kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе на тему "Что такое приставка? Как определить приставку?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Что такое приставка? Как определить приставку?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему "Что такое приставка? Как определить приставку?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова



Урок русского языка в 3 классе

Учитель - Балашова

Маргарита Валентиновна



Данков

2016 г.





Тема урока : «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?» Цели урока: знакомство с частью слова приставкой, с ролью приставок, правилами правописания приставок. Задачи урока: Предметные: формировать представлений детей о приставке как значимой части слова; формировать умение находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки; развивать орфографическую зоркость, логику, познавательную активность, внимание, память, речь, творческую фантазию. Метапредметные:

познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; составлять простейший план действий; осуществлять контроль по результату и способу действия.

личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников

Оборудование: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.

презентация к уроку; мультимедийная установка; карточки для групповой и индивидуальной работы


Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) «Кто думает – тот всегда додумается» 
-Что написано? Прочитайте ее. 
-В чем смысл этой пословицы? (Она будет девизом нашего урока )   II.Актуализация знаний . 1.Элементы чистописания

1 строка:

Выбор буквы:

- Прочти слова и определи, какую букву будем писать: она в первом слове – в корне, во втором – в суффиксе, в третьем – в окончании. Дворец, медвежонок, окно. 1 строка: о О Оо Показываю образец письма на доске: о О Оо

-Сравните с образцами и оцените свою работу. 2 строка:

Что заметили в словах: дело, делать, деловая, дельце. В каком слове букв меньше, чем звуков? В каком слове букв меньше , чем звуков? Записать слова, разобрать их по составу. 2 строка: дело, делать, деловая, дельце. 3 строка: Маленькое дело лучше большого безделья. - Что записано? - Объясните смысл пословицы. Запишите предложение, разберите по членам предложения, обозначьте части речи. 3 строка: Маленькое дело лучше большого безделья. Найдите в пословице однокоренные слова. Разберите их по составу. Что не получается? 2. Части слова Слово делится на части,
Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей. - Какие части слова нам знакомы? - Как вы думаете – может ли быть слово без корня? –Как называют корень? –Что служит для связи слов в предложении? -Что такое окончание? - Почему окончание – изменяемая часть слова? - Как найти окончание? На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончанье он найдёт, 
Его в рамочку возьмёт. После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю суффиксом. Загадки:

Отгадайте загадки:

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

 

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

 

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... (разбор)

 

Слова объяснение

Словарь зовет... («значение»)

- Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили. III. Самоопределение к деятельности 1. Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками. У доски 2 учащихся. Один делает то, что просит учитель, второй записывает эти действия:

  1. Разрезать лист бумаги;

  2. Надрезать;

  3. Вырезать треугольник; 4) Срезать угол. - Что общего у этих слов? ( Слова относятся к одной части речи. Это глаголы. Все они имеют одинаковый корень -рез-. Это однокоренные слова. ) -Выделите в них корень. -Чем отличаются эти слова? Что их отличает?( В них разные приставки. Эти слова отличаются по смыслу.) - Выделите и назовите приставки. 2. Постановка учебной задачи. -Предположите, о какой части слова пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Попробуем сформулировать тему урока. - Что бы вы хотели узнать о приставке? - Сформулируйте задачу урока. (Узнать, зачем нужна приставка в русском языке. Будем учиться образовывать новые слова с помощью приставок. Будем учиться писать приставку слитно со словом.) VI. Работа по теме урока 1.Работа с карточкой –помощницей Что вы уже знаете о приставках?

…… - это ……… слова, которая

стоит …… и служит для ……… .





Перечислите знакомые приставки.
В-, во-, вы-, о-, об-, обо-, на-, над-, надо-, по-, под-, подо-,
пере-, про-, пред-, при-, от-, ото-, до-, за-, с-, со-, рас-, раз-, через-, без-, из-.

Перед корнем я стою, Слово новое создаю. Если только захочу – Значение слова изменю.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки 
Образуются слова. 2. Чтение правила в учебнике. - Прочтите правило и приготовьте ответы на вопросы: - Где стоит приставка в слове? - Для чего служит? - Как пишутся приставки? - Какие бывают приставки? - Как обозначается? У корня в недругах, представь-ка,  
Есть дама гордая – Приставка. 
А злит она его одним – 
Стоит всегда лишь перед ним. 
Почему корень злится на приставку? - Найти в толковом словаре значение слова « Приставка». - Какое значение имеет это слово? ( приставить или присоединить к чему -нибудь; часть слова) - Сколько оно имеет значений? - Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные) 3. Наблюдение над изменением лексического значения слов с приставками. 1. Самостоятельная работа Образуйте от слов: полз, свистел, мыл, нёс, вёз, лез слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-, при-, в-, вы-. 2.Устная проверка. –Что получили? - Из слов, которые вы записали, назовите антонимы.( вполз – выполз , влез – вылез) - Что сделало эти слова антонимами? ( Приставки.) - Каждая приставка имеет свое лексическое значение. Посмотрите: вбежать, втереть, вкопать, вкрутить. Можно ли эти слова назвать однокоренными ? ( Нет. У них разный корень и разное значение.) - Что у них общее?( Приставка одинаковая) - Какое значение придает эта приставка словам? ( Внедрение чего-либо во что-то.) 3.Работа в парах. Текст написан на доске. Вставьте подходящие по смыслу приставки: …ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края. Фронтальная проверка. - Какая пара не испытывала затруднений в работе? - Кто иногда ошибался? - Кому нужна помощь? 4. Самостоятельная работа Работа с разноуровневыми карточками. Уровень 1. Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам: Вышел - …, налил - …, отплыть - …, внес - … . Уровень 2. Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки: Кричать - …, кипеть - …, дрожать - …, говорить - … . С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите: Читал - …, строил - …, шил - …, смотрел - … . Уровень 3. Как сказать одним словом? -Соединить с помощью клея два листа бумаги. -Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки. - Соединить с помощью веревки. Самопроверка по эталону: Уровень 1. Вышел – зашел , налил - вылил, отплыть - приплыть, внес - вынес . Уровень 2. Кричать - закричать, кипеть - закипеть, дрожать - задрожать, говорить - заговорить . Читал - прочитал, строил - построил, шил - сшил, смотрел - посмотрел. Уровень 3. Склеить, сшить, связать . 5. Словарная работа 1. Расшифруй слова к л а ь н р е д а, к т а н и р а, к в р т р а и а, р т а к е а, т р е а л а к календарь картина квартира ракета тарелка - Что объединяет слова? (словарные, б/гл «а», существительные, 3 слога) - Какое лишнее и почему? (календарь – звуков меньше, м. р., 2 скл., ударный 3 слог) - Придумай и запиши предложение с любым из слов. Найди его грамматическую основу. 2. Фонетический разбор слова «календарь». V. Рефлексия

Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс в тетрадке все встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Корень в пути затаился, В сборе приставка живет, Суффикс как в слове дневник, Целым же в космос проник.. (Спутник)

Корень извлечь из начинки не сложно, 
Приставка в сосуде хранится надёжно, 
Суффикс в черчении ясно услышишь, 
Вместе на темы различные пишешь. 
(Сочинение) Мой корень – родственник сраженья
Приставка в слове заявленье
В наборщике есть суффикс мой, 
А весь - тружусь я под землёй. 
( Забойщик) Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится, 
Суффикс, как в слове дневник,
Целым я в космос проник. 
(Спутник)

Корень мой в сказке найдёте, 
Суффикс у извозчика возьмёте, 
Приставка та же, что в слове расход,
Целым я излагаю событий ход.

(Рассказчик)

 В списке вы мой обнаружите корень 
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте, 
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

VII. Задание на дом

Выучить правило на стр. 84, упр. 157, 158 – по выбору.


Использованная литература 
1. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». - Москва: Академкнига/Учебник, 2014.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 
3. Василенко Т.В. «Толковый словарь для начальных классов». – Москва: «Грамотей»

4. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт- Петербург – Москва: «Астрель»

5. Зеленина Л.М. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.:ил.- (Школа России) 
6. Псарева Л.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку : 3 класс. – М.: ВАКО, 2009.  

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-po-ruskomu-jazyku-dlja-shkolnikov.html












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе на тему "Что такое приставка? Как определить приставку?"

Автор: Балашова Маргарита Валентиновна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация для урока русского языка по теме "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glasnyie-v-pristavkakh-pri-i-prie"
    ["file_id"] => string(6) "121121"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413892133"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка по теме: "Составление  слова по схемам.Разбор слова по составу" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sostavlieniie-slova-po-skhiemam-razbor-slova-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "122628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414317490"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "урок русского языка на тему "Предлоги и приставки" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-priedloghi-i-pristavki"
    ["file_id"] => string(6) "213705"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432124036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства