Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс
Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс
Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс
Эпиграф к уроку: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
К. И. Чуковский
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны:
знать основные морфемы, в том числе приставку;
уметь выделять их в слове.
Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс»
Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс
Эпиграф к уроку: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
К. И. Чуковский
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны:
знать основные морфемы, в том числе приставку;
уметь выделять их в слове.
Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.
Цели:
уточнить понятие о приставке как значимой части слова;
показать роль приставок в образовании слов;
учить выделять приставки, определять их значения.
Задачи:
Образовательные:знать основные морфемы, в том числе приставку,уметь выделять их в слове;
Развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.
Прозвенел звонок веселый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок.
Учитель: Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я люблю учиться. Внимание моё растёт. Память моя крепка. У меня сегодня всё получится. Я начинаю учиться.
Слайды 3,4
Сегодня на уроке вас встречают следующие слова: настроение – вера в себя – результат. Ответьте мне, формулой чего является ряд этих слов? (формулой удачи) Учащиеся рассуждают, почему эти понятия являются формулой удачи.
– Ребята, я надеюсь, что на сегодняшнем уроке удача будет нам улыбаться.
2. Проверка домашнего задания
Оцените домашнюю работу в рабочей карте урока.
3. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения – из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Вопрос классу: как называются эти «кирпичики», из которых состоит слово? (Морфемы) Сегодня на уроке мы познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно. Слайд 5 В данном тексте (текст распечатан) найдите все слова с приставками и разберите их по составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим определить тему и цель нашего урока.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.
(Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия « … – ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.)
Вывод: приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р: сдавать, перебежать, полететь, закричать.
Наблюдение над теоретическим материалом учебника.
4. Закрепление темы
Слайд 6
Задание 1. На доске написаны слова: с-,вы-, пере-: давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.
(Учащимся 1 группы предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).
Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы.
Оценивают работу в рабочей карте урока.
Слайд 7
Задание 2 (2 группа). Определите, из каких морфем состоит слово? Все ли они участвуют в образовании слов? Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте кластер по этому вопросу.
Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка – образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Оценивают работу в рабочей карте урока.
Слайд 8
Задание 3 (3 группа)(развитие умений определять значение приставки) – работа по группам. Выпишите слова со значением:
Учитель: Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять.
Слайд 9
Задание 4 (всему классу) Игра «Составь слово».
Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затемпроверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока.
Словарная работа. Запишите слова, помещённые в рамке на с. 157-158, в тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с приставкой, от второго – с суффиксом: грамотный, паркет. (безграмотный, неграмотный, паркетный).
Слайд 10
Задание 5 (4 группа)Занимательная лингвистика.
Выпишите слова:
а) с приставкой подо-; б) с приставкой под-; в) с приставкой по-; г) без приставки.
Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся составляют опорный конспект урока, и в тетрадях для правил появляется запись:
Слайд 11
1. Вижу и выделяю все морфемы. 2. Среди морфем выделяю приставку. 3. Знаю, что приставка – это значимая часть слова. 4. Приставка образует новые слова. 5. Знаю, что приставки имеют различные значения.
Учитель: Перескажите друг другу теоретический материал, пользуясь кластером.
Оцените устные ответы в рабочей карте урока.
– Довольны ли вы тем, как прошел урок? – Было ли интересно? – Были ли вы активны? – Было ли трудно? – Сумели ли вы показать свои знания?
Слайд 12
Поставьте себе итоговую оценку в рабочей карте урока.
Слайд 13
6. Дифференцированное домашнее задание
– Те, кто не выполнил какое-либо из предложенных заданий, дорабатывают дома. Нарисуйте, каким вы представляете Приставку и расскажите о её жизни. Письменно выполните упражнение 406 учебника.