№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя: - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях | личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. | Введение в тему | - Внимание на экран. Вам задание: дать название картинкам и записать эти слова. Презентация : 1 слайд: зима – лето 2 слайд: грустный – весёлый 3 слайд: высокий - низкий 4 слайд: день – ночь 5 слайд: чёрный – белый 6 слайд: молчать – кричать | Дети дают название картинкам, используя слова одной и той же части речи для каждой пары, записывают их. | Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
3. | Определение темы и целей урока. | - Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (ребята догадываются, что речь идет об антонимах) 7 слайд - На какие вопросы в течение урока мы должны ответить? 8 слайд: Антонимы – это … (примеры) Антонимическая пара – это … (свои примеры) Роль антонимов в речи… | Формулируют тему цель урока. | Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы, умение строить высказывание). |
4. | Актуализация знаний и открытие нового знания. | - Что же это за слова «антонимы»? 9 слайд: Антонимы – это слова, противоположные по значению - Постараемся дополнить наши знания. - Запишем в тетрадь пары слов: Чёрный – белеть, Поздно – рань, Смеяться – плач - Какие ошибки здесь допущены? - Какой вывод можно сделать об антонимах? ВЫВОД: Антонимы – это слова одной части речи (дополнение к 8 слайду) -Как вы думаете, что такое антонимическая пара? 10 слайд: Антонимическая пара – это пара слов одной и той же части речи с противоположным значением | Дети вспоминают значение термина, Работа в тетрадях находят различия в значении слов, делают вывод. выводят определение | Проблемное объяснение нового материала. Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки антонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
5. | Закрепление знания | - Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов. | Читают теоретический материал в учебнике, повторяют его друг другу (работа в парах) | Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
| Работа с учеб ником. | Предлагает выполнить упр. 188( по заданию) | Задание выполняется на доске | Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
6 | Открытие нового знания | – Внимание на экран, перед нами прилагательное «яркий». Определите, однозначное это слово или многозначное? 11 слайд: таблица (подбор антонимов к многозначному слову «яркий») - Подберите к этому слову подходящие существительные (из предложенных существительных выбираем «свет», «человек», «день».) -А теперь подберите антонимы к многозначному слову «яркий», учитывая и существительные. - Какой вывод можно сделать о подборе антонимов к многозначным словам? Вывод: выбор антонима к многозначному слову зависит от значения многозначного слова. | Дети вспоминают определение многозначного слова и приходят к выводу, что данное слово многозначное Составляют словосочетания подбирают антонимы, находят различия в значении слов, делают вывод. | Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) |
7. | Открытие нового знания | -Поработаем самостоятельно (раздаёт листы с текстом стихотворения). Найдите антонимы в стихотворении «Яблоко» ЯБЛОКО У прохожих на виду Висело яблоко в саду Ну, кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок – Высоко, Воробей сказал, Что близко, А улитка – далеко, А теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А цыпленок – тем, что очень Велико и тяжело. А котенку все равно. – Кислое, зачем оно? – Что вы? – Шепчет червячок – Сладкий у него бочок. 12 слайд для самопроверки Низко – высоко Близко – далеко Мало – велико Кислое – сладкий - Как вы думаете, какую роль выполняют антонимы в этом стихотворении и вообще в речи? - Это стихотворение можно пересказать просто: в саду висело яблоко. Но автор использует антонимы для его описания и мы смотрим на яблоко и представляем его по-разному. Таким образом, какую же роль играют антонимы в речи? 13 слайд: Роль антонимов в речи: служат средством выразительности, позволяют контрастно изобразить предмет или явление и на основе этого контраста дают наиболее полное представление об изображаемом. | Самостоятельная работа. Определение роли антонимов в речи Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы. Высказывают предположения, ведут поиск ответа | Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
8 | Физминутка | Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет антоним к слову, которое произносит учитель. Друг – Идти – Холод - Сырой – Сладкий – Новый – Чистота – Под – Свой – Строить - | Составляют антонимические пары враг бежать жара сухой горький старый грязь над чужой разрушать | Познавательные (поиск нужных слов) Регулятивные (осознают то, что уже усвоено) |
9 | Работа с учебником | Предлагает выполнить упр. 192( по заданию) | Работа в группах Выбирают нужный антоним. Проверка – один из каждой группы по очереди | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
10 | Контроль усвоения материала Рефлексия | Предлагает повторить изученное на уроке, используя заголовки слайдов презентации Антонимы – это … (примеры ..) Антонимическая пара – это … (свои примеры) Роль синонимов в речи… - Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
11 | Итог урока | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. Раздаёт бланки для самооценки. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные (самооценка) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
12 | Д. з. | §25, упр. 189 | Записывают домашнее задание | |