kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и,а,но".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: к концу урока учащиеся смогут объяснить постановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но.

Планируемые  результаты:

Предметные:

-умение выделять грамматическую основу предложения;

-умение отличать простое предложение от сложного предложения;

-умение выделять способ соединения частей сложного предложения;

-умение составлять схемы к сложным предложениям;

-умение обосновывать постановку запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.

Личностные:

- осознание  роли   запятых перед союзами и, а, но в сложных предложениях.

Метапредметные:

1) Регулятивные:

-умение планировать свои действия по выполнению задания;

- умение планировать свои действия в соответствии  с задачами урока;

- умение контролировать и проверять выполненное задание в парах (взаимопроверка);

- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока.

2) Познавательные:

- умение  делать выводы в результате поиска ответа  на проблемный вопрос;

-  умение «открыть» вместе с детьми новое знание о постановке запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.

3) Коммуникативные:

- умение правильно оформлять мысли в процессе  исследования языкового  материала в парах;

- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания в процессе  наблюдения по учебнику в парах;

- умение формулировать вывод в процессе  самостоятельной работы в парах.

Образовательные ресурсы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2006. – 144 с.
  2. Словарные слова на карточках.

Ход урока:

              Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Самоопределение 

к деятельности.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

-Здравствуйте, ребята. Начнём урок русского языка.

2. Актуализация знаний.

*На доске записаны предложения:

Лето собирает, а зима подъедает. Летела пташка высоко, но села она недалеко. Беда вымучит, и беда выучит.

-Ребята, прочитайте предложения и скажите, правильно ли расставлены знаки препинания?

-Почему?

-В каких предложениях?

-Что называется простым предложением?

-А почему я поставила здесь запятые?

-В первых двух предложениях правильно, а в третьем – нет.

-Так как мы учили, что перед союзами а и но всегда ставится запятая, а перед одиночным  союзом и не ставится.

-В простых предложениях с однородными членами.

-Это предложение с одной грамматической основой.

-Наверно в каких-то случаях запятая ставится.

4. Постановка учебной проблемы и формулирование задачи урока.

-Какой проблемный вопрос у нас возник?

-Что мы должны будем сделать для того, чтобы ответить на этот вопрос?

-В каких случаях в предложении перед союзом и ставится запятая?

-Выполнить упражнения.

-Вывести правило.

5.  «Открытие» детьми  новых знаний на основе наблюдения по учебнику в парах.

-Откройте учебники на С.67. Найдите упражнение 72.

-Прочитайте предложения первого столбика и сравните их с предложениями со второго столбика.

*В упражнении даны два столбика предложений. В первом столбике – сложные предложения с союзами, во втором – с бессоюзной связью.

-Итак, чем похожи предложения обоих столбиков?

-Как вы определили, что эти предложения сложные?

-А какую разницу вы заметили?

-Что мы можем сказать о запятой?

-Сейчас выполните схемы к предложениям левого столбика в тетрадях.

*Один ученик выполняет схемы на доске.

-Опираясь на наши наблюдения и полученные схемы, попробуйте сформулировать вывод, ответить на наш основной вопрос.

-Давайте сравним свой вывод с авторских. Откройте С.69 учебника.

-Оба предложения сложные.

-Так как состоят из двух или более грамматических основ.

-В левом столбике части соединены союзом а, но, и, а в правом – бессоюзная связь.

-Запятая ставится в любом случае.

-[- =], и [- =]. [- =], но [- =].

[= -],а[= -].

-Перед союзами и, а, но в сложных предложениях ставится запятая.

6. Первичное закрепление нового знания.

-Давайте примени нише новое знание, выполнив упражнение 73 на С.70.

-Что предлагается сделать, прочитайте задание.

*Упражнение выполняется с попутным комментированием учащихся по одному: проговаривают выделенные грамматические основы, затем говорят, какое это предложение – сложное или простое, обосновывая свой ответ количеством грамматических основ в предложении, далее находят границы частей сложного предложения и ставят запятые, проговаривая, что перед союзом.

-Какие слова посмотрели в толковом словаре учебника? Что они обозначают?

-Прочитай предложения. Подчеркни простым карандашом грамматические основы и поставь пропущенные запятые. Спиши предложения и составь схемы.

-Перлы - капли дождя похожи на жемчужины, переливаются на солнце.

Лозины - гибкие ветви деревьев.

7.Словарная работа.

-Прочитайте и запишите в тетрадь слова из рамок. Какие это слова?

-Посмотрите, они у меня есть на доске. Красный цвет букв – для запоминания.

-Знаете ли вы, что алмаз – это простой углеводород? Его родственники – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

-Теперь с любым словом составьте сложное предложение с союзом.

-Алмаз, алмазный, происшествие.

8. Рефлексия деятельности.  Итог урока.

- Давайте вернёмся к нашему основному вопросу урока. Ответили ли мы на него?

-Каким способом ответили на вопрос?

-Что у нас получилось?

- Определите ключевые слова урока, которые нам помогли ответить на вопрос.

-Закончите фразу:

«Я понял, что…»

«Я получил…»

 «Я смог….»

-Ответили.

-Мы в группах исследовали группы сложных предложений.

-Что запятая в сложном предложении ставится перед союзами и, а, но.

-Сложное предложение,  однородные члены, несколько грамматических основ,  запятая, союзы, простое предложение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и,а,но". »

Конспект урока по русскому языку Программа «Школа 2100» Учитель: Максина Надежда Николаевна МАОУ СОШ № 1 г. Сыктывкара. Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: к концу урока учащиеся смогут объяснить постановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но.

Планируемые результаты:

Предметные:

-умение выделять грамматическую основу предложения;

-умение отличать простое предложение от сложного предложения;

-умение выделять способ соединения частей сложного предложения;

-умение составлять схемы к сложным предложениям;

-умение обосновывать постановку запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.

Личностные:

- осознание роли запятых перед союзами и, а, но в сложных предложениях.

Метапредметные:

1) Регулятивные:

-умение планировать свои действия по выполнению задания;

- умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока;

- умение контролировать и проверять выполненное задание в парах (взаимопроверка);

- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока.

2) Познавательные:

- умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос;

- умение «открыть» вместе с детьми новое знание о постановке запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.

3) Коммуникативные:

- умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала в парах;

- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания в процессе наблюдения по учебнику в парах;

- умение формулировать вывод в процессе самостоятельной работы в парах.


Образовательные ресурсы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2006. – 144 с.

  2. Словарные слова на карточках.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Самоопределение

к деятельности.


Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

-Здравствуйте, ребята. Начнём урок русского языка.


2. Актуализация знаний.

*На доске записаны предложения:

Лето собирает, а зима подъедает. Летела пташка высоко, но села она недалеко. Беда вымучит, и беда выучит.

-Ребята, прочитайте предложения и скажите, правильно ли расставлены знаки препинания?

-Почему?




-В каких предложениях?


-Что называется простым предложением?

-А почему я поставила здесь запятые?










-В первых двух предложениях правильно, а в третьем – нет.


-Так как мы учили, что перед союзами а и но всегда ставится запятая, а перед одиночным союзом и не ставится.

-В простых предложениях с однородными членами.


-Это предложение с одной грамматической основой.

-Наверно в каких-то случаях запятая ставится.

4. Постановка учебной проблемы и формулирование задачи урока.

-Какой проблемный вопрос у нас возник?


-Что мы должны будем сделать для того, чтобы ответить на этот вопрос?

-В каких случаях в предложении перед союзом и ставится запятая?

-Выполнить упражнения.

-Вывести правило.

5. «Открытие» детьми новых знаний на основе наблюдения по учебнику в парах.





-Откройте учебники на С.67. Найдите упражнение 72.

-Прочитайте предложения первого столбика и сравните их с предложениями со второго столбика.

*В упражнении даны два столбика предложений. В первом столбике – сложные предложения с союзами, во втором – с бессоюзной связью.

-Итак, чем похожи предложения обоих столбиков?

-Как вы определили, что эти предложения сложные?


-А какую разницу вы заметили?



-Что мы можем сказать о запятой?

-Сейчас выполните схемы к предложениям левого столбика в тетрадях.

*Один ученик выполняет схемы на доске.

-Опираясь на наши наблюдения и полученные схемы, попробуйте сформулировать вывод, ответить на наш основной вопрос.

-Давайте сравним свой вывод с авторских. Откройте С.69 учебника.













-Оба предложения сложные.



-Так как состоят из двух или более грамматических основ.

-В левом столбике части соединены союзом а, но, и, а в правом – бессоюзная связь.

-Запятая ставится в любом случае.





-[- =], и [- =]. [- =], но [- =].

[= -],а[= -].

-Перед союзами и, а, но в сложных предложениях ставится запятая.

6. Первичное закрепление нового знания.

-Давайте примени нише новое знание, выполнив упражнение 73 на С.70.

-Что предлагается сделать, прочитайте задание.







*Упражнение выполняется с попутным комментированием учащихся по одному: проговаривают выделенные грамматические основы, затем говорят, какое это предложение – сложное или простое, обосновывая свой ответ количеством грамматических основ в предложении, далее находят границы частей сложного предложения и ставят запятые, проговаривая, что перед союзом.

-Какие слова посмотрели в толковом словаре учебника? Что они обозначают?




-Прочитай предложения. Подчеркни простым карандашом грамматические основы и поставь пропущенные запятые. Спиши предложения и составь схемы.




















-Перлы - капли дождя похожи на жемчужины, переливаются на солнце.

Лозины - гибкие ветви деревьев.

7.Словарная работа.

-Прочитайте и запишите в тетрадь слова из рамок. Какие это слова?

-Посмотрите, они у меня есть на доске. Красный цвет букв – для запоминания.

-Знаете ли вы, что алмаз – это простой углеводород? Его родственники – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

-Теперь с любым словом составьте сложное предложение с союзом.

-Алмаз, алмазный, происшествие.

8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Давайте вернёмся к нашему основному вопросу урока. Ответили ли мы на него?

-Каким способом ответили на вопрос?


-Что у нас получилось?



- Определите ключевые слова урока, которые нам помогли ответить на вопрос.



-Закончите фразу:

«Я понял, что…»

«Я получил…»

«Я смог….»



-Ответили.


-Мы в группах исследовали группы сложных предложений.

-Что запятая в сложном предложении ставится перед союзами и, а, но.

-Сложное предложение, однородные члены, несколько грамматических основ, запятая, союзы, простое предложение.






3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и,а,но".

Автор: Максина Надежда Николаевна

Дата: 24.06.2015

Номер свидетельства: 221308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства