Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание падежных окончаний -е, -и у имен существительных 1, 2 и 3
склонения
Цель: 1. Обобщить знания о правописании падежных окончаний;
2. Развивать умение распознавать падеж, склонение имен существительных;
3. Развивать навыки грамотного письма, устной речи, умение мыслить,
рассуждать;
4. Воспитывать культуру учебного труда и интерес к предмету.
Оборудование: карточки с буквами, схема, ИКТ.
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать. (слайд)
2. Вступительная беседа.
- Тема нашего урока «Правописание падежных окончаний -е, -и у имен существительных
1, 2 и 3 склонения»
- Я предлагаю вам провести урок в форме игры под названием «Банк». (слайд)
- Что такое банк? (Место, где хранятся деньги)
- Любой банк выполняет три основные задачи:
1. Накопление ценностей.
2. Их удачное использование.
3. Получение результата, т.е. пользы, прибыли. (слайд)
II. Словарная работа
Накопление Использование Результат (слайд)
Написать слова через запятую, обозначить ударение.
Работа над смыслом слов.
Проверка по доске
III. Накопление (слайд)
- Банки бывают разные, ведь накапливать можно не только деньги.
- Можно ли накапливать знания? Использовать эти знания? Получать при этом результат?
- Этим мы и займемся.
- Только в начале договоримся о том, как будем учитывать полученные результаты.
- В финансовых банках ценность накопленного измеряется в рублях, долларах.
Мы же будем использовать фишки, которые находятся у вас на столах.
- Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете письменно отвечать на них. Будьте
внимательны, т.к. за каждый правильный ответ вы после проверки получите фишку.
1. Какой род имени существительного может относиться как к 1, так и 2 склонению? (М.р.)
2. Какой род имени существительного относится как к 1, так и 3 склонению? (Ж.р.)
3. Какой род имени существительного относится только ко 2 склонению? (С.р.)
4. У имен существительных какого склонения может быть на конце ь ? (2, 3)
5. По какому падежу определяется склонение? (И.п.)
6. В каком склонении у имени существительного никогда не пишется окончание –е? (3)
7. В каком склонении у имени существительного никогда не пишется окончание –и? (2)
8. В каком склонении у имени существительного встречаются как окончание –е, так и -и? (1)
9. В каком падеже у имени существительного бывает только окончание –и? (Р.п.)
10. В каких падежах у имени существительного могут встречаться окончание –е и
окончание –и? (Д.п., П.п.)
Проверка: взаимопроверка по доске (слайд)
1. М.р. 6. 3
2. Ж.р. 7. 2
3. С.р 8. 1
4. 2, 3 9. Р.п.
5. И.п. 10. Д.п., П.п.
- Сосчитайте правильные ответы и положите перед собой такое же количество фишек.
IV. Ситуация риска (слайд) Риск- возможная опасность
- А теперь, кто из вас хочет рискнуть и получить дополнительные фишки? Если вы выполните
задание верно, можете получить дополнительные фишки, а если неверно, столько же
потеряете. Причем, вы сами решаете, каким количеством фишек вы можете рискнуть.
Задание 1. (слайд)
Республика Бурятия находится в Восточной Сибире.
- Что можешь сказать о существительном?
Задание 2. (слайд)
У моего отц. умелые руки.
- Объясните, какое окончание нужно написать.
Физминутка.
1 склонение – 2 прихлопа
2 склонение – 2 притопа
3 склонение – наклон вперед.
Зима, мороз, метель, холод, снег, вьюга, елка, ель, снежинка, оттепель.
V. Использование
- Итак, на предыдущих этапах каждый из вас заработал определенное количество фишек.
Теперь вам предстоит еще потрудиться для того, чтобы удачно их использовать и получить
дополнительные фишки.
- Посмотрите на словосочетания. Сейчас вы будете работать с ними самостоятельно. Однако
виды работ будут разными, в зависимости от того, сколько вы имеете фишек.
Меньше 7 фишек – списать, используя схему.
7 – 8 фишек – списать, вставить пропущенные окончания, доказать.
Более 9 фишек – выбрать любые 3 словосочетания, составить с ними предложения.
- Если задания выполнены правильно, вы получаете еще 5 фишек.
Книга о природ. (П.,1) Отойти от дорог. (Р.,1)
Звуки капел. (Р.,3) Совершил по глупост. (Д.,3)
Прыгал по крыш. (Д.,1) На Красной площад. (П.,3)
Играть во двор. (П.,2) Помочь пап. (Д.,1) (слайд)
Проверка:
Учащиеся доказывают, почему следует писать именно это окончание. (Падеж, склонение)
Обратная связь: класс на карточках показывают окончания.
Зачитываются предложения.
- Кто не допустил ошибки, возьмите 5 фишек.
VI. Результат
- Что мы повторили и закрепили на уроке?
- Сейчас я предлагаю вам еще раз проверить свои знания заполнив таблицу.
| 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. | | | |
Д.п. | | | |
П.п. | | | |
Подсчет фишек:
15 и выше – рекорд (5)
12 – 14 – очень хорошо (4)
10 – 12 – неплохо (4)
Ниже 10 – удовлетворительно (3)
- Сдайте листочки, напишите сколько фишек вы заработали.
VII. Домашнее задание: с.120, упр. 238
-