Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему "Что такое приставка? Как определить приставку?"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова
Урок русского языка в 3 классе
Учитель - Балашова
Маргарита Валентиновна
Данков
2016 г.
Тема урока : «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?» Цели урока: знакомство с частью слова приставкой, с ролью приставок, правилами правописания приставок. Задачи урока: Предметные: формировать представлений детей о приставке как значимой части слова; формировать умение находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки; развивать орфографическую зоркость, логику, познавательную активность, внимание, память, речь, творческую фантазию. Метапредметные:
познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; составлять простейший план действий; осуществлять контроль по результату и способу действия.
личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников
Оборудование: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.
презентация к уроку; мультимедийная установка; карточки для групповой и индивидуальной работы
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) «Кто думает – тот всегда додумается» -Что написано? Прочитайте ее. -В чем смысл этой пословицы? (Она будет девизом нашего урока ) II.Актуализация знаний .1.Элементы чистописания
1 строка:
Выбор буквы:
- Прочти слова и определи, какую букву будем писать: она в первом слове – в корне, во втором – в суффиксе, в третьем – в окончании. Дворец, медвежонок, окно. 1 строка: о О Оо Показываю образец письма на доске: о О Оо
-Сравните с образцами и оцените свою работу. 2 строка:
Что заметили в словах: дело, делать, деловая, дельце. В каком слове букв меньше, чем звуков? В каком слове букв меньше , чем звуков? Записать слова, разобрать их по составу. 2 строка: дело, делать, деловая, дельце. 3 строка: Маленькое дело лучше большого безделья. - Что записано? - Объясните смысл пословицы. Запишите предложение, разберите по членам предложения, обозначьте части речи. 3 строка: Маленькое дело лучше большого безделья. Найдите в пословице однокоренные слова. Разберите их по составу. Что не получается? 2. Части слова Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей. - Какие части слова нам знакомы? - Как вы думаете – может ли быть слово без корня? –Как называют корень? –Что служит для связи слов в предложении? -Что такое окончание? - Почему окончание – изменяемая часть слова? - Как найти окончание? На конце любого слова Окончанье ищет Вова. Изменяемая часть С другим словом держит связь. Окончанье он найдёт, Его в рамочку возьмёт. После корня он стоит, Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком. Называю суффиксом. Загадки:
Отгадайте загадки:
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Она выражает значение слова
И называется просто — ... (основа)
Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Окончанье обведем.
Наши действия — не вздор,
По составу то... (разбор)
Слова объяснение
Словарь зовет... («значение»)
- Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили. III. Самоопределение к деятельности 1. Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками. У доски 2 учащихся. Один делает то, что просит учитель, второй записывает эти действия:
Разрезать лист бумаги;
Надрезать;
Вырезать треугольник; 4) Срезать угол. - Что общего у этих слов? ( Слова относятся к одной части речи. Это глаголы. Все они имеют одинаковый корень -рез-. Это однокоренные слова. ) -Выделите в них корень. -Чем отличаются эти слова? Что их отличает?( В них разные приставки. Эти слова отличаются по смыслу.) - Выделите и назовите приставки. 2. Постановка учебной задачи. -Предположите, о какой части слова пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Попробуем сформулировать тему урока. - Что бы вы хотели узнать о приставке? - Сформулируйте задачу урока. (Узнать, зачем нужна приставка в русском языке. Будем учиться образовывать новые слова с помощью приставок. Будем учиться писать приставку слитно со словом.) VI. Работа по теме урока 1.Работа с карточкой –помощницей Что вы уже знаете о приставках?
Перед корнем я стою, Слово новое создаю. Если только захочу – Значение слова изменю.
Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова. 2. Чтение правила в учебнике. - Прочтите правило и приготовьте ответы на вопросы: - Где стоит приставка в слове? - Для чего служит? - Как пишутся приставки? - Какие бывают приставки? - Как обозначается? У корня в недругах, представь-ка, Есть дама гордая – Приставка. А злит она его одним – Стоит всегда лишь перед ним. Почему корень злится на приставку? - Найти в толковом словаре значение слова « Приставка». - Какое значение имеет это слово? ( приставить или присоединить к чему -нибудь; часть слова) - Сколько оно имеет значений? - Как называются слова, которые имеют несколько значений?(Многозначные) 3. Наблюдение над изменением лексического значения слов с приставками.1.Самостоятельная работа Образуйте от слов: полз, свистел, мыл, нёс, вёз, лез слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-, при-, в-, вы-. 2.Устная проверка. –Что получили? - Из слов, которые вы записали, назовите антонимы.( вполз – выполз , влез – вылез) - Что сделало эти слова антонимами? ( Приставки.) - Каждая приставка имеет свое лексическое значение. Посмотрите: вбежать, втереть, вкопать, вкрутить. Можно ли эти слова назвать однокоренными ? ( Нет. У них разный корень и разное значение.) - Что у них общее?( Приставка одинаковая) - Какое значение придает эта приставка словам? ( Внедрение чего-либо во что-то.) 3.Работа в парах. Текст написан на доске. Вставьте подходящие по смыслу приставки: …ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края. Фронтальная проверка. - Какая пара не испытывала затруднений в работе? - Кто иногда ошибался? - Кому нужна помощь? 4. Самостоятельная работа Работа с разноуровневыми карточками. Уровень 1. Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам: Вышел - …, налил - …, отплыть - …, внес - … . Уровень 2. Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки: Кричать - …, кипеть - …, дрожать - …, говорить - … . С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите: Читал - …, строил - …, шил - …, смотрел - … . Уровень 3. Как сказать одним словом? -Соединить с помощью клея два листа бумаги. -Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки. - Соединить с помощью веревки.Самопроверка по эталону: Уровень 1. Вышел – зашел , налил - вылил, отплыть - приплыть, внес - вынес . Уровень 2. Кричать - закричать, кипеть - закипеть, дрожать - задрожать, говорить - заговорить . Читал - прочитал, строил - построил, шил - сшил, смотрел - посмотрел. Уровень 3. Склеить, сшить, связать . 5. Словарная работа 1. Расшифруй слова к л а ь н р е д а, к т а н и р а, к в р т р а и а, р т а к е а, т р е а л а к календарь картина квартира ракета тарелка - Что объединяет слова? (словарные, б/гл «а», существительные, 3 слога) - Какое лишнее и почему? (календарь – звуков меньше, м. р., 2 скл., ударный 3 слог) - Придумай и запиши предложение с любым из слов. Найди его грамматическую основу. 2. Фонетический разбор слова «календарь». V. Рефлексия
Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс в тетрадке все встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Корень в пути затаился, В сборе приставка живет, Суффикс как в слове дневник, Целым же в космос проник.. (Спутник)
Корень извлечь из начинки не сложно, Приставка в сосуде хранится надёжно, Суффикс в черчении ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение) Мой корень – родственник сраженья, Приставка в слове заявленье, В наборщике есть суффикс мой, А весь - тружусь я под землёй. ( Забойщик)Корнем с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс, как в слове дневник, Целым я в космос проник. (Спутник)
Корень мой в сказке найдёте, Суффикс у извозчика возьмёте, Приставка та же, что в слове расход, Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)
В списке вы мой обнаружите корень Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
VI. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
VII. Задание на дом
Выучить правило на стр. 84, упр. 157, 158 – по выбору.
Использованная литература 1. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». - Москва: Академкнига/Учебник, 2014.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 3. Василенко Т.В. «Толковый словарь для начальных классов». – Москва: «Грамотей»