Сценарий урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и,а,но".
Сценарий урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и,а,но".
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: к концу урока учащиеся смогут объяснить постановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но.
Планируемые результаты:
Предметные:
-умение выделять грамматическую основу предложения;
-умение отличать простое предложение от сложного предложения;
-умение выделять способ соединения частей сложного предложения;
-умение составлять схемы к сложным предложениям;
-умение обосновывать постановку запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.
Личностные:
- осознание роли запятых перед союзами и, а, но в сложных предложениях.
Метапредметные:
1) Регулятивные:
-умение планировать свои действия по выполнению задания;
- умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока;
- умение контролировать и проверять выполненное задание в парах (взаимопроверка);
- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока.
2) Познавательные:
- умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос;
- умение «открыть» вместе с детьми новое знание о постановке запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.
3) Коммуникативные:
- умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала в парах;
- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания в процессе наблюдения по учебнику в парах;
- умение формулировать вывод в процессе самостоятельной работы в парах.
Образовательные ресурсы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2006. – 144 с.
Словарные слова на карточках.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Самоопределение
к деятельности.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
-Здравствуйте, ребята. Начнём урок русского языка.
2. Актуализация знаний.
*На доске записаны предложения:
Лето собирает, а зима подъедает. Летела пташка высоко, но села она недалеко. Беда вымучит, и беда выучит.
-Ребята, прочитайте предложения и скажите, правильно ли расставлены знаки препинания?
-Почему?
-В каких предложениях?
-Что называется простым предложением?
-А почему я поставила здесь запятые?
-В первых двух предложениях правильно, а в третьем – нет.
-Так как мы учили, что перед союзами а и но всегда ставится запятая, а перед одиночным союзом и не ставится.
-В простых предложениях с однородными членами.
-Это предложение с одной грамматической основой.
-Наверно в каких-то случаях запятая ставится.
4. Постановка учебной проблемы и формулирование задачи урока.
-Какой проблемный вопрос у нас возник?
-Что мы должны будем сделать для того, чтобы ответить на этот вопрос?
-В каких случаях в предложении перед союзом и ставится запятая?
-Выполнить упражнения.
-Вывести правило.
5. «Открытие» детьми новых знаний на основе наблюдения по учебнику в парах.
-Откройте учебники на С.67. Найдите упражнение 72.
-Прочитайте предложения первого столбика и сравните их с предложениями со второго столбика.
*В упражнении даны два столбика предложений. В первом столбике – сложные предложения с союзами, во втором – с бессоюзной связью.
-Итак, чем похожи предложения обоих столбиков?
-Как вы определили, что эти предложения сложные?
-А какую разницу вы заметили?
-Что мы можем сказать о запятой?
-Сейчас выполните схемы к предложениям левого столбика в тетрадях.
*Один ученик выполняет схемы на доске.
-Опираясь на наши наблюдения и полученные схемы, попробуйте сформулировать вывод, ответить на наш основной вопрос.
-Давайте сравним свой вывод с авторских. Откройте С.69 учебника.
-Оба предложения сложные.
-Так как состоят из двух или более грамматических основ.
-В левом столбике части соединены союзом а, но, и, а в правом – бессоюзная связь.
-Запятая ставится в любом случае.
-[- =], и [- =]. [- =], но [- =].
[= -],а[= -].
-Перед союзами и, а, но в сложных предложениях ставится запятая.
6. Первичное закрепление нового знания.
-Давайте примени нише новое знание, выполнив упражнение 73 на С.70.
-Что предлагается сделать, прочитайте задание.
*Упражнение выполняется с попутным комментированием учащихся по одному: проговаривают выделенные грамматические основы, затем говорят, какое это предложение – сложное или простое, обосновывая свой ответ количеством грамматических основ в предложении, далее находят границы частей сложного предложения и ставят запятые, проговаривая, что перед союзом.
-Какие слова посмотрели в толковом словаре учебника? Что они обозначают?
-Прочитай предложения. Подчеркни простым карандашом грамматические основы и поставь пропущенные запятые. Спиши предложения и составь схемы.
-Перлы - капли дождя похожи на жемчужины, переливаются на солнце.
Лозины - гибкие ветви деревьев.
7.Словарная работа.
-Прочитайте и запишите в тетрадь слова из рамок. Какие это слова?
-Посмотрите, они у меня есть на доске. Красный цвет букв – для запоминания.
-Знаете ли вы, что алмаз – это простой углеводород? Его родственники – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.
-Теперь с любым словом составьте сложное предложение с союзом.
-Алмаз, алмазный, происшествие.
8. Рефлексия деятельности. Итог урока.
- Давайте вернёмся к нашему основному вопросу урока. Ответили ли мы на него?
-Каким способом ответили на вопрос?
-Что у нас получилось?
- Определите ключевые слова урока, которые нам помогли ответить на вопрос.
-Закончите фразу:
«Я понял, что…»
«Я получил…»
«Я смог….»
-Ответили.
-Мы в группах исследовали группы сложных предложений.
-Что запятая в сложном предложении ставится перед союзами и, а, но.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и,а,но". »
Конспект урока по русскому языку Программа «Школа 2100» Учитель: Максина Надежда Николаевна МАОУ СОШ № 1 г. Сыктывкара. Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: к концу урока учащиеся смогут объяснить постановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но.
Планируемые результаты:
Предметные:
-умение выделять грамматическую основу предложения;
-умение отличать простое предложение от сложного предложения;
-умение выделять способ соединения частей сложного предложения;
-умение составлять схемы к сложным предложениям;
-умение обосновывать постановку запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.
Личностные:
- осознание роли запятых перед союзами и, а, но в сложных предложениях.
Метапредметные:
1) Регулятивные:
-умение планировать свои действия по выполнению задания;
- умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока;
- умение контролировать и проверять выполненное задание в парах (взаимопроверка);
- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока.
2) Познавательные:
- умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос;
- умение «открыть» вместе с детьми новое знание о постановке запятой перед союзами и, а, но в сложных предложениях.
3) Коммуникативные:
- умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала в парах;
- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания в процессе наблюдения по учебнику в парах;
- умение формулировать вывод в процессе самостоятельной работы в парах.
Образовательные ресурсы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2006. – 144 с.
Словарные слова на карточках.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Самоопределение
к деятельности.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
-Здравствуйте, ребята. Начнём урок русского языка.
2. Актуализация знаний.
*На доске записаны предложения:
Лето собирает, а зима подъедает. Летела пташка высоко, но села она недалеко. Беда вымучит, и беда выучит.
-Ребята, прочитайте предложения и скажите, правильно ли расставлены знаки препинания?
-Почему?
-В каких предложениях?
-Что называется простым предложением?
-А почему я поставила здесь запятые?
-В первых двух предложениях правильно, а в третьем – нет.
-Так как мы учили, что перед союзами а и но всегда ставится запятая, а перед одиночным союзом и не ставится.
-В простых предложениях с однородными членами.
-Это предложение с одной грамматической основой.
-Наверно в каких-то случаях запятая ставится.
4. Постановка учебной проблемы и формулирование задачи урока.
-Какой проблемный вопрос у нас возник?
-Что мы должны будем сделать для того, чтобы ответить на этот вопрос?
-В каких случаях в предложении перед союзом и ставится запятая?
-Выполнить упражнения.
-Вывести правило.
5. «Открытие» детьми новых знаний на основе наблюдения по учебнику в парах.
-Откройте учебники на С.67. Найдите упражнение 72.
-Прочитайте предложения первого столбика и сравните их с предложениями со второго столбика.
*В упражнении даны два столбика предложений. В первом столбике – сложные предложения с союзами, во втором – с бессоюзной связью.
-Итак, чем похожи предложения обоих столбиков?
-Как вы определили, что эти предложения сложные?
-А какую разницу вы заметили?
-Что мы можем сказать о запятой?
-Сейчас выполните схемы к предложениям левого столбика в тетрадях.
*Один ученик выполняет схемы на доске.
-Опираясь на наши наблюдения и полученные схемы, попробуйте сформулировать вывод, ответить на наш основной вопрос.
-Давайте сравним свой вывод с авторских. Откройте С.69 учебника.
-Оба предложения сложные.
-Так как состоят из двух или более грамматических основ.
-В левом столбике части соединены союзом а, но, и, а в правом – бессоюзная связь.
-Запятая ставится в любом случае.
-[- =], и [- =]. [- =], но [- =].
[= -],а[= -].
-Перед союзами и, а, но в сложных предложениях ставится запятая.
6. Первичное закрепление нового знания.
-Давайте примени нише новое знание, выполнив упражнение 73 на С.70.
-Что предлагается сделать, прочитайте задание.
*Упражнение выполняется с попутным комментированием учащихся по одному: проговаривают выделенные грамматические основы, затем говорят, какое это предложение – сложное или простое, обосновывая свой ответ количеством грамматических основ в предложении, далее находят границы частей сложного предложения и ставят запятые, проговаривая, что перед союзом.
-Какие слова посмотрели в толковом словаре учебника? Что они обозначают?
-Прочитай предложения. Подчеркни простым карандашом грамматические основы и поставь пропущенные запятые. Спиши предложения и составь схемы.
-Перлы - капли дождя похожи на жемчужины, переливаются на солнце.
Лозины - гибкие ветви деревьев.
7.Словарная работа.
-Прочитайте и запишите в тетрадь слова из рамок. Какие это слова?
-Посмотрите, они у меня есть на доске. Красный цвет букв – для запоминания.
-Знаете ли вы, что алмаз – это простой углеводород? Его родственники – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.
-Теперь с любым словом составьте сложное предложение с союзом.
-Алмаз, алмазный, происшествие.
8. Рефлексия деятельности. Итог урока.
- Давайте вернёмся к нашему основному вопросу урока. Ответили ли мы на него?
-Каким способом ответили на вопрос?
-Что у нас получилось?
- Определите ключевые слова урока, которые нам помогли ответить на вопрос.
-Закончите фразу:
«Я понял, что…»
«Я получил…»
«Я смог….»
-Ответили.
-Мы в группах исследовали группы сложных предложений.
-Что запятая в сложном предложении ставится перед союзами и, а, но.