Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"»
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: Синонимы.
Цели:
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Прозвенел звонок. Начался урок. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно.
Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Ребята, какой раздел русского языка мы с вами изучаем? Сегодня мы будем говорить еще об одном понятии лексики, догадайтесь, о каком.
В стране русского языка Не всё известно вам пока, Но путешествовать начнёте И сами до всего дойдёте.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. И цели которые стоят перед нами Я вам в этом помогу, будьте внимательны!
Учитель:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: гиппопотам
Головой кивает нам.
Где? Там только бегемот
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно –
Верная примета,
Что синоним это!
Правильно, ребята, мы будем говорить о синонимах. А что вы знаете о синонимах? (повторение) слайд.
«Сино» обозначает- одинаковое значение. Слайд.
Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
Учитель: А чем отличаются слова, записанные на доске?
Бегемот, гиппопотам (употреблением в речи, гиппопотам употребляется в научном стиле),
Разговор, болтовня (болтовня употребляется в разговорном стиле),
красный, алый(оттенками лексического значения) ,
бежать, мчаться (означает бежать с большой скоростью).
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы ?
(существительными, прилагательными, глаголами ).
-Ребята, давайте посмотрим, какие оттенки имеет красный цвет. Слайды.
У обычной школьной резинки есть ещё одно название : ластик.
Почему резинка – понятно : делается из резины. А из чего делается резина ? Из каучука. Ну, а каучук по – латыни называется «гумми эластикум». Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.
-Поработаем с учебником. Выполним упражнение 366 из учебника. Прочитайте данный текст. Понравился ли он вам? Почему? В тексте очень много неоправданных повторов. Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами. Прочитайте получившийся текст. Какой текст звучит лучше, который был предложен или тот, который создали вы.
С помощью чего оказались связаны предложения в тексте?
Ребята поднимались на крутой холм. Взбираться было трудно, и они устали. Когда влезли на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью. Слайд.
Итак, подведем итоги. Для чего нужны синонимы? Слайд.
1. Помогают избежать повторов.
2. Помогают передать мысль более точно, ясно.
3.Служат для связи предложений в тексте.
4.Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой.
- Таким образом, синонимы необходимы в речи. Они наши друзья, так как помогают нам точно и образно выражать свои мысли, делают нашу речь яркой . выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов.
-Вы хорошо поработали, ребята. А теперь на листах самооценки выполните проверочную работу.
За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Набрали 5 баллов- «5»,
4 балла- «4», 3 балла- «3».
Домашнее задание. Читать п. 68. Выполнить упр. 360 или 361.
Рефлексия. Если вам урок показался интересным, возьмите снежинки, если вам урок не понравился, возьмите шишки. На снежинках написаны вопросы: чем мне понравился урок? Я узнал на уроке…Что вызвало трудность на уроке? На шишках написан вопрос: чем мне не понравился урок?
- Мне было интересно с вами работать, ребята. Спасибо за урок! До свидания.