1. Посмотрите на доску, вы видете шесть букв - л, д, о, с, т, а- на какие две группы можно разделить эти буквы.( на гласные и согласные). Запишите буквы. Дайте характеристику звукам обозначенным данными звуками.
3. Словарная работа.
Составьте из этих букв слово:
СЛАЙД 2 (солдат)
рисунок солдата)
Кто это солдат? –
Солдат - это тот кто защищает Родину. СЛАЙД 3
Запишите в словарик, поставьте ударение, подчеркните букву О, СЛАЙД 4 какие ассоциации вызывает у вас это слово?( День Победы- праздник 9 мая….)
Пословицы, прочитайте:
СЛАЙД 5
Каков солдат, таков о нём и лад.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Чтоб лучше запомнить запишите такие ассоциации- СЛАЙД 6
рОта- сОлдат
окОп- сОлдат
стрОй- сОлдат
4.Актуализация опорных знаний .
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.
СЛАЙД 7
Т.тра.ь , еж., к..р..ндаш. , сне., тро.ка- Объясните написание слов
-По первым буквам составьте слово. (текст) И так , ребята,
это тема нашего урока – СЛАЙД 8
Сегодня на уроке мы будем повторять особенности текста как единицы речи.
Возьмите стикеры и напишите:
_ Что мы будем повторять?
– Какие понятия нам нужно повторить?
Приём « Корзина идей»
(Тема, основная мысль текста; заголовок, виды текстов, типы текстов, структура текста, предложение и члены предложения.)
5. Повторение
1).Что такое текст? (Текст состоит из двух и более предложений, текст имеет тему, предложения связаны по смыслу, объединены общей темой, текст может иметь заголовок, который отражает тему или основную мысль, последовательность событий, смысловая законченность).
2). Игра «Да-нет»( да-зеленый кружок, нет –красный) СЛАЙД 9
1.Текст состоит из одного предложения - НЕТ
2. Текст состоит из нескольких любых предложений - НЕТ
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу - ДА
4. Текст обязательно имеет заголовок - НЕТ
5. Текст не всегда имеет заголовок - ДА
6. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму - НЕТ
7. Текст может быть не большим по объёму - ДА
8. Текст всегда состоит из одной части - НЕТ
3). Работа в парах. Карточка №1.
Определите, какая группа предложений будет текстом. Литеру текста обведите кружком.
А) Заяц спокойно спал под кустом.
Вдруг что-то хрустнуло. Сердце зайца отчаянно забилось. Он замер и стал прислушиваться. Мимо прошёл ёжик.
Заяц спокойно побрёл вглубь леса.
Б) Я люблю ходить в лес. Мне подарили щенка. Матрос кричал из последних сил. В магазине был большой выбор печенья. СЛАЙД 10
4). Текст состоит из…..(предложений) Что вы знаете о предложении?
(Предложение это одно, два или более слов связанных по смыслу и грамматически и выражающих законченную мысль)
Какие бывают предложения:
по наличию второстепенных членов - ( распространённые и нераспространённые),
по структуре - (односоставные и двусоставные),
по цели высказывания - (повествовательные, вопросительные и побудительные),
по интонации - (восклицательные и невосклицательные)
5). Работа по карточке
Карточка №2. Разобрать по членам предложения, дать характеристику предложению.
Какие члены предложения вы знаете: главные и второстепенные.
Что вы знаете о главных членах предложения.
Какие второстепенные члены вы знаете? Дайте характеристику каждому.
Наступила долгожданная весна.
На деревьях распускаются листочки.
На улице греет солнышко.
Оно ласкает тёплыми лучами прохожих.
Я люблю весну!
6).Тема текста - что это такое? (тоо чем говорится в тексте)
Основная мысль текста? (то главное о чем хотел сказать автор)
Заголовок текста? (Окошко для взгляда.)
Тип текста? (Текст-повествование, текст- описание, текст- рассуждение).
Что вы знаете о тексте-повествовании? ( повествует, рассказывает о том что случилось? и что произошло? Главную смысловую нагрузку несут глаголы).
Что вы знаете о тексте-описании? (описывает предмет, людей, животных, природу. Можно задать вопрос какой? Главную смысловую нагрузку несут имена прилагательные.)
Что вы знаете о тексте-рассуждении? ( Можно задать вопрос почему?, Идет тезис или утверждение, затем идут аргументы, доказательства и вывод )
7). Определение типа текста. Определение темы и основной мысли текста.
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. (Текст-повествование)
Осн. мысль: Что только не умеют «выделывать» тигры.
2.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете? (текст- рассуждение).
Осн. мысль: Рассуждение о том почему тигры, такие сильные звери, слушаются дрессировщика?
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. (текст- описание)
Осн. мысль: Описание тигров.
Тема: Тигры.
8). Работа в группах.
1 группа- Составить кластер «Текст»
2 группа- Составить кластер «Предложение»
3 группа- Составить кластер «Члены предложения»
4 группа- Составить кластер «Типы текста»
5 группа- Составить синквейн «Текст»
Презентация плакатов
6. Домашнее задание. Карточка №3.
Спишите текст в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их написание.
7. Оценки
8. Рефлексия.
1) Что вам понравилось на уроке? Что у вас получилось? Чем мы занимались на уроке
СЛАЙД 11
2)Если вы уверены в своих знаниях прикрепите КРАСНЫЙ СТИКЕР.
Если вы в основном уверены прикрепите ЖЁЛТЫЙ СТИКЕР.
Если вам нужно еще повторить прикрепите СИНИЙ СТИКЕР.