Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Соединительные о - е в сложных словах"»
Урок русского языка в 6 классе «Соединительные о и е в сложных словах»
Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Подготовка к восприятию материала. — Для чего мы изучаем предмет русский язык?
ІІІ. Актуализация знаний. 1.Указать способ образования слов Пришкольный, восход, деревянный, подоконник, носорог, отоварить, нефтепродукты, глубь, дружить — А что значит для вас дружить?
2. Работа с текстом. Разные виды разбора Когда трудно пол…гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддер…ка заж…гает в душе надежду. В минуты печали прик…сновение руки друга утешает, во время тревог ум…ротворяет разг…ревшиеся страсти. Друзья соб…раются за праздничным столом ведут доверительные беседы и оп…раются друг на друга во всем. С другом легко общаться, и не надо прил…гать силия, чтобы понять его мысли. Настоящая дружба р…стет и крепнет год от года. И чем больше ее возр…ст, тем она надежнее.
ІV. Физкультминутка. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят. Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад.
V. Постановка проблемного вопроса. — Ребята, вы показали, как качаются ветви деревьев, как ветер сбивает росу, как птицы летят. А может ли водоросль расти на суше?
VІ. Изучение нового материала. 1. Отгадать загадки Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (САМОЛЁТ)
Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль, и сор. (ПЫЛЕСОС)
По волнам плывёт отважно, Не сбавляя ход. Лишь гудит машина важно, Что такое? (ПАРОХОД)
Каждый день выходит утром В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах … (ПЕШЕХОД)
— Что общего в этих словах? — Как называется такой способ образования слов? — Предположите, как могут называться такие слова? — На какие две группы можно разделить данные слова?
2. Определение темы урока. — Какова же тема нашего урока? — А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте его цели — Первая цель ясна. Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е. Остаётся выяснить, когда же пишется О, а когда Е. Верхолаз←верх,лазить Нефтепровод ← нефть, проводить Пешеход ← пеший, ходить Овощерезка ← овощи, резать Птицефабрика ← птица, фабрика
— Сформулируйте правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
VІІ. Закрепление изученного материала. 1. Работа с учебником. Выполнение упражнений
2. Работа по группам — Подобрать сложные слова, обозначающие: 1 группа – профессии людей ( садовод, водолаз, зверолов, птицелов, землемер, сталевар, лесоруб, цветовод, искусствовед, рыболов, музыковед, животновод, оленевод, пчеловод, краевед, экскурсовод )
6 группа – животных ( носорог, утконос, шелкопряд )
3. Выполнение заданий дифференцированного характера. 1 уровень Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход. Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» — гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые. В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.
2 уровень Замените словосочетания одним сложным словом Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.
3 уровень Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Исключите слова по одному из цепочки по самостоятельно найденному признаку так, чтобы осталось одно сложное слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте Мяс…рубка, птиц…фабрика, выпускник, пар…возы, земл…делие, сад…вод.
4. Работа с сигнальными карточками. — Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я не права – поднимите красную карточку, если права – зелёную Хлебница, хлеборезка, пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыковед, музыкант, водовоз, плавательный, сталевар, варенье, жизнелюб, огородник
5. Укажите причину ошибок в рассуждениях учащихся. а) В слове водопад — безударная гласная, проверочное слово – вода, поэтому пишем букву А б) В слове кашевар пишется И, потому что ЖИ-ШИ пишутся с буквой И
VІІІ. Подведение итогов урока. Ответ на проблемный вопрос. — Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока : может ли водоросль расти на суше?
ІХ. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке. — Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Х. Домашнее задание: п. 33, упр.168. *Тв. задание: сочинить сказку о сложных словах. *Подготовить презентацию по изученной теме.