kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная технологическая карта урока для обучающихся с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"»

Урок русского языка по теме «Правописание частицы НЕ с глаголами» в 3классе.

УМК " Школа России"

Учитель начальных классов: Абакумова Валентина Николаевна МАОУСОШ № 8 г.Старая Русса, Новгородской области

Предмет: русский язык.


Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цели урока:
- создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации;

- развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму;

- осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц.


Задачи урока:
Образовательные:

- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (положительный и отрицательный смысл глаголов);

- расширить знания о служебных частях речи;

- познакомить с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами.


Развивающие:

- развивать умение употреблять и правильно писать НЕ с глаголами;

- развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.


Воспитательные:

- воспитывать культуру учебного труда;

- создать творческий и благоприятный микроклимат в коллективе;

- воспитывать интерес к русскому языку.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

проявление интереса к изучению языка;

воспитание любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре.


Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

работать по плану, сверяя свои действия с целью урока;

корректировать свою деятельность в соответствии с целью.


Познавательные (общеучебные):

извлекать информацию, представленную в разных формах;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.


Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

слушать и слышать других.

 


Структура урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности.(1 мин)

  2. Актуализация знаний.(4 мин)

  3. Постановка учебной задачи.(5мин)

  4. «Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения.( 7 мин)

  5. Физкультминутка. (1 мин)

  6. Применение нового знания. (9 мин)

  7. Закрепление новых знаний. Самостоятельная работа. (8 мин)

  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. (4 мин)

  9. Домашнее задание. (1 мин)





Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД


  1. Самоопределение к учебной деятельности. (1 мин)


Задача: подготовить обучающихся к работе на уроке, создать необходимые условия для их включения в учебную деятельность.



Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


Сегодня урок я хотела бы начать с пословицы.

-Прочитайте:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.


- Объясните смысл этой пословицы.

- Сегодня на уроке мы и будем учиться, будем открывать новые знания.


Откройте тетради и запишите число, «Классная работа». (Учитель напоминает о правильной осанке и аккуратном каллиграфическом письме).














Учащиеся объясняют смысл пословицы, выражая готовность начать урок.



Дети пишут в тетради.

Настрой на позитивное восприятие урока.








УУД

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


  1. Актуализация знаний. (4 мин)


Задача: подготовить к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.




- Послушайте стихотворение:

«Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета. Люди строят здание.

Цветут сады, и хлеб в садах растёт».



– О какой части речи говорится в этом стихотворении?

– Докажите.

– Найдите глаголы в стихотворении и выпишите их в тетрадь.

– Проверим.



- Оцениваем на полях тетради свою работу.







- Кто оценил себя по алгоритму?.




- Обсудите в паре, что вы знаете о глаголе и допишите на карточках незаконченные предложения.



Карточка.(раздаётся одна на парту)

Глагол –

  1. Это … часть речи.

  2. Обозначает…

  3. Отвечает…

  4. Изменяется…

  5. В предложении является…


- Получилось у вас прийти к согласию, принять единое решение?

Что вам в этом помогало или мешало?

- Я очень рада!


-Давайте проверим удалось ли вам выполнить это задание.


- Все ли согласны с этим мнением? Есть, что добавить?

Давайте по алгоритму оценим ответ одноклассника.


- Оцениваем на полях тетради свою работу.



- Что, ребята, мы сейчас повторили?

  • Слушают стихотворение.





- О глаголе.

- Глаголы обозначают действие предметов.

Приду, придёт, летит, строят, цветут, растёт.

Дети оценивают свою работу, если всё верно – ставят плюсик, если есть 1-2 ошибки – «полуплюс», больше 2 ошибок – минус.

Ученик, пользуясь алгоритмом, выполняет самооценку.











Учащиеся вспоминают то, что они знают о глаголе, совещаются друг с другом и заполняют пропуски.







Ответы учащихся, что помогало прийти к согласию.



Один ученик зачитывает.



Один ученик выполняет оценку деятельности одноклассника.



Выполняют самооценку.



-Повторили изученный материал о глаголе.

Актуализация знаний по теме «Глагол».




УУД

Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные:

развивать умение извлекать информацию их текста; устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез.













Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



















  1. Постановка учебной задачи. (5 мин)

Задача: формировать умения определять тему и задачи урока, планировать собственную деятельность.



а) - Прочитайте пословицы.

Волков бояться - в лес ходить.

Ссора до добра  доведёт.  


- После прочтения у вас возникли какие-либо вопросы?

- Предлагаю вам поработать в группах, посовещаться и записать все вопросы которые у вас возникли.

- Прочитайте составленные вопросы.
Учитель фиксирует вопросы на доске.










- Ребята, посмотрите на вопросы и попробуйте сформулировать тему урока.

- Определите задачи нашего урока.


- У нас с вами получился вопросный план урока. Молодцы!

  • Дети читают пословицы.





- Да.

Работают в группах. Записывают вопросы на листок.

Дети слушают, сверяют со своими вопросами, если необходимо, дополняют.(Вопросы: - Почему не написано перед глаголом слово НЕ? – Для чего пишется слово НЕ перед глаголом? Что оно обозначает?– Чем оно является? – Как пишется слово НЕ с глаголами? – Какой смысл этих пословиц?)

Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами».



- Узнать какой частью речи является слово НЕ? Что оно обозначает? Определить как пишется не с глаголами?




Создание проблемной ситуации.

Регулятивные:

самостоятельно формулировать тему и задачи урока;

составлять план учебной проблемы совместно с учителем.




Познавательные:

развивать умение извлекать информацию их текста; устанавливать причинно-следственные связи.







Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

задавать вопросы.


  1. «Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения.(7 мин)


Задача: вызвать устойчивый интерес к теме урока, развивать коммуникативные навыки.


1. Вернёмся к нашим пословицам.

- Прочитайте их правильно.

- Когда вы добавили слово НЕ, изменился ли смысл глагола.



-Для чего же служит частица НЕ?

- Объясните смысл этих пословиц.

- На какой вопрос плана урока мы дали ответ? Отметим его.


2. -Теперь выясним, какой частью речи является слово НЕ.

- Что такое НЕ?

 - На какие две группы делятся все части речи?



-В какой группе частей речи следует искать  слово НЕ?

- Докажите свою точку зрения.





- Кто знает, как называется эта служебная часть речи?



- Сейчас на какой вопрос ответили? Отмечаем.

- Как хорошо вы работаете! Продолжим наши открытия!



3. Глаголы не любят частицу НЕ.

Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.



- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ:

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица НЕ – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!


- Что вы узнали из стихотворения о глаголах и частице НЕ?


-Какое открытие вы сделали?


-Запишите его в свой блокнот открытий (тетрадь с орфографическими правилами)!



Таким образом мы ответили на все вопросы нашего плана.


Читают пословицы.

- Да, изменился.



- Частица НЕ служит для отрицания действия.

Ответы детей.





- На самостоятельные и служебные.



- В служебных частях речи.

НЕ– служебная часть речи, т.к. к ней нельзя поставить вопрос, это слово ничего не обозначает.



- Частица. (Если никто не знает, говорит учитель)















Слушают стихотворение, читает хорошо читающий ученик















Ответы учащихся.

- Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Дети записывают новую орфограмму в блокнот открытий.

  • Формирование и развитие совместной познавательной деятельности.

УУД

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью;

строить логическую цепь рассуждений, доказательств.


Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

выявлять сущность, особенности объектов;

строить рассуждения.




















Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения.


  1. Физкультминутка (1 мин)

Задача: восстановить физические силы учашихся.



1.Игра «Девочки- мальчики»

Если глагол с частицей не- приседают мальчики, если без частицы не- приседают девочки.

Не завтракал, помогать, не дежурил, найдешь, уважать, не работает, не ужинал. знаю, рисует, не морозил.


- Нужно вспомнить глаголы с частицей не , которые были использованы.


Выполняют задания согласно установке учителя.




Что это за слова?(ассоциативно)


  • Развитие способов запоминания (образно-ассоциативные)

  1. Применение нового знания. (9 мин)

Задача: отрабатывать умение правильно писать НЕ с глаголами .



1.Работа с правилом.

- Давайте вспомним, что мы узнали сегодня о частице НЕ.

- Вы самостоятельно вывели правило о правописании НЕ с глаголами.


- Где можно проверить наши утверждения?

- Откройте стр. 124 учебника и прочитайте правило.


Правильный ли вывод мы сделали?



- Сейчас вы сможете записать пословицы, в написании которых вы испытывали затруднение?

Запишите их в тетрадь и выделите новую орфограмму.


- Обмениваемся тетрадями с соседом по парте, сверяем написанное с образцом.

- Оцениваем работу соседа.


2. Работа в парах.

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.


Работа с пословицами в парах:


Кто не работает,

не дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.

- Давайте проверим!

-Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)


Запишите в тетрадь и проверьте.




Частица НЕ – это служебная часть речи. Она пишется раздельно с глаголами и обозначает отрицание действия.

  • В учебнике.

  • Учащиеся читают правило в учебнике, соотносят вывод, находят новое.



-Да.



Учащиеся записывают пословицы, выделяют орфограмму.

Сверяют с образцом на доске.

Дети выполняют взаимопроверку.

Выполняют самопроверку и самооценку.



У каждой пары карточка с таблицей на парте.









Проверка.

Кто не работает, тот не ест.

С ложью правда не дружит.

Лень добра не делает.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда


УУД

Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы.






Познавательные:

структурировать знания; устанавливать причинно-следственные связи;

развитие речевых умений (правильное употребление пословиц в речи).







Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.








  1. Самостоятельная работа. (8 мин)

Задача: развивать умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического

обозначения.


  1. Самостоятельная работа.

Следующее задание выполните по карточкам. У каждого карточка на столе. Выберете себе задание по силам. Выполните его в тетради.

Карточка .

Уровень 1.

Запишите глаголы, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)сверкает, (не)белеют, (не)хотел,(не)любила, (не)искали, (не)подходите, (не)верь.


Уровень 2.

Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей НЕ.

Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).

Как ты относишься к малышам?(обижаю)

Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила)


Уровень 3.

Допиши к выражениям глаголы с частицей НЕ.

Водой (…). – крепкая дружба.

Зуб на зуб (…). – сильно замёрзнуть.

В рот (…). – еда приготовлена невкусно.

(…) броду – (…)в воду – предупреждение о принятии поспешных решений.

  1. Проверка самостоятельной работы.

Сверка с эталоном.

2, 3 уровень –могут зачитать свои работы.


- Оцените себя.



Выводы :

- Чему учились в задании?


  • Учащиеся выбирают задание по силам.

  • Самостоятельно его выполняют.





Уровень 1.

Не мог, не сверкает, не белеют, не хотел, не любила, не искали, не подходите, не верь.

Уровень 2.

Школьники не рисуют на страницах книг.

Я не обижаю малышей.

В сказке «Двенадцать месяцев» мачеха не любила падчерицу.



Уровень 3.

Водой не разольёшь.

На зуб не попадает.

В рот не лезет.

Не зная броду – не лезь в воду.




Дети сверяют с эталоном.

Желающие зачитывают свои работы. Остальные сверяют.


Оценивают свою работу.



- Писать не с глаголами, работать самостоятельно, оценивать себя.

Умение самостоятельно работать, применяя новые правила.







Регулятивные:

определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями;

соотносить работу с эталоном, выявлять места ошибок, затруднений.





Познавательные:

использовать полученные знания на практике;











Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. (4 мин)

Задача: осмыслить полученные знания, формулировать трудности, возникшие на уроке и пути их решения.



- Вернёмся к плану урока.

- Какие задачи ставили?

- Все ли выполнили?

- Какие открытия сделали?

- Какие действия выполняли для этого?

- Какие оценки получили?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?




- Часто ли вы произносите пожелания своим близким и друзьям?


- Давайте сейчас сделаем «Дерево пожеланий», ( на 1/4 ватмана нарисовано дерево с крепкими ветками без листьев).


- Мы на листиках напишем друг другу пожелания из глаголов с частицей НЕ и прикрепим их на дерево.


-Пусть ваши пожелания сбудутся, а полученные знания будут применяться.

- Я желаю не забывать вам новую орфограмму и (прикрепляет свой листочек).


Дети отвечают на вопросы.




Учащиеся подсчитывают количество плюсиков, если их 5 – ставят «5», 4 –«4», 3 –«3», «2» не выставляются. (2 «полуплюса» считают за один плюс).






Учащиеся пишут пожелания с глаголом и с частицей НЕ, вывешивают листики на «Дерево пожеланий».

Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки;определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями;


Познавательные:

обобщать изученный материал, делать выводы.











Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.



  1. Домашнее задание.(1 мин)

Задача: формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.


- Ребята, дома вы можете выполнить одно из трёх заданий:


1. упражнение № 229;


2. составить и записать правила поведения в лесу, используя глаголы с частицей НЕ (не меньше 4);


3. найти и записать пословицы по теме урока( не меньше 4).





Дети записывают домашнее задание по выбору.




Производить выбор задания, руководствуясь собственными возможностями.



Список используемой литературы:

  1. Учебник «Русский язык » для 3 класса, 2 часть, УМК Школа России, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий - М.: «Просвещение », 2015

  2. В.В. Волина «Весёлая грамматика » – М.: «Знание», 2012

  3. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 1: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

  4. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», 3 класс -М.: «Владос», 2000.

Интернет ресурсы

1. http://www.n-shkola.ru/

2. http://www.uchportal.ru/

3. http://.1september.ru/

4. http://www.zavuch.infо/

5. http://nachalka.info/

6. http://viki.rdf.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

Автор: Абакумова Валентина Николаевна

Дата: 12.08.2017

Номер свидетельства: 425299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок русского языка "Правописание частиц не и ни" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-russkogho-iazyka-pravopisaniie-chastits-nie-i-ni"
    ["file_id"] => string(6) "102175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_russkogo_iazyka_pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami"
    ["file_id"] => string(6) "571137"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611442731"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "урок русского языка "Не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-russkogho-iazyka-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "178186"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424787542"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок русского языка "Правописание Не с глаголами""
    ["seo_title"] => string(48) "urok_russkogo_iazyka_pravopisanie_ne_s_glagolami"
    ["file_id"] => string(6) "490811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544804126"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами, 3 кл."
    ["seo_title"] => string(63) "urok_russkogo_iazyka_pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami_3_kl"
    ["file_id"] => string(6) "641431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1701820004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства