kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс

Эпиграф к уроку:  «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

К. И. Чуковский

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны:

  • знать основные морфемы, в том числе приставку;
  • уметь выделять их в слове.

Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс»

Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс

Эпиграф к уроку:  «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

К. И. Чуковский

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны:

  • знать основные морфемы, в том числе приставку;

  • уметь выделять их в слове.

Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.

Цели:

  • уточнить понятие о приставке как значимой части слова;

  • показать роль приставок в образовании слов;

  • учить выделять приставки, определять их значения.

 Задачи:

  • Образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,уметь выделять их в слове;

  • Развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;

  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, рабочая карта ученика.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Учитель: Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я люблю учиться.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
У меня сегодня всё получится.
Я начинаю учиться.

Слайды 3,4

Сегодня на уроке вас встречают  следующие слова:  настроение – вера в себя – результат. Ответьте мне, формулой  чего является ряд этих слов? (формулой удачи)  Учащиеся рассуждают, почему эти понятия являются формулой удачи.

– Ребята, я надеюсь, что на сегодняшнем уроке удача будет нам улыбаться.

2. Проверка домашнего задания

Оцените домашнюю работу в рабочей карте урока.

3. Изучение  нового материала

Учитель: Ребята,  всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения –  из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла –  «смыслиночку». 
Вопрос классу: как называются эти «кирпичики», из которых состоит слово? (Морфемы)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой  морфемой, название   которой вам уже известно.    Слайд 5
В  данном тексте (текст распечатан)  найдите все слова с приставками и разберите  их по составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим определить  тему и  цель нашего урока.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии.
Они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» 
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал
веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.

(Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия  « … – ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.) 

Вывод: приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р: сдавать, перебежать, полететь, закричать.

Наблюдение над теоретическим материалом учебника.

4. Закрепление темы

Слайд 6

Задание 1. На доске написаны слова: с-, вы-пере-давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.

(Учащимся 1 группы предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).

Ответ учащихся:  Образовать с помощью приставок глаголы.

 Оценивают работу в рабочей карте урока.

Слайд 7

Задание 2 (2 группа). Определите, из каких морфем состоит  слово? Все ли они участвуют в образовании слов?  Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте кластер по этому вопросу.

Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка – образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Оценивают работу в рабочей карте урока.

Слайд 8

Задание 3 (3 группа) (развитие умений определять значение приставки) – работа по группам. Выпишите слова со значением:

1) лишённый чего-то, 
2) покрытая чем-нибудь сплошь, 
3) пространство, находящееся позади чего-то. Обозначьте приставки.

Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.

Оценивают работу в рабочей карте урока.

Физкультминутка

Учитель: Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять.

Слайд 9

Задание 4 (всему классу) Игра «Составь слово».

Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока.

Обговорить – приставка
Думать – корень                                                          Обдумать 
Читать – суффикс
Петь – окончание

Словарная работа. Запишите  слова, помещённые в рамке на с. 157-158, в тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с приставкой, от второго – с суффиксом: грамотный, паркет.
(безграмотный, неграмотный, паркетный).

Слайд 10

Задание 5 (4 группа) Занимательная лингвистика.

Выпишите слова:

а) с приставкой подо-;
б) с приставкой под-;
в) с приставкой по-
г) без приставки.

Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.

а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; 
б) подосиновик, подоконник; 
в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; 
г) подовый).

Оценивают работу в рабочей карте урока

5. Рефлексия

Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся составляют опорный конспект урока, и  в тетрадях для правил появляется запись:

Слайд 11

1. Вижу и выделяю все морфемы.
2. Среди морфем выделяю приставку.
3. Знаю, что приставка – это значимая часть слова.
4. Приставка образует новые слова.
5. Знаю, что приставки имеют различные значения.

Учитель: Перескажите друг другу теоретический материал, пользуясь кластером.

Оцените  устные ответы в рабочей карте урока.

– Довольны ли вы тем, как прошел урок?
– Было ли интересно?
– Были ли вы активны?
– Было ли трудно?
– Сумели ли вы показать свои знания?

Слайд 12

Поставьте себе итоговую оценку в рабочей карте урока.

Слайд 13

6. Дифференцированное домашнее задание

– Те, кто не выполнил какое-либо из предложенных заданий, дорабатывают дома. Нарисуйте, каким вы представляете Приставку и расскажите о её жизни. Письменно выполните упражнение 406 учебника.

Слайды 14, 15

– Всем спасибо за урок! Удачи!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс

Автор: Кайдаулова Динара Ериковна

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 408960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов""
    ["seo_title"] => string(74) "urok_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_pravopisanie_pristavok_i_predlogov"
    ["file_id"] => string(6) "494628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547116566"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок русского языка в 3 классе по теме: "Второстепенные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "258677"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448548591"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок русского языка в 5 классе. Тема. Приставка. "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-tiema-pristavka"
    ["file_id"] => string(6) "236352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444045127"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок русского языка в 3 классе на тему "Что такое приставка? Как определить приставку?""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_3_klassie_na_tiemu_chto_takoie_pristavka_kak_opriedielit"
    ["file_id"] => string(6) "358273"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479007454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства