Урок русского языка по теме "Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных" для учащихся 6 класса
Урок русского языка по теме "Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных" для учащихся 6 класса
Урок русского языка предназначен для учащихся 6 класса и составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются технологии: личностно - ориентированная, информационнно -коммуникативная и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных" для учащихся 6 класса»
Тема отрытого урока: Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных
Класс: 6
Дата проведения. 10.10.2016г
Предмет:русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
1) Образовательная: создать условия, способствующие изучению знаний по теме «Правописание гласных О – Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.
2) Развивающая: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения); содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в паре.
3) Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: изучить правописание гласных О – Е после шипящих в в окончаниях и суффиксах существительных; развитие учебно-информационных и исследовательских умений учащихся (сопоставлять и анализировать факты; высказывать свою точку зрения); воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в коллективе и парах, интереса к изучению предмета.
Личностные: личностное самоопределение, желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
познавательные УУД:осознание познавательной задачи, поиск и извлечение нужной информации, установление причинно-следственной связи, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Тебе поможет сотворить прекрасный мир и оживить ряд строчных правил, строгих слов.
Ну что, дружок, готов начать урок? Если вы, ребята, готовы начать урок, хлопните три раза в ладоши.
Проверим, с каким настроением вы, ребята, пришли на урок. У вас на столах лежат смайлики. Если настроение хорошее, вы поднимаете жёлтый смайлик.
Если настроение не очень хорошее, то вы поднимаете красный смайлик.
Если настроение плохое, вы поднимаете синий смайлик. Замечательно!
- Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка. Мы вместе будем открывать их. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите две строчки для записи темы урока.
3. Актуализация знаний
Наш сегодняшний урок начнём с синтаксической пятиминутки.
А).Синтаксическая пятиминутка
ДОСКА Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в овраж…к.
Задание: спишите с доски предложение, произведите синтаксический разбор предложения, составить его схему. – 1 УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ
1. Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?
2. Назовите шипящие согласные? (ж, ш, ч, щ, ц)
3. В каких морфемах пропущены буквы? Выделите данные морфемы. Двумя чертами подчеркните шипящую согласную, одной чертой подчеркните гласную, стоящую после шипящей. Расставьте ударение. 1 УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ
Сделайте вывод о правописании букв О- Е после шипящих в корне слова.
4. Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? Словами какой части речи являются слова, вызвавшие у вас затруднение?
Сейчас мы будем работать по рядам. На ваших столах в раздаточном материале выполните задание А по рядам.
Вы должны записать слова в тетрадь.
Выделить в них морфему, в которой встречается орфограмма по теме урока.
Расставьте ударение в словах.
Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы.
Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:
1. Правильно ли записаны слова.
2. Выдели морфему, в которой встречается орфограмма «Буквы о-ё после шипящих».
( Работающие у доски отвечают. Остальные внимательно слушают, оценивают по предложенным критериям. Время – 3 минуты.)
Учитель: На столах лежат оценочные листы. Слушайте внимательно, как оценить.
Слова выписаны верно, подчеркнули и выделили – 2 балла. Работа выполнена частично – 1 балл. Максимальный балл - 8. Отметьте баллы в листе оценки.
Б) Беседа учителя с классом.
1. Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?
2.Что заорфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? (о-ё после шипящих в корне)
3. Посмотрите внимательно, нет ли лишнего слова в каждой группе ? (нет, лишнее слово – врачом, товарищем, шалашом)
4. Почему оно лишнее?
Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, в суффиксе, но и в окончании.
5. Как пишутся гласные О –Е после шипящих в окончаниях имён существительных?
Правило – помощник ( НА СЛАЙДЕ)
В окончаниях и суффиксах существительных после_____________
Под ударением пишем_______, без ударения________.
4. Целеполагание
1 Ребята, опираясь на проделанную работу, сформулируйте тему урока.
Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных» - НА СЛАЙДЕ
2. Посмотрите на формулировку темы и определите задачи урока, используя начало предложений:
Задачи урока: (НА СЛАЙДЕ)
- узнать ………………..
- научиться …………….....
Учитель:
1.Чтобы убедиться, что вывод наш не ошибочный, советую обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику(откройте страницу .48 учебника «Практика» , посмотрите графическое обозначение орфограммы).
5. Первичный контроль знаний. Закрепление изученного
А) Дифференцированная работа.
Весь класс: упр.122 ( 1. 1 ученик читает задание для класса;
2. учащиеся 1 варианта выполняют под цифрой 1, Никулина Надежда
учащиеся 2 варианта выполняют под цифрой 2 семь слов. Сугоров Денис
(По одному ученику от варианта работают у доски. Класс проверяет их работу, оценивает)
Вывод по упражнению:
1. в каких случаях мы пишем букву О, а в каких случаях пишем букву Е после шипящих в окончаниях существительных?
2. в каких случаях мы пишем букву О, а в каких случаях пишем букву Е после шипящих в
суффиксах существительных?
Для сильных учащихся карточки индивидуальной работы.
Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".( 7 -10 предложений)
Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им .Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Релакс-пауза
Попрошу встать вас, ребята, если буква О пишется в суффиксе или в окончании, мы приседаем. Если буква Е пишется в суффиксе или в окончании, то хлопаем один раз в ладоши.
Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях.
В) Творческое задание
У. Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике проверили, а теперь его надо оформить. Для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение-миниатюру. Но текст будет особенный: в нем должны быть слова на правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имен существительных. Начало я придумала, предлагаю вам продолжить, составить 3-5 предложений.
( НА СЛАЙД)
Ранним утром легким морозцем я иду в лес. В этот раз мне пришлось любоваться громадами снежных дворцов, слушать тишину леса. Следызайцев выходили из разных концов леса…
(2 учеников прошу почесть составленный текст)
Г) Работа с сигнальными карточками.Посигнальте мне карточками-буквами