5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.
6. Никто не отвечал мне.
7. Далече грянуло ура.
8. Бывалые и старые поучали молодых.
9. По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
10. Октябрь уж наступил.
11. Я помню чудное мгновенье.
12. Приезд отца явился полной неожиданностью.
13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград.
Выводы:
-Чем может быть выражено подлежащее?
· Сущ. И. п.
· Мест. И. п.
· Инфинитивом
· Цельным словосочетанием
· Любой частью речи, которая занимает место подлежащего (прилагательным, причастием, наречием, числительным, междометием)
СЛОВАРЬ:
СУБСТАНТИВАЦИЯ – явление, когда прилагательные или причастия, а также другие части речи выступают в роли подлежащего и приобретают признаки существительного.
2. Работа с классом.
-Прокомментируйте высказывания языковедов.
«Сказуемое есть неограниченный властитель, царь предложения». (Г. Павловский)
«Важнейшая часть предложения - это сказуемое». (Д. Овсянико-Куликовский)
Согласны ли вы с мнением ученых?
Объясните постановку тире во втором предложении.
-Чем может быть выражено сказуемое?
Сказуемое
Схема:
глагольное
именное
составное
простое
глагольное
Вопросы:
- Пользуясь таблицей, назовите типы сказуемых. Проиллюстрируйте свои ответы примерами из задания 1.
-Что обозначает термин «простое глагольное сказуемое»?
(Далее устные развернутые ответы о способах выражения простого глагольного сказуемого, составного глагольного и составного именного сказуемых.)
3. Решите уравнения:
?
Вспомогательный
глагол
Составное глагольное сказуемое
= ==+ +
?
Глагол-связка
Именная часть
= +
4. Практикум:
- Найти в задании №1 (Листок контроля) составное именное сказуемое.
(Предложения 2,12,13)
СЛОВАРЬ:
НУЛЕВАЯ СВЯЗКА – явление, когда глагол - связка быть, который не имеет яркого лексического значения в настоящем времени, отсутствует.
Например: Он был геологом.
Он геолог. (Пример – 2-е предложение)
В то время, пока класс работает с Листком контроля, выполняется задание у доски:
2) Мальчишки решили ползти по одному, друг за дружкой.
3) Отступать от правил игры считалось недопустимым нарушением.
4) Вечерами брат учил меня рисовать.
5) Дворец казался островком печальным.
5. Подготовка к ЕГЭ.
Учитель:
-В конце года вам предстоит сдавать ответственный экзамен – ЕГЭ по русскому языку. Задания А5 и А8 напрямую связаны с сегодняшней темой. В задании А5 вам необходимо будет найти нарушения синтаксических норм (согласования и управления), в том числе и между главными членами предложения, а в А8 – выделить грамматическую основу.
Работа с Листком контроля (задание2).
Задание 2.
Согласуйте подлежащее со сказуемым.
1. Все, кто видел эту картину, хвалил(и) игру актёров
2. Правление клуба, в том числе председатель, много сделали(о) для организации вечера.
3. Большинство учеников отлично справилось(лись) с заданием.
4. Все три всадника ехали (о) молча.
5. В ряду стояли(а) тысяча книг.
6. Десять бойцов бросилось(и) в атаку.
7. Три книги лежало(и) на полках.
8. Несколько женщин ходило(и) по площади.
9. Красных мухоморов ряд, как карлы сказочные спят(ит).
10. Большинство приобретают(ет) несколько специальностей.
11. Молодежь едут(ет) на новостройки.
12. Майора сопровождало(и) несколько командиров.
13. Семеро одного не ждет(ут).
Если времени мало, можно выполнить задание по вариантам.
1 вариант – 1-5 предложения,
2 вариант - 7-13 предложения.
6. Индивидуальная работа.
Карточка:
1) Прочитайте предложение:
Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пошел туда.
Определите, кто старше: дочь инженера или сын врача?
Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены предложения.
( Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача еще маленький, отец привел его на каток.)
IV. Закрепление изученного.
Самостоятельная работа (по вариантам). (5-7 минут) Выполнение заданий ЕГЭ.
1 вариант
1. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?
ничего не знал (предложение 3)
он, вероятно, не знал (предложение 3)
он не знал (предложение 3)
выдвинул проект (предложение 5)
(3) Он, вероятно не знал ничего о книгах Циолковского. … (5) По существу,
американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной
гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на
уровне орбиты Земли.
2. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
композитор не мог различать (предложение 3)
который не мог различать (предложение 3)
потом выяснилось (предложение 6)
эти два вида слуха (предложение 6)
(3) Но вот у нас под наблюдением был один известный композитор, который после
болезни не мог различать звуки речи. … (6) И действительно, как потом выяснилось, эти два вида слуха даже формируются в разных областях головного мозга.
3. Какие слова не являются грамматической основой в одной из частей сложного предложений текста?
что приводит (предложение 3)
оно повысилось (предложение 4)
нет движения (предложение 4)
это приводит (предложение 5)
(3) Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к
значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост
содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3-5
раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5) Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы.
2 вариант
1. Какое сочетание слов является грамматической основой во втором (2)
предложении текста?
фрагменты должны
фрагменты должны войти
все должны войти
войти в реферат
(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.
2. Какое сочетание слов является грамматической основой в простом или в одной из частей сложного предложения текста?
излучение было (предложение 3)
являются колебание и вращение (предложение 4)
электромагнитные волны излучают (предложение 5)
излучают тела (предложение 5)
(3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре)было названо инфракрасным.
(4) Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул
вещества. (5) При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно.
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
интуиция и воображение необходимы (предложение 3)
страсть бывает слепой (предложение 4)
это может (предложение 5)
может направить (предложение 5)
(3) Действительно, страсть к науке, интуиция и воображение необходимы подлинному
учёному. (4) Но страсть бывает слепой, а чувства нередко обманывают человека. (5)
Иногда это может направить на ложный путь исследователя, первоначально