Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Личные местоимения" и анализ данного урока»
Урок русского языка
Учитель: Панаитова Т.Д.
Школа: Международная школа «Мирас» Класс: 4
Тема: Повторение изученного по теме «Личные местоимения».
Цель урока: определить уровень сформированности знаний и умений по теме «Личные местоимения»
Задачи:
систематизация знаний учащихся о личном местоимении;
формирование навыков определения морфологических признаков личных местоимений;
формирование навыков группой работы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
Организационный момент и целеполагание.
- Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? (Ответы учащихся)
Чтение и обсуждение текста (вывести на экран):
Древнегреческий мудрец Биант Приенский, спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
- Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место. Мы завершаем изучение раздела о личных местоимениях. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы наши цели?
Инструкция к предстоящей работе.
Актуализация знаний
- Для дальнейшей работы нам нужно пройти следующий тест (на экране).
Местоимения употребляют …
А) вместо имени
Б) вместо фамилии
В) вместо отчества
Местоимения бывают…
А) отличные
Б) личные
В) общие
- Как вы поняли это шуточный тест, а сейчас задание серьёзное. Нужно продолжить следующие фразы одним словом:
местоимения – это … часть речи (самостоятельная)
личное местоимение указывает на … (на предмет)
но … (что не делает?) (но не называет его)
в предложении личные местоимения могут быть …
(подлежащим и дополнением)
Формирование умений и навыков
- Какие орфограммы, связанные с правописанием личных местоимений вам известны? (Ответы детей)
Выборочный диктант (читает учитель): учащиеся должны записать на слух только местоимения. Совместная проверка выполненного задания.
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал, Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад.
Морфологические разборы записанных местоимений: совместнаяработа в группах.
Группы№1/2: ты, за тобой;
Группы №3/4: тебя, я.
Взаимопроверка выполненного задания.
Работа с предложениями
- Давайте проверим нашу речевую культуру. Умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи?
Обсуждение речевых ошибок и неточностей. Редактирование предложений.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
Велосипед стоял около забора. Он был старый.
Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.
На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.
Когда охотник убил медведя, Иван Иваныч на него не обиделся, а велел содрать шкуру.
Работа с текстами в группах:
-Замените, где необходимо, существительное местоимением.
Группа №1: Про лису дурная слава ходит, будто лиса из курятника кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. Ходит лиса тихонечко по полю, по лесу и прислушивается. У лисы чуткий слух. Только пискнет где-нибудь мышонок, лиса уже тут как тут. Немало мышей в лесу и в поле лиса переловит. Лиса – очень полезный зверь.
Группа № 2: Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг медвежонок остановился. Перед медвежонком сидела большая лягушка. Лягушка только что очнулась от зимней спячки. Медвежонок осторожно понюхал лягушку. Лягушка как подпрыгнет! Медвежонок бросился наутёк подальше от странного зверя.
Группа № 3: Шла Катя из школы. На дороге Катя увидела маленького щенка. Щенок сидел у дороги. Катя погладила щенка. Щенок стал лизать Кате руки. Катя взяла щенка домой. Дома Катя дала щенку молока. Потом Катя положила щенка спать у печки. Щенок привык к Кате. Катя заботилась о щенке.
Группа № 4: Любила Мурка сладкий мёд. Раз Мурка грелась на солнце. Тут Мурка почуяла знакомый запах. Мурка открыла зелёные глаза и двинулась к знакомой цели. Перед ульем Мурка встала на задние лапки. Сунула Мурка мордочку в улей. И вдруг раздался визг. Мурка бросилась в кусты.
- Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории, ну а вы представите результаты своей работы.
4. Итоги урока
-А сейчас каждому из вас я предлагаю написать мне SMS – сообщение с впечатлениями об уроке (на партах листы для рефлексии).
-Что показалось интересным?
- Какие возникли трудности?
-Над чем стоить продолжить работу на следующем уроке?
Учащиеся представляют свою рефлексию. Учитель также проводит рефлексию урока, кратко выделяя проблемные моменты и положительные стороны урока.
-Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки и не личные вещи человека, а его ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что после нашего урока вы стали богаче.
Анализ урока русского языка
Учитель: Панаитова Т.Д.
Школа: Международная школа «Мирас»
Класс: 4
Тема: Повторение изученного по теме «Личные местоимения».
Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели:
Урок входит в систему уроков по теме «Изучение морфологических особенностей местоимений, как самостоятельных частей речи». Данный урок является текущим оцениванием учителя общего уровня сформированности знаний и умений учащихся по теме «Личные местоимения».
Цель урока: определение уровня сформированности знаний и умений по теме «Личные местоимения».
Задачи: систематизация знаний учащихся о личном местоимении; формирование навыков определения морфологических признаков личных местоимений; формирование навыков группой работы.
Тип урока: Закрепление знаний и отработка уменийи навыков посредством специально разработанных заданий.
Структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени:
Урок включал в себя 4 этапа: организационный момент (10 мин), актуализация знаний (5 мин), формирование умений и навыков (18 мин), итоги урока (7 мин).
Количество учащихся на уроке: 13 ч.
Краткий анализ урока:
В целях организации на начальном этапе урока учащимся было предложено для обсуждения крылатое выражение, что способствовало настрою активной мыслительной деятельности. Также были сфомулированы цели урока и даны инструкции к предстоящей работе. На этапе актуализации и этапе формирования навыков детям были предложены задания для стимулирования учебно-познавательной деятельности и развития коммуникативных навыков (слушание инструкции, восприятие информации на слух, понимание того, что было прочитано и услышано, умение делать выводы и заключения). К таким заданиям можно отнести работу с текстами, выборочный диктант, нахождение местоимений и определение их грамматических признаков. Для формирования общественных навыков (принятие совместных решений в группе, соблюдение порядка очерёдности, умение идти на компромисс) была организована работа в группах. Предложенные учащимся задания позволили оценить им результаты своей работы в группе и определить как свой личный, так и общий уровень сформированности знаний и умений по данной теме. На этапе рефлексии студенты проанализировали результаты своей работы и индивидуально определили свои сильные и слабые стороны.
Правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся: Материал был подобран с учётом общего уровня сформированности знаний и умений учащихся. На уроке учитель использовал различные виды деятельности: чтение и обсуждение текстов, беседу, слово учителя, были организованы формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Все использованные на уроке приемы работы соответствовали возрастным возможностям учащихся. На уроке был реализован ведущий принцип обучения: связь теории с практикой (изученные правила отрабатывались в системе речевых тренировочных упражнений). При проведении урока были учтены такие психологические основы урока как: развитие и поддержание внимания, развитие памяти, мышления, воображения, эмоциональная атмосфера урока.
Соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель: Содержание урока полностью соответствует требованиям учебной программы международной школы «Мирас» по предмету «Русский язык».
Воспитательная направленность урока: Учащиеся рассуждали о том, что составляет подлинное богатство человека. Работая в группах, они развивали коммуникативные навыки и взаимоуважение.
Связь изучаемого материала с ранее пройденным и межпредметные связи: Данный урок русского языка тесно связан с изучаемой на уроках обществознания темой «Открытия».
Общение на уроке: Учитель на уроке выполнял роль инструктора, направляющего учащихся на самостоятельное достижение поставленных целей и задач. Он очень доверительно и доброжелательно общался со студентами, не навязывая своё мнение и давая возможность студентам почувствовать свою личную ответственность за конечный результат работы.
Вовлечённость учащихся в процесс обучения: Учащиеся самостоятельно и увлечённо работали в группах, следуя предложенной учителем инструкции, распределяли между собой обязанности в ходе выполнения задания. Ученики с высоким уровнем знаний и навыков оказывали поддержку более слабым студентам в своей группе. В ходе анализа своей работы они чётко и конкретно определяли как индивидуальный, так и общий уровень сформированности знаний по данной теме, делали обоснованные выводы и предлагали идеи для дальнейшего развития необходимых навыков. На уроке учащиеся были собраны и активны: качество их ответов было на достаточно высоком уровне, что свидетельствует об осознанном усвоении программного материала по данной теме.
Общие выводы по уроку: Учитель достиг поставленной перед собой цели, т.к. его текущее наблюдение за работой учащихся и их умение определять грамматические признаки личных местоимений, умение работать с текстами и предложениями, а также умение учащихся анализировать результаты индивидуальной и групповой работы позволили ему определить текущий уровень сформированности знаний и навыков учащихся по теме «Личные местоимения».