А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят?
- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.
Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке –ФИЗМИНУТКА-подготовка кисти рук к письму Интерактивы «Каллиграфия».
Слайды 3- 7
Не не
Словарная работа.
Слайды 8- 13
Ужин, библиотека, топор.
Топор - Т.сл. Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом.
Переносное значение. Как топор плавает… . Хоть топор вешай…
Готовность и способность к саморазвитию
Сформированность мотивации к обучению
Характеризовать способы каллиграфического письма
2
Актуализация и пробное учебное действие
Слайды - 14-15
- Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
- Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?
- Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
Актуализировать свои знания для выделения места затруднения
Формирование навыков грамотного письма
3
Выявление места и причины затруднения
- Какое сейчас время года?
- Всем нам хочется пойти в гости к матушке природе.
- А давайте вспомним какие нужно соблюдать правила поведения в природе. Слайд - 16
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?
/ Здесь везде надо добавить не/
- Вы совершенно правы!
Прогнозировать результат
4
Построение проекта выхода из затруднения
НЕ
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Значит, что нового мы узнаем о глаголе? /как пишется частица не с глаголами/ Слайды - 17-18
- Так какая тема нашего урока?
Тема: Правописание не с глаголами.
Цели урока:
Познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
Познакомить с глаголами- исключениями.
Слайд - 19
Готовность и способность к саморазвитию
Сформированность мотивации к обучению
Формировать алгоритм
5
Реализация построенного проекта
- Прочитайте правило на стр. 99
Упр. 589 ( Выписать в 2 столб. глаголы: 1- без частицы, 2- с частицей не)- 2 человека работают у доски
– Как пишется частица НЕ с глаголами?
– Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?
– Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий. Они не являются членами предложения. К ним нельзя поставить вопрос.
- Внимательно послушайте сказку.
Сказка. «Сила любви» .
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
Слова исключения: Слайды – 22 - 23
Формировать устные и письменные алгоритмы выполнения
Формирование навыков грамотного письма
Формировать умение слышать, слушать и понимать.
6
Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи
Упр. 592 ( устно). Дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами с не
- Какой смысл приобретает глагол, если перед ним стоит не?
- Как пишется не с глаголами?
- Составь предложение, в котором глагол имеет отрицательный смысл. Проверь.
Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга
Производить взаимопроверку
Физкультминутка
« Капитошка»
Слайды 25 - 33
7
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону
Работа с пословицами.
– Составьте пословицы, объясните их смысл.
Кто (не) работает (не) сидеть на печи.
Есть калачи - торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
– Запишите пословицы, раскрывая скобки.
– Прочитайте глаголы с частицей НЕ.
– Как написали эти слова, почему?
Слайд - 34
Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения
Самостоятельность мышления
8
Включение в систему знаний и повторений
Тест
НЕ – это...
Приставка
Предлог
Частица
2 Не с глаголами пишется...
Отдельно
Слитно
Когда как
3 Выбери раздельное написание.
(Не) веста
(Не) навидел
(Не) ждёт
Слайды – 35 - 36
Стихотворение – памятка.
Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку ,но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами.
Слайд - 37
___ выучил- __ делай,
___ знаешь- __ спеши,
С глаголами ___________
Частицу ____ пиши.
Домашнее задание: с. 99. Выучить правило.
Упр. 593
Слайд - 38
Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения упражнений
9
Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Что новое для себя открыл каждый из вас?
- «Я сегодня научился…», «Мне понравилось…», «Мне это обязательно пригодится….»
Давайте сделаем вывод: большинство учащихся считает, что усвоили материал. Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.
«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».
Способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения