kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 10 классе по теме "Сложное предложение. Повторение изученного в 5-9 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся повторят  сведения о сложном предложении и его видах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе по теме "Сложное предложение. Повторение изученного в 5-9 классе"»




Урок русского языка в 10 классе

Тема урока. Повторение изученного в 5-9 классах. Сложное предложение.


Учитель Абих Татьяна Ивановна, МБОУ Нижнеингашская средняя школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова


Цели урока.

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения.

  2. Развивать навыки смыслового, интонационного, структурного членения сложных предложений, составления схем, сопоставления предложений и их графических обозначений. Развивать навык речеведческого анализа текста.

  3. Воспитывать внимательное отношение к художественному слову, а также к системе языка как видоизменяющемуся и пополняющемуся организму, как элементу национальной культуры.




Оборудование.

  1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы / Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М., «Просвещение», 2009.

  2. Планшеты (А3) для опорных конспектов.

  3. Раздаточный материал (тексты с заданиями) для самостоятельной работы.

  4. Оценочный лист (см. приложение).





Ход урока.


Организация класса. Запись темы, целеполагание.


Задание №1.

Терминологический диктант (с толкованием терминов).

(В это время назначенный «контролёр» проходит по классу и вносит в оценочный лист выполнение домашнего задания (составленные опорные конспекты по теме «Сложное предложение»), отмечая самый краткий и самый полный опорный конспект. Также в ходе урока помощник контролёра заносит в оценочный лист ответы с места, работу у доски, правильность реплик и записей).

Слова для диктанта:

Синтаксис, пунктуация, согласование, управление, примыкание, вводные слова, обращение, параллелизм, инверсия, сложное предложение.


Вариант задания: составьте терминологический диктант на лингвистическую тему (8-10 терминов), продиктуйте отвечающему у доски 1-2 слова.


Фронтальный опрос. (Учащийся, у которого самая малоинформативная схема, записывает её маркером на листе А3, закрепляет на доске. Тот, у кого наиболее полная, тоже записывает на планшете, но пока не демонстрирует.)

  • Какие типы сложных предложений вы знаете?

  • Какие предложения называются сложносочинёнными? Приведите пример.

  • Какие предложения называются сложноподчинёнными? Приведите пример.

  • Как называются части СПП?

  • Какие виды придаточных вам известны? В чём их отличие?


Задание №2.

Выборочный диктант.

Прослушайте предложения, отметьте номера:

1 ряд – ССП (1,5)

2 ряд – СПП (4,6)

3 ряд – БСП (2,3).

  1. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.

  2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали.

  3. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.

  4. В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя.

  5. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

  6. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными.


Запись с разбором 4 предложения, составление схемы 6 предложения.


Задание №3.

Работа с учебником.

Из упражнения №118 выпишите предложения, соответствующие схемам:


  1. [ ] , (когда …).

  2. [ ] , (что…), (которая…)!

  3. [ ] ; [ ] …

  4. [ ] , [ ] , ( в котором…)…

Докажите устно, определите вид придаточных.


Ответы:

1.О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе. (А.Блок.)


2.Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжёт, и губит! (А.Блок.)


3.В туче, солнце заступающей,

Прокатился гулкий гром;

Ангел радугой сияющей

Золотым взмахнул крестом… (И.Бунин.)


4.Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла… (А.Блок.)


Каковы смысловые отношения между частями ?

Обратите внимание на частоту употребления сложных предложений в художественной речи. Сделайте вывод о роли сложных предложений в системе языка.


Задание №4.

Анализ частных случаев постановки запятой в СП.

Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли.

Ребята шагали быстро, и, когда справа показался лесок, до места ночлега оставалось всего три километра.


- Вспомните и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.





Задание №5.

Самостоятельная работа по типу ЕГЭ.

Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.

Определите тип речи, стиль, тему, основную мысль. (1 мин. на подготовку)

Выполните задания к тексту. (5 мин)


(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.

(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.

(В.В.Набоков)


  1. Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным изъяснительным, напишите его номер.

  2. Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым.

  3. Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.

  4. Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.

  5. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.


(Можно применить методы самопроверки, взаимопроверки или сдать листки с ответами консультантам.)



Подведение итогов.

Сравните два опорных конспекта. Чем они отличаются? Какие сведения о сложном предложении можно внести в конспекты для полноты информации?

Какие вопросы, касающиеся сложных предложений, не были рассмотрены?


Домашнее задание.

Повторить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, записать схематически. Написать миниатюру на основе текста о чеховском герое. Высказать своё отношение к вопросу, поднятому В.Набоковым.
















ПРИЛОЖЕНИЕ


Оценочный лист к уроку по теме «Сложное предложение».


Ф.и. учащегося

Дом. Зад. (+, -)

Выбор. дикт.

(правильно, с ошибками)


Устные ответы

Работа у доски

Самост. раб.

оценка




































Поставьте: +, если задание выполнено правильно;

- , если задание не выполнено;

ош., если задание выполнено с ошибками.


За каждый устный ответ или выполнение задания у доски ставьте аналогичные значки.






Ключи к заданиям.


Задание №2.

Выборочный диктант.

Прослушайте предложения, отметьте номера:

1 ряд – ССП (1,5)

2 ряд – СПП (4,6)

3 ряд – БСП (2,3).


Задание №5

  1. 1

  2. 5,6,11

  3. 4

  4. 5

  5. 10.













Задание №5.

Самостоятельная работа по типу ЕГЭ.

Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.

Определите тип речи, стиль, тему, основную мысль. (1 мин. на подготовку)

Выполните задания к тексту. (5 мин)


(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.

(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.

(В.В.Набоков)


  1. Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным изъяснительным, напишите его номер.

  2. Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым.

  3. Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.

  4. Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.

  5. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Абих Татьяна Ивановна

Дата: 09.03.2018

Номер свидетельства: 461131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Конспект урока русского языка по теме: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний   ЖИ-,   ШИ». "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-riechievaia-situatsiia-obsuzhdieniie-postupkov-povtorieniie-pravil-pravopisaniia-sochietanii-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "228116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441118090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства