Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Ударение"»
Тема. «Ударение»
Цель урока. Дети должны понять значение ударения.
Планируемые результаты
Личнoстные:
знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
иметь представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из его частей; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные задачи:
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Ход урока.
У. Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.
На доске:
Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ёё
- Посмотрите, его имя написано на доске. Давайте запишем сначала все эти буквы, а рядом имя принца.
Проводится минутка чистописания. Дети пишут.
Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ёё – ударение.
- Как же его зовут?
Д. Ударение.
У. Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение? Какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Д. Нет
У. Рассказать?
Д. Да
У. Слушайте.
В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!» Слова, конечно не поверили.
На доске:
замок
белки (Здесь учитель прикрепляет картинки)
стрелки
кружки
- Вышел вперед замок (учитель прикрепляет картинку) и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение –это просто черточка!» А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
Как вы думаете, какое теперь слово получилось?
Д. Замок
Учитель записывает слово и прикрепляет картинку.
На доске: замок замок
У.А дальше вот что случилось. Вышли вперед … Читайте сами.
Д. Белки.
У. Да. «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает»
Как вы думаете, что произошло?
Д. Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в белок.
Абсолютно верно. (прикрепляет картинки и записывает слово.) А теперь сами попробуйте сами закончить сказку.
Д. Потом вышли стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять».
- Мы можем защитить себя.
- Ударение выслушало их и превратило в стрелки.
- Оно перешло на первый слог.
У. молодцы!
Д. Затем Ударение превратило кружки в кружки.
- Наверно, кружки хотели окружить Ударение, вот их и превратило в кружки.
У. А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Д. Слова поняли, что они не могут жить без ударения.
- В каждом слове есть ударение.
У. А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
Д. Если в слове один слог, то ударение не ставится.
У. Объясните почему?
Д. Я думаю, что если слово состоит из одного слога, то, значит, в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда четко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.
У. Ты хотел сказать, что ударение не изменит смысл слова. Молодцы. Очень интересные рассуждения. Какой ещё вывод сделали слова?
Д. Ударение может изменить смысл слова.
У. Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Но, несмотря на свою загруженность, он приготовил вам задание. Прочитайте, что за слова написаны на доске.
На доске:
уху (Здесь написаны предложения, в которые нужно будет вписать слова.
Ворот В данный момент эта часть доски закрыта)
пили
Д. Здесь не ясно, о чем идет речь, ведь ударения нет.
- Уха – суп, ворота – это, наверно, воротник.
- Нет, это у ворот.
- Пили – значит, они что-то пили.
- Может быть, это значит пилить?
У. Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу.
Учитель открывает вторую половину доски.
На доске:
уху Мы сегодня ели…..
Комар подлетел к ……
ворот Собака сидит у ……
У рубахи был вышит…..
пили Дети……..молоко
…..бревно ровно.
Д. Теперь все понятно.
- По предложению можно понять, о чем идет речь.
У. Запишите себе любые два предложения. Но не забудьте про ударение. Слог, который произносится сильнее других, с у дарением, называется ударным. Как вы думаете, как называется слог, на который не падает ударение?
Д. Неударный, потому что нет ударения.
У. Почти отгадали. Он называется безударным.
Д. Потому что без ударения?
У. Точно. Продолжите. Знак ударения всегда ставится над буквой, которая……
Д. Обозначает ударный гласный звук.
У. Совершенно верно. Только над буквой гласного звука. Принц Ударение очень доволен вашей работой. Он предлагает вам ещё задание. Справитесь?
Д. Да.
У. Я говорю слово, а вы на следующей строчке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.
У. Значит, ударение может ставится над любой буквой гласного звука, кроме ё, так как она всегда ударная. Принц очень рад, что вы пришли к нему в замок. Всем гостям он загадывает загадку.
На доске:
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
- Читайте и думайте, верно ли это?
Д. Нет. Сто сорок и сто сорок не будет двести сорок. Сто сорок и еще сто сорок будет двести сорок!
У. Замечательно, вы справились с этим испытание. Запишите это предложение к себе в тетрадь и поставьте в словах ударение.
Дети пишут:
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Проверка. Один ученик выходит к доске, ставит ударение в словах. Остальные проверяют, так ли они выполнили.
- А теперь задание такое. Прочитайте слова, написанные на доске. Принц Ударение просит вас придумать предложения с этими словами. Подумайте, сколько может получиться предложений с каждым словом?
На доске:
Нарубите, иглы
Д. По два предложения с каждым словом.
Нарубите дрова.
Когда вы нарубите дрова?
У меня нет иглы.
В коробочке лежат иглы.
У. Интересные получились предложения. В чем вы еще убедились?
Д. От места ударения зависит смысл слова.
У. Я вам предлагаю задание на внимание. Какое слово лишнее?
На доске:
деревья, кусты, ландыши
Д. Кусты, так как в этом слове два слога, а в остальных три.
- Ландыши, так как в первом и вторых словах ударение падает на второй слог, а в слове ландыши на первый.
У. Молодцы. Закройте глазки. Мы возвращаемся.
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Д. В первом предложении два слова похожи: село и село.
- Ударение изменило их смысл.
У. Какие вы у меня внимательные! Что же это за секреты ударения?
Д. Ударение ставится, если в слове несколько слогов.
- Буква ё всегда ударная.
- Любая буква гласного звука может быть под ударением.
- Слоги бывают ударные и безударные.
- Ударение может изменить смысл слова.
- От ударения зависит смысл слова.
У. Великолепно! И на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы его меняете.
хлопок – хлопок полки – полки
пары – пары стоит – стоит
мука- мука плачу – плачу
поля – Поля
Найдите дома слова, в которых ударение может изменить смысл слова, напишите их.