kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных" для учащихся 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского  языка  предназначен  для  учащихся  6 класса  и составлен  в соответствии  с  требованиями ФГОС.  На  уроке  используются  технологии: личностно - ориентированная, информационнно -коммуникативная  и другие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных" для учащихся 6 класса»

Тема отрытого урока: Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных

Класс: 6

Дата проведения. 10.10.2016г

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:  

1) Образовательная: создать условия, способствующие изучению знаний по теме
«Правописание гласных О – Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

2) Развивающая: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения); содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в паре.

3) Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.                  


Планируемые результаты

Предметные: изучить правописание гласных О – Е после шипящих в в окончаниях и суффиксах существительных; развитие учебно-информационных и исследовательских умений учащихся (сопоставлять и анализировать факты; высказывать свою точку зрения); воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в коллективе и парах, интереса к изучению предмета.

Личностные: личностное самоопределение, желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция.

познавательные УУД: осознание познавательной задачи, поиск и извлечение нужной информации, установление причинно-следственной связи, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Технология: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.


Формы работы на уроке: индивидуальная, в парах, коллективная Коллективная, групповая, творческая

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки.

Литература:


Ход урока

1. Оргмомент

2. Мотивация (активизация мыслительной деятельности)

-Берешь перо, берешь листок. Фантазий радужных поток

Тебе поможет сотворить прекрасный мир и оживить ряд строчных правил, строгих слов.

Ну что, дружок, готов начать урок? Если вы, ребята, готовы начать урок, хлопните три раза в ладоши.

Проверим, с каким настроением вы, ребята, пришли на урок. У вас на столах лежат смайлики. Если настроение хорошее, вы поднимаете жёлтый смайлик.

Если настроение не очень хорошее, то вы поднимаете красный смайлик.

Если настроение плохое, вы поднимаете синий смайлик. Замечательно!




- Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка. Мы вместе будем открывать их. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите две строчки для записи темы урока.

3. Актуализация знаний

Наш сегодняшний урок начнём с синтаксической пятиминутки.

А).Синтаксическая пятиминутка

ДОСКА Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в овраж…к.


Задание: спишите с доски предложение, произведите синтаксический разбор предложения, составить его схему. – 1 УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ


1. Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?

2. Назовите шипящие согласные? (ж, ш, ч, щ, ц)

3. В каких морфемах пропущены буквы? Выделите данные морфемы. Двумя чертами подчеркните шипящую согласную, одной чертой подчеркните гласную, стоящую после шипящей. Расставьте ударение. 1 УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ

Сделайте вывод о правописании букв О- Е после шипящих в корне слова.


4. Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? Словами какой части речи являются слова, вызвавшие у вас затруднение?


Сейчас мы будем работать по рядам.  На ваших столах в раздаточном материале выполните задание А по рядам.

Вы должны записать слова в тетрадь.

Выделить в них морфему, в которой встречается орфограмма по теме урока.

Расставьте ударение в словах.


Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы.

Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:

1. Правильно ли записаны слова.

2. Выдели морфему, в которой встречается орфограмма «Буквы о-ё после шипящих».

3 Расставь ударение, подчеркни шипящую.

3 УЧЕНИКА РАБОТАЮТ У ДОСКИ.

СЛОВА ЗАПИСАНЫ НА СЛАЙДЕ

1 ряд: Расчёска,   прожорливый, врачом,   светлячок Рыбина Дарья

2 ряд: Причёска,   шёлковый, товарищем, бочонок. Бакиева Екатерина

3 ряд: Шёрстка,    нашёптывать,  шалашом, гребешок. Ваулин Илья



( Работающие у доски отвечают. Остальные внимательно слушают, оценивают по предложенным критериям. Время – 3 минуты.)

Учитель: На столах лежат оценочные листы. Слушайте внимательно, как оценить.

Слова выписаны верно, подчеркнули и выделили – 2 балла. Работа выполнена частично – 1 балл. Максимальный балл - 8. Отметьте баллы в листе оценки.


Б) Беседа учителя с классом.

1. Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах? 

2. Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится?  (о-ё после шипящих в корне)

3. Посмотрите внимательно, нет ли лишнего слова в каждой группе ? (нет, лишнее слово – врачом, товарищем, шалашом) 

4. Почему оно лишнее?

Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, в суффиксе, но и в окончании.

5. Как пишутся гласные О –Е после шипящих в окончаниях имён существительных?

Правило – помощник ( НА СЛАЙДЕ)

В окончаниях и суффиксах существительных после_____________

Под ударением пишем_______, без ударения________.



4. Целеполагание

1 Ребята, опираясь на проделанную работу, сформулируйте тему урока.

Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных» - НА СЛАЙДЕ


2. Посмотрите на формулировку темы и определите   задачи  урока, используя начало предложений:

Задачи урока: (НА СЛАЙДЕ)

- узнать ………………..

- научиться …………….....


Учитель:

1. Чтобы убедиться, что вывод наш не ошибочный, советую обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику(откройте страницу .48 учебника «Практика» , посмотрите графическое обозначение орфограммы).


5. Первичный контроль знаний. Закрепление изученного

А) Дифференцированная работа.

Весь класс: упр.122 ( 1. 1 ученик читает задание для класса;

2. учащиеся 1 варианта выполняют под цифрой 1, Никулина Надежда

учащиеся 2 варианта выполняют под цифрой 2 семь слов. Сугоров Денис

(По одному ученику от варианта работают у доски. Класс проверяет их работу, оценивает)

Вывод по упражнению:

1. в каких случаях мы пишем букву О, а в каких случаях пишем букву Е после шипящих в окончаниях существительных?

2. в каких случаях мы пишем букву О, а в каких случаях пишем букву Е после шипящих в

суффиксах существительных?


Для сильных учащихся карточки индивидуальной работы.

Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".( 7 -10 предложений)

Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.



Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.

1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им .Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Релакс-пауза

Попрошу встать вас, ребята, если буква О пишется в суффиксе или в окончании, мы приседаем. Если буква Е пишется в суффиксе или в окончании, то хлопаем один раз в ладоши.


Врачом, горошек, кружок, замочек, пятачок, юношей, мышонок, борцов, свечечка, полотенцем   .


Б) Буквенный диктант «Проверяю себя» ( НА СЛАЙД)

1.Длинный языч…к,

2.Детский стиш..к

3. Душистый горош…к

4.Белый воротнич…к

5.Золотой петуш...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый роднич…

8.Красный колпач…к

9.Снежный комоч...к

10.Сладкий пирож...к


№ сло-ва

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант

ответа

о

о

е

о

о

е

о

о

е

о

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 -2 шибки

«3» - 3 -5 ошибки

«2» - 6 и более ошибок


Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях.


В) Творческое задание

У. Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике проверили, а теперь его надо оформить. Для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение-миниатюру. Но текст будет особенный: в нем должны быть слова на правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имен существительных. Начало я придумала, предлагаю вам продолжить, составить 3-5 предложений.

( НА СЛАЙД)

Ранним утром легким морозцем я иду в лес. В этот раз мне пришлось любоваться громадами снежных дворцов, слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов леса…

(2 учеников прошу почесть составленный текст)

Г) Работа с сигнальными карточками. Посигнальте мне карточками-буквами

О или Е. Я называю слово, вы поднимаете букву.

    

        Задачей, рубашонка, барашек, пейзажем, шалашом, одежонка, чащей, медвежонок, стражей, плющом, ландышем, грачом, девчонка, бычок

Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите. Поставьте в маршрутном листе оценку.

Вложите лист оценки в тетрадь.

Рефлексия.

Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

- Сегодня на уроке я научился…

- Больше всего мне понравилось…

- После урока мне захотелось…

- Я оцениваю свою работу на …, потому что…

- Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите.

Всем спасибо за урок!


Дома: Т-п 80-пересказывать; П:упр.125 ( з 1, 2,3) НА СЛАЙД
























Лист оценки

ФИ учащегося _______________________________________________________

Дата проведения________________


Задания

Баллы за выполненные задания

Баллы ученика

Задание 1

Работа в паре по рядам


Максимальный балл -8

Нет ошибок – «5» - 8баллов

1ошибка - «4» - 7 баллов

2 ошибки - «3» - 5 баллов

3 ошибки - «2» - 0 баллов


Задание 2

Исследовательская работа


Максимальный балл -16

2 балла за каждое правильно написанное слово.

Нет шибок – оценка «5»

1ошибка - «4» - 17 баллов

2 -3 ошибки - «3» - 14 баллов

4 ошибки - «2» - 0 баллов


Задание 3

Буквенный диктант «Проверяю себя»


Максимальный балл - 5

Нет ошибок – «5» - 8баллов

1ошибка - «4» - 7 баллов

2 ошибки - «3» - 5 баллов

3 ошибки - «2» - 0 баллов


Задание 4

Творческое задание


Максимальный балл -7

Составлен связный текст с использованием 5 слов с орфограммой 7 баллов

4 слова – оценка 4

3 слова –оценка 3

2 слова – оценка 2


Оценка за урок



«5» - 36 -34 балла

«4» - 33 – 28 баллов

«3» - 27 -18 баллов

«2» - 17 и более баллов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сергеева Ольга Владимировна

Дата: 25.08.2017

Номер свидетельства: 426216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406083185"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-i-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406084666"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-umk-m-t-baranova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "130886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416017909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства