Прием «Мозговой штурм» - Ребята, над каким разделом мы с вами работаем? С какими темами из этого раздела вы уже знакомы? - У каждого из вас стикер с названием профессии. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока? Что мы сможем к концу урока? 2. Прием «Деление на группы по заданию». - Образуйте группы профессий, которые связаны с созданием: 1 группа – машин; 2 группа – зданий; 3 группа – мебели; 4 группа – одежды. Образуют группы 1 группа машины | 2 группа здания | 3 группа мебель | 4 группа одежда | Конструктор Инженер Испытатель Механик Изобретатель | Архитектор Штукатур Каменщик Монтажник Инженер | Краснодеревщик Плотник Столяр Сборщик Драпировщик | Модельер Швея Ткач Закройщик Скорняк | Прием «Конструктор». Соотношение профессии и вида работы. - Ребята, для того, чтобы мы имели сегодня машины, здания, мебель, одежду, трудятся много людей. - Соотнесите профессии, которые у вас на столе, с видом выполняемой работы, при затруднении используйте толковые словари. И. Самопроверка по ключу. ФО. Критерий | Дескрипторы | Соотносит профессию с видом выполняемой работы | Соотносит в полном объеме | Соотносит частично | Не соотносит | ОС. - Какие профессии для вас оказались новыми? 3. Прием «Проблемный вопрос». - Сегодня в мире мы видим очень много профессий. Можно ли среди всех профессий выделить самую главную? - Затрудняетесь ли вы ответить на этот вопрос? Почему? - Вернемся к нему после прочтения притчи. К. 4. Прием «Прогнозирование». Транскрипт текста «Самая важная профессия» Цель: прогнозировать содержание по отрывкам текста. 1) Прочитайте название притчи. Как вы думаете, о чём она будет? 2) Рассмотрите иллюстрации к притче. Предположите, что может произойти в начале. 3) Чтение учителем первой части. 1 часть В доме одного мудреца любили собираться ученые мужи. Часто в своих разговорах они обсуждали важные дела. Однажды стали они рассуждать, какая профессия самая важная. – Каждому нужно образование, – говорил один мудрец. – Значит профессия учителя самая нужная. – Благодаря строителям у нас есть дома и прекрасные здания, – возразил второй. – А как же обойтись без музыкантов, поэтов и художников. Они делают нашу жизнь прекрасной! – воскликнул третий мудрец. Во время этого спора в комнате находился молодой повар мудреца, который сказал: – О светлейшие! Вы ничего не сказали о профессии повара. Но хозяин велел ему не вмешиваться в разговор умных людей. – Иди на кухню и займись делом! И помни, что труд повара не так уж и важен. Юноша молча покинул комнату. ОС. - Какие профессии, по мнению мудрецов, были самые важные? Какие нет? - Совпали ли ваши предположения? - Что вам помогло предугадать содержание притчи? 4) Прием «Дерево предсказаний» - Ответьте на вопросы в группах. Г. Ствол дерева: 1. Что будет дальше? 2. Чем закончится притча? (Затем группы озвучивают свои предсказания, а учитель их записывает на листках – получается дерево с ветками, на каждой из которых – листочки-предсказания). К. - Что у вас подтвердилось, а что нет, мы узнаем после прочтения притчи. 5) Чтение учителем второй части. 2 часть В этот день хозяин сам готовил обед, так как его молодой повар куда-то исчез. Друзья мудреца остались недовольны его угощениями и быстро разошлись по домам. Вскоре мудрец нанял другого повара. Но тот готовил ужасно, и в дом хозяина уже не приходили гости. Тогда мудрец разыскал своего бывшего повара и сказал ему: – Я ошибался. Профессия повара не менее значима, чем все остальные. Твое ремесло – это искусство. ОС. - Почему в дом мудреца не стали приходить гости? - Что сделал мудрец? Совпали ли ваши предположения? - Как вы думаете, чем действие закончится? 6) Чтение учителем окончания притчи. 3 часть После этих слов повар вернулся. А вместе с ним вернулись и вкусные обеды. Друзья мудреца вновь стали приходить к нему. И решили с тех пор мудрецы, что все профессии на Земле важны и нужны людям. Главное, чтобы люди делали свою работу на совесть. ОС. Прием «Пленарное обсуждение». - Совпали ли ваши предположения? Какие из них сбылись? Какие нет? Почему? - В чем заключается поучительный урок данной притчи? - Вернемся к вопросу начала урока. Можно ли среди всех профессий выделить самую главную? К. 5. Работа с фразеологизмами. - Ребята, вспомните, что такое фразеологизмы? - Вам в тексте встретился фразеологизм. Какой? (работать на совесть). Что он означает? К. - Подберите антонимы к фразеологизмам на с.107, используя слова для справок. В случае затруднения обратитесь к фразеологическим словарям. - Составьте предложение с одной антонимической парой. - Опишите речевую ситуацию, в которой можно было бы употребить один из фразеологизмов. П. Взаимопроверка по дескрипторам. ФО. Цель обучения: | СРН2. Использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова. | Уровень мыслительных навыков: | применение; навыки высокого порядка. | Критерии оценивания: | использует слова с прямым и переносным значением, антонимы. | Задание: | 1. Подберите антонимы к фразеологизмам на с.107, используя слова из справок. В случае затруднения обратитесь к фразеологическим словарям. 2. Составьте предложение с одной антонимической парой. 3. Опишите речевую ситауцию, в которой можно употребить один из фразеологизмов. | Критерий | Дескрипторы | Использует слова с прямым и переносным значением, антонимы. | Соотносит фразеологизм с антонимом. | Строит предложение с использованием фразеологизмов. | Описывает ситуацию с использованием фразеологизма, логически излагая материал. | К. ОС. - Чем для вас полезно было это задание? - Кто с заданием справился? Кто испытывал затруднения? Почему? 6. Прием «Прогнозирование». Цель: прогнозирование содержания текста по заданному началу. - Предположите, о чем может быть текст, если он называется «Если исчезнет профессия». Предложите свой вариант текста-рассуждения, используя профессии, с которыми вы знакомились на прошлых уроках. В тексте употребите эпитеты, сравнения. Г. ДО.: клише для сочинения-рассуждения ФО. Цель обучения: | 5.СГ4. Прогнозировать содержание на заданную тему. | Уровень мыслительных навыков: | применение; навыки высокого порядка. | Критерии оценивания: | прогнозирует содержание текста на заданную тему. | Задание: | составить текст-рассуждение, используя профессии, с которыми вы знакомились на прошлых уроках. В тексте употребите эпитеты, сравнения. | Критерий | Дескрипторы | Прогнозирует содержание текста по заданному началу. | Использует лексику урока. | Демонстрирует структуру текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод). | Употребляет эпитеты, сравнения. | Г. Презентации готовых групповых работ. ФО. по дескрипторам. ОС. - Прокомментируйте выступление группы. Отметьте сильные стороны работы и моменты, которые необходимо улучшить. - Чем было полезно это задание? 6. Д/з: 1. На с.107 соотнесите профессию и вид работы. Устно ответьте на вопросы: «Получилась бы эта книга без кого-нибудь из них? Почему?» 2. Напишите 3 фразеологизма, которые выражают отношение к труду. Составьте с ними предложения. |