1-i-2-srpiazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "106466"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403017685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства