Учитель начальных классов: Абакумова Валентина Николаевна МАОУСОШ № 8 г.Старая Русса, Новгородской области
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (положительный и отрицательный смысл глаголов);
- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- воспитывать интерес к русскому языку.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД |
Самоопределение к учебной деятельности. (1 мин) Задача: подготовить обучающихся к работе на уроке, создать необходимые условия для их включения в учебную деятельность. |
| Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Сегодня урок я хотела бы начать с пословицы. -Прочитайте: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Объясните смысл этой пословицы. - Сегодня на уроке мы и будем учиться, будем открывать новые знания. Откройте тетради и запишите число, «Классная работа». (Учитель напоминает о правильной осанке и аккуратном каллиграфическом письме). | Учащиеся объясняют смысл пословицы, выражая готовность начать урок. Дети пишут в тетради. | Настрой на позитивное восприятие урока. УУД Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. (4 мин) Задача: подготовить к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. |
| - Послушайте стихотворение: «Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, и хлеб в садах растёт».
– О какой части речи говорится в этом стихотворении? – Докажите. – Найдите глаголы в стихотворении и выпишите их в тетрадь. – Проверим.
- Оцениваем на полях тетради свою работу.
- Кто оценил себя по алгоритму?. - Обсудите в паре, что вы знаете о глаголе и допишите на карточках незаконченные предложения. Карточка.(раздаётся одна на парту) Глагол – Это … часть речи. Обозначает… Отвечает… Изменяется… В предложении является… - Получилось у вас прийти к согласию, принять единое решение? Что вам в этом помогало или мешало? - Я очень рада! -Давайте проверим удалось ли вам выполнить это задание. - Все ли согласны с этим мнением? Есть, что добавить? Давайте по алгоритму оценим ответ одноклассника. - Оцениваем на полях тетради свою работу. - Что, ребята, мы сейчас повторили? |
- О глаголе. - Глаголы обозначают действие предметов. Приду, придёт, летит, строят, цветут, растёт. Дети оценивают свою работу, если всё верно – ставят плюсик, если есть 1-2 ошибки – «полуплюс», больше 2 ошибок – минус. Ученик, пользуясь алгоритмом, выполняет самооценку.
Учащиеся вспоминают то, что они знают о глаголе, совещаются друг с другом и заполняют пропуски.
Ответы учащихся, что помогало прийти к согласию.
Один ученик зачитывает.
Один ученик выполняет оценку деятельности одноклассника.
Выполняют самооценку.
-Повторили изученный материал о глаголе. | Актуализация знаний по теме «Глагол». УУД Регулятивные: вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: развивать умение извлекать информацию их текста; устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Постановка учебной задачи. (5 мин) Задача: формировать умения определять тему и задачи урока, планировать собственную деятельность. |
| а) - Прочитайте пословицы. Волков бояться - в лес ходить. Ссора до добра доведёт. - После прочтения у вас возникли какие-либо вопросы? - Предлагаю вам поработать в группах, посовещаться и записать все вопросы которые у вас возникли. - Прочитайте составленные вопросы. Учитель фиксирует вопросы на доске. - Ребята, посмотрите на вопросы и попробуйте сформулировать тему урока. - Определите задачи нашего урока. - У нас с вами получился вопросный план урока. Молодцы! |
- Да. Работают в группах. Записывают вопросы на листок. Дети слушают, сверяют со своими вопросами, если необходимо, дополняют.(Вопросы: - Почему не написано перед глаголом слово НЕ? – Для чего пишется слово НЕ перед глаголом? Что оно обозначает?– Чем оно является? – Как пишется слово НЕ с глаголами? – Какой смысл этих пословиц?) Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами».
- Узнать какой частью речи является слово НЕ? Что оно обозначает? Определить как пишется не с глаголами?
| Создание проблемной ситуации. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачи урока; составлять план учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: развивать умение извлекать информацию их текста; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; задавать вопросы. |
«Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения.(7 мин) Задача: вызвать устойчивый интерес к теме урока, развивать коммуникативные навыки. |
| 1. Вернёмся к нашим пословицам. - Прочитайте их правильно. - Когда вы добавили слово НЕ, изменился ли смысл глагола.
-Для чего же служит частица НЕ? - Объясните смысл этих пословиц. - На какой вопрос плана урока мы дали ответ? Отметим его. 2. -Теперь выясним, какой частью речи является слово НЕ. - Что такое НЕ? - На какие две группы делятся все части речи?
-В какой группе частей речи следует искать слово НЕ? - Докажите свою точку зрения.
- Кто знает, как называется эта служебная часть речи?
- Сейчас на какой вопрос ответили? Отмечаем. - Как хорошо вы работаете! Продолжим наши открытия!
3. Глаголы не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ: Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица НЕ – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения о глаголах и частице НЕ? -Какое открытие вы сделали? -Запишите его в свой блокнот открытий (тетрадь с орфографическими правилами)! Таким образом мы ответили на все вопросы нашего плана. | Читают пословицы. - Да, изменился.
- Частица НЕ служит для отрицания действия. Ответы детей.
- На самостоятельные и служебные.
- В служебных частях речи. НЕ– служебная часть речи, т.к. к ней нельзя поставить вопрос, это слово ничего не обозначает.
- Частица. (Если никто не знает, говорит учитель)
Слушают стихотворение, читает хорошо читающий ученик
Ответы учащихся. - Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Дети записывают новую орфограмму в блокнот открытий. | УУД Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; строить логическую цепь рассуждений, доказательств. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; выявлять сущность, особенности объектов; строить рассуждения. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Физкультминутка (1 мин) Задача: восстановить физические силы учашихся. |
| 1.Игра «Девочки- мальчики» Если глагол с частицей не- приседают мальчики, если без частицы не- приседают девочки. Не завтракал, помогать, не дежурил, найдешь, уважать, не работает, не ужинал. знаю, рисует, не морозил. - Нужно вспомнить глаголы с частицей не , которые были использованы. | Выполняют задания согласно установке учителя. Что это за слова?(ассоциативно) | |
Применение нового знания. (9 мин) Задача: отрабатывать умение правильно писать НЕ с глаголами . |
| 1.Работа с правилом. - Давайте вспомним, что мы узнали сегодня о частице НЕ. - Вы самостоятельно вывели правило о правописании НЕ с глаголами. - Где можно проверить наши утверждения? - Откройте стр. 124 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали? - Сейчас вы сможете записать пословицы, в написании которых вы испытывали затруднение? Запишите их в тетрадь и выделите новую орфограмму. - Обмениваемся тетрадями с соседом по парте, сверяем написанное с образцом. - Оцениваем работу соседа. 2. Работа в парах. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками. Работа с пословицами в парах: Кто не работает, | не дружит. | С ложью правда | и рыбку из пруда. | Без труда не вытащишь | не делает. | Лень добра | тот не ест. | - Давайте проверим! -Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.) Запишите в тетрадь и проверьте. |
Частица НЕ – это служебная часть речи. Она пишется раздельно с глаголами и обозначает отрицание действия.
-Да.
Учащиеся записывают пословицы, выделяют орфограмму. Сверяют с образцом на доске. Дети выполняют взаимопроверку. Выполняют самопроверку и самооценку. У каждой пары карточка с таблицей на парте. Проверка. Кто не работает, тот не ест. С ложью правда не дружит. Лень добра не делает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | УУД Регулятивные: вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы. Познавательные: структурировать знания; устанавливать причинно-следственные связи; развитие речевых умений (правильное употребление пословиц в речи). Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
Самостоятельная работа. (8 мин) Задача: развивать умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения. |
| Самостоятельная работа. Следующее задание выполните по карточкам. У каждого карточка на столе. Выберете себе задание по силам. Выполните его в тетради. Карточка . Уровень 1. Запишите глаголы, раскрывая скобки. (Не)мог, (не)сверкает, (не)белеют, (не)хотел,(не)любила, (не)искали, (не)подходите, (не)верь. Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей НЕ. Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах). Как ты относишься к малышам?(обижаю) Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила) Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы с частицей НЕ. Водой (…). – крепкая дружба. Зуб на зуб (…). – сильно замёрзнуть. В рот (…). – еда приготовлена невкусно. (…) броду – (…)в воду – предупреждение о принятии поспешных решений. Проверка самостоятельной работы. Сверка с эталоном. 2, 3 уровень –могут зачитать свои работы. - Оцените себя. Выводы : - Чему учились в задании? |
Уровень 1. Не мог, не сверкает, не белеют, не хотел, не любила, не искали, не подходите, не верь. Уровень 2. Школьники не рисуют на страницах книг. Я не обижаю малышей. В сказке «Двенадцать месяцев» мачеха не любила падчерицу.
Уровень 3. Водой не разольёшь. На зуб не попадает. В рот не лезет. Не зная броду – не лезь в воду.
Дети сверяют с эталоном. Желающие зачитывают свои работы. Остальные сверяют. Оценивают свою работу. - Писать не с глаголами, работать самостоятельно, оценивать себя. | Умение самостоятельно работать, применяя новые правила. Регулятивные: определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями; соотносить работу с эталоном, выявлять места ошибок, затруднений. Познавательные: использовать полученные знания на практике; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. (4 мин) Задача: осмыслить полученные знания, формулировать трудности, возникшие на уроке и пути их решения. |
| - Вернёмся к плану урока. - Какие задачи ставили? - Все ли выполнили? - Какие открытия сделали? - Какие действия выполняли для этого? - Какие оценки получили? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? - Часто ли вы произносите пожелания своим близким и друзьям? - Давайте сейчас сделаем «Дерево пожеланий», ( на 1/4 ватмана нарисовано дерево с крепкими ветками без листьев). - Мы на листиках напишем друг другу пожелания из глаголов с частицей НЕ и прикрепим их на дерево. -Пусть ваши пожелания сбудутся, а полученные знания будут применяться. - Я желаю не забывать вам новую орфограмму и (прикрепляет свой листочек). | Дети отвечают на вопросы. Учащиеся подсчитывают количество плюсиков, если их 5 – ставят «5», 4 –«4», 3 –«3», «2» не выставляются. (2 «полуплюса» считают за один плюс). Учащиеся пишут пожелания с глаголом и с частицей НЕ, вывешивают листики на «Дерево пожеланий». | Регулятивные: вырабатывать критерии оценки;определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями; Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Домашнее задание.(1 мин) Задача: формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. |
| - Ребята, дома вы можете выполнить одно из трёх заданий: 1. упражнение № 229; 2. составить и записать правила поведения в лесу, используя глаголы с частицей НЕ (не меньше 4); 3. найти и записать пословицы по теме урока( не меньше 4). | Дети записывают домашнее задание по выбору. | Производить выбор задания, руководствуясь собственными возможностями. |
1. http://www.n-shkola.ru/
2. http://www.uchportal.ru/
3. http://.1september.ru/
4. http://www.zavuch.infо/
5. http://nachalka.info/
6. http://viki.rdf.ru/