Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе по теме "Сложное предложение. Повторение изученного в 5-9 классе"»
Урок русского языка в 10 классе
Тема урока. Повторение изученного в 5-9 классах. Сложное предложение.
Учитель Абих Татьяна Ивановна, МБОУ Нижнеингашская средняя школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова
Цели урока.
Повторить, обобщить и систематизировать знания о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения.
Развивать навыки смыслового, интонационного, структурного членения сложных предложений, составления схем, сопоставления предложений и их графических обозначений. Развивать навык речеведческого анализа текста.
Воспитывать внимательное отношение к художественному слову, а также к системе языка как видоизменяющемуся и пополняющемуся организму, как элементу национальной культуры.
Оборудование.
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы / Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М., «Просвещение», 2009.
Планшеты (А3) для опорных конспектов.
Раздаточный материал (тексты с заданиями) для самостоятельной работы.
Оценочный лист (см. приложение).
Ход урока.
Организация класса. Запись темы, целеполагание.
Задание №1.
Терминологический диктант (с толкованием терминов).
(В это время назначенный «контролёр» проходит по классу и вносит в оценочный лист выполнение домашнего задания (составленные опорные конспекты по теме «Сложное предложение»), отмечая самый краткий и самый полный опорный конспект. Также в ходе урока помощник контролёра заносит в оценочный лист ответы с места, работу у доски, правильность реплик и записей).
Вариант задания: составьте терминологический диктант на лингвистическую тему (8-10 терминов), продиктуйте отвечающему у доски 1-2 слова.
Фронтальный опрос. (Учащийся, у которого самая малоинформативная схема, записывает её маркером на листе А3, закрепляет на доске. Тот, у кого наиболее полная, тоже записывает на планшете, но пока не демонстрирует.)
Какие типы сложных предложений вы знаете?
Какие предложения называются сложносочинёнными? Приведите пример.
Какие предложения называются сложноподчинёнными? Приведите пример.
Как называются части СПП?
Какие виды придаточных вам известны? В чём их отличие?
Задание №2.
Выборочный диктант.
Прослушайте предложения, отметьте номера:
1 ряд – ССП (1,5)
2 ряд – СПП (4,6)
3 ряд – БСП (2,3).
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.
Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали.
Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.
В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя.
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными.
Запись с разбором 4 предложения, составление схемы 6 предложения.
Задание №3.
Работа с учебником.
Из упражнения №118 выпишите предложения, соответствующие схемам:
[ ] , (когда …).
[ ] , (что…), (которая…)!
[ ] ; [ ] …
[ ] , [ ] , ( в котором…)…
Докажите устно, определите вид придаточных.
Ответы:
1.О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе. (А.Блок.)
2.Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжёт, и губит! (А.Блок.)
3.В туче, солнце заступающей,
Прокатился гулкий гром;
Ангел радугой сияющей
Золотым взмахнул крестом… (И.Бунин.)
4.Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла… (А.Блок.)
Каковы смысловые отношения между частями ?
Обратите внимание на частоту употребления сложных предложений в художественной речи. Сделайте вывод о роли сложных предложений в системе языка.
Задание №4.
Анализ частных случаев постановки запятой в СП.
Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли.
Ребята шагали быстро, и, когда справа показался лесок, до места ночлега оставалось всего три километра.
- Вспомните и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.
Задание №5.
Самостоятельная работа по типу ЕГЭ.
Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.
Определите тип речи, стиль, тему, основную мысль. (1 мин. на подготовку)
Выполните задания к тексту. (5 мин)
(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.
(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.
(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.
(В.В.Набоков)
Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным изъяснительным, напишите его номер.
Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.
Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.
Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.
(Можно применить методы самопроверки, взаимопроверки или сдать листки с ответами консультантам.)
Подведение итогов.
Сравните два опорных конспекта. Чем они отличаются? Какие сведения о сложном предложении можно внести в конспекты для полноты информации?
Какие вопросы, касающиеся сложных предложений, не были рассмотрены?
Домашнее задание.
Повторить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, записать схематически. Написать миниатюру на основе текста о чеховском герое. Высказать своё отношение к вопросу, поднятому В.Набоковым.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный лист к уроку по теме «Сложное предложение».
№
Ф.и. учащегося
Дом. Зад. (+, -)
Выбор. дикт.
(правильно, с ошибками)
Устные ответы
Работа у доски
Самост. раб.
оценка
…
Поставьте: +, если задание выполнено правильно;
- , если задание не выполнено;
ош., если задание выполнено с ошибками.
За каждый устный ответ или выполнение задания у доски ставьте аналогичные значки.
Ключи к заданиям.
Задание №2.
Выборочный диктант.
Прослушайте предложения, отметьте номера:
1 ряд – ССП (1,5)
2 ряд – СПП (4,6)
3 ряд – БСП (2,3).
Задание №5
1
5,6,11
4
5
10.
Задание №5.
Самостоятельная работа по типу ЕГЭ.
Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.
Определите тип речи, стиль, тему, основную мысль. (1 мин. на подготовку)
Выполните задания к тексту. (5 мин)
(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.
(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.
(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.
(В.В.Набоков)
Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным изъяснительным, напишите его номер.
Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.
Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.
Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.