Урок русского языка Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.
Урок русского языка Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.
Цели: обобщить знания студентов о строении сложных предложений, видах, схемах; научить определять местоположение придаточного предложения; активизировать мыслительную деятельность студентов; развивать умения правильно расставлять знаки препинания; прививать интерес к изучению русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.»
Урок русского языка
Тема: Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.
Цели: обобщить знания студентов о строении сложных предложений, видах, схемах; научить определять местоположение придаточного предложения; активизировать мыслительную деятельность студентов; развивать умения правильно расставлять знаки препинания; прививать интерес к изучению русского языка.
Организационный момент.
Сообщение темы, целей.
Основная часть.
Сложное
Заполнение кластера. Работа в группах.
Простое
Предложение
СПП
БСП
ССП
Односос
Двусост
неск. прид
1 прид
СП с разными
Видами связи
Игра «Третий лишний»
- Какие предложения называются СПП? (2 простых предложения, связаных между собой подчинительной связью)
А) Книга необходима человеку так же , как пища. (сравнение)
Б) Школа, в которой я учусь, очень дорога мне. *
В) Петр1, как гласит история, был крупным политическим деятелем.(вводное предложение)
3. Работа в парах с текстом. Из “перепутанных” предложений соберите текст.
Он был человеком деловым, и дело его процветающим.
Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.
Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат*, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи.
Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.
Выберите правильный вариант ответа:
А) А, B, C, D
B) C, D, А, B(правильный ответ)
C) B, C, А, D
D) А, D, B, C
- Знаете ли вы значение слова меценат?
Происхождение этого слова: В первом веке до нашей эры жил в Риме богач Меценат (это имя собственное, то есть так его звали)(между 74 и 64 г. до н. э.). Он служил при дворе императора Августа [1], был умелым дипломатом и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства и оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры... И именно этим обессмертил своё имя. Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих искусству. В Толковом словаре под редакцией Ожегова и Шведовой статья гласит, что это богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
Разминка. - Назовите номера, под которыми числятся СПП.
№
Предложение
1
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.
2
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю.
3
Художник видит то, чего не видят остальные.
4
Взошло солнце, и мы отправились в путь
5
За всё, что человек берёт, он платит собой.
6
Давно наступили сумерки - она всё ещё сидела в гостиной.
7
О я была уверена, что ты придёшь назад.
1, 3, 5, 7
- Как называются данные числа? (нечётные)
- Назовите лишнее предложение из СПП? Лишнее – 5 [ , ( ) , ]
- Расскажите, где может стоять придаточное предложение в СПП?
Определение местоположения придаточного.
- Образуйте двузначные числа путем соответствия:
№
Предложение
№
Схема
1
Я поняла, что нужно найти работу.
1
( когда ), [ ] .
2
Когда все уже спали, я отправился в путь,
2
[ ] , ( что ).
3
Куда иголка, туда и нитка.
3
[ , (которые ) , ]
4
Если он пригласит меня в кино, я пойду.
4
( Если ) , [ ].
5
Годы, которые мы провели в школе, не забудутся никогда.
5
( куда ) , [ ].
6
Митя, чтобы она была счастлива, сделает всё.
6
[ , ( чтобы ) , ]
12, 21, 35, 44, 53, 6
Преобразование предложений.
- Дополните простые предложения так, чтобы образовались СПП.
1) Она не сводила глаз с дороги, …
2) Везде нам видны следы запустения.
(Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения.)
3) Будет большой урожай грибов. (Если часто будет лить дождь, то…)
Игра «Найди ошибки»
- В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки?
А) К нам в класс пришел новый ученик, который приехал из Германии.
Б) Струи фонтана, которые искрились на солнце били казалось в самое небо.
В) Там, где раньше была одинокая скала, лежали груды обломков.
Г) Куда ни оглянись повсюду рожь густая.
Д) Я не знал что отец купил в нашем магазине однотомник.
Е) Белые акации пахли так сильно что их сладкий притворный запах чувствовался на губах и во рту.
Ж) В лесу который находился за городом, цвели пахучие ландыши.
З) Тоже самое представление мы увидели в Костроме, куда ездили вовремя каникул.
Проверка Б, Г, Д, Е, Ж.
8. Самостоятельная работа.
Фамилия, имя ученика____________________________________________________
задание:
Цифровой диктант.
Если «да, верно» - 1, если «нет, неправильно» - 0.
СПП состоит из главного и придаточного предложения. 1
От придаточного предложения задают вопрос к главному. 0
Придаточное предложение не может стоять внутри главного 0
Если придаточное предложение стоит перед главным, то после придаточного ставится запятая. 1
Если придаточное предложение стоит внутри главного, то запятые не ставятся. 0
Правильно: 100 10
2 задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
За ст…ной маленькой гости…ой где они с…дели слышались музыка шелест и
ш…рох платьев. (А.Н.Толстой)
2. Каштанка помнила что по дороге она в…ла себя крайне (не)прилично. (А.П.Чехов)
3. Там где мы ост…новились я заметил (не)сколько ф…гур вырубле…ых топором.
За стЕной маленькой гостиНой , где они сИдели , слышались музыка, шелест и
шОрох платьев.
2. Каштанка помнила , что по дороге она вЕла себя крайне неприлично.
3. Там , где мы остАновились , я заметил несколько фИгур , вырублеННых топором.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание:
Информационно-технологическая карта.
Заполнение сложного кластера.
Игра «Третий лишний»
А) Книга необходима человеку так же , как пища. (сравнение)
Б) Школа, в которой я учусь, очень дорога мне. *
В) Петр1, как гласит история, был крупным политическим деятелем.(вводное предложение)
3. Работа в парах с текстом. Из “перепутанных” предложений соберите текст.
Он был человеком деловым, и дело его процветающим.
Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.
Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат*, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи.
Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.
Выберите правильный вариант ответа:
А) А, B, C, D B) C, D, А, B C) B, C, А, D D) А, D, B, C
- Знаете ли вы значение слова меценат?
4.Разминка. - Назовите номера, под которыми числятся СПП.
№
Предложение
1
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.
2
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю.
3
Художник видит то, чего не видят остальные.
4
Взошло солнце, и мы отправились в путь
5
За всё, что человек берёт, он платит собой.
6
Давно наступили сумерки - она всё ещё сидела в гостиной.
7
О я была уверена, что ты придёшь назад.
Определение местоположения придаточного.
- Образуйте двузначные числа путем соответствия:
№
Предложение
№
Схема
1
Я поняла, что нужно найти работу.
1
( когда ), [ ] .
2
Когда все уже спали, я отправился в путь,
2
[ ] , ( что ).
3
Куда иголка, туда и нитка.
3
[ , (которые ) , ]
4
Если он пригласит меня в кино, я пойду.
4
( Если ) , [ ].
5
Годы, которые мы провели в школе, не забудутся никогда.
5
( куда ) , [ ].
6
Митя, чтобы она была счастлива, сделает всё.
6
[ , ( чтобы ) , ]
Преобразование предложений. - Дополните простые предложения так, чтобы образовались СПП:
1) Она не сводила глаз с дороги, …
2) Везде нам видны следы запустения.
3) Будет большой урожай грибов.
Игра «Найди ошибки»
- В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки?
А) К нам в класс пришел новый ученик, который приехал из Германии.
Б) Струи фонтана, которые искрились на солнце били казалось в самое небо.
В) Там, где раньше была одинокая скала, лежали груды обломков.
Г) Куда ни оглянись повсюду рожь густая.
Д) Я не знал что отец купил в нашем магазине однотомник.
Е) Белые акации пахли так сильно что их сладкий притворный запах чувствовался на губах и во рту.
Ж) В лесу который находился за городом, цвели пахучие ландыши.
З) Тоже самое представление мы увидели в Костроме, куда ездили вовремя каникул.