kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Антонимы" в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснения нового материала, разработанный в соответствии с учебником Русский язык 5 класс Рыбченковой Л.М.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка по теме "Антонимы" в 5 классе»

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся, направленную на повторение, расширение и усвоение ими знания определения антонимов и их признаков, знакомство с понятием «антонимическая пара» .

  2. Создать условия для формирования умений ставить учебную задачу, развития универсальных умений осуществлять контроль и оценку результатов учебной деятельности на материале урока.

  3. Способствовать развитию у учащихся коммуникативного умения работать в группе в соответствии с правилами.


Задачи:

  1. Организовать работу, направленную на актуализацию знаний и сведений об антонимах, полученных в начальной школе.

  2. Организовать тренинг по отработке умения находить антонимы в тексте, подбирать антонимическую пару, учитывая лексическую сочетаемость слов.

  3. Организовать контроль результатов самостоятельной деятельности учащихся

  4. Организовать работу учащихся по рефлексивной оценке своей деятельности



Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, мяч

Планируемые результаты:

1.Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции учащегося, развитие исследовательского поведения и исследовательских умений, развитие самостоятельности в применении знаний.



2.Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3.Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем   и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

4.Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  постановка и формулирование проблемы.

Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

Приветственное слово учителя:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).


Приветствуют учителя,







делают записи в тетрадях

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.

Введение в тему

- Внимание на экран. Вам задание: дать название картинкам и записать эти слова.

Презентация :

1 слайд: зима – лето

2 слайд: грустный – весёлый

3 слайд: высокий - низкий

4 слайд: день – ночь

5 слайд: чёрный – белый

6 слайд: молчать – кричать




Дети дают название картинкам, используя слова одной и той же части речи для каждой пары, записывают их.

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

3.

Определение темы и целей урока.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (ребята догадываются, что речь идет об антонимах)

7 слайд

- На какие вопросы в течение урока мы должны ответить?

8 слайд:

Антонимы – это … (примеры)

Антонимическая пара – это … (свои примеры)

Роль антонимов в речи…

Формулируют тему




цель урока.

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы, умение строить высказывание).

4.

Актуализация знаний и открытие нового знания.

- Что же это за слова «антонимы»?

9 слайд: Антонимы – это



слова, противоположные по значению

- Постараемся дополнить наши

знания.

- Запишем в тетрадь пары слов:

Чёрный – белеть,

Поздно – рань,

Смеяться – плач

- Какие ошибки здесь допущены?


- Какой вывод можно сделать об антонимах?

ВЫВОД: Антонимы – это слова одной части речи (дополнение к 8 слайду)

-Как вы думаете, что такое антонимическая пара?

10 слайд: Антонимическая пара – это

пара слов одной и той же части речи с противоположным значением


Дети вспоминают значение термина,






Работа в тетрадях




находят различия в значении слов,

делают вывод.




выводят определение


Проблемное объяснение нового материала.

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки антонимов.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).


5.

Закрепление знания


- Посмотрим теперь, как учебник даёт

определение антонимов.

Читают теоретический материал в учебнике, повторяют его друг другу (работа в парах)

Познавательные (наблюдение, поиск информации).


Работа

с учеб

ником.

Предлагает выполнить упр. 188( по заданию)


Задание выполняется на доске

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

6

Открытие нового знания

– Внимание на экран, перед нами прилагательное «яркий». Определите, однозначное это слово или многозначное?

11 слайд: таблица (подбор антонимов к многозначному слову «яркий»)


- Подберите к этому слову подходящие существительные (из предложенных существительных выбираем «свет», «человек», «день».)

-А теперь подберите антонимы к многозначному слову «яркий», учитывая и существительные.

- Какой вывод можно сделать о подборе антонимов к многозначным словам?

Вывод: выбор антонима к многозначному слову зависит от значения многозначного слова.

Дети вспоминают определение многозначного слова и приходят к выводу, что данное слово многозначное

Составляют словосочетания



подбирают антонимы,


находят различия в значении слов, делают вывод.





Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)


Познавательные (поиск информации)

7.

Открытие нового знания

-Поработаем самостоятельно (раздаёт листы с текстом стихотворения). Найдите антонимы в стихотворении «Яблоко»

ЯБЛОКО

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.

12 слайд для самопроверки

Низко – высоко

Близко – далеко

Мало – велико

Кислое – сладкий


- Как вы думаете, какую роль выполняют антонимы в этом стихотворении и вообще в речи?

- Это стихотворение можно пересказать просто: в саду висело яблоко. Но автор использует антонимы для его описания и мы смотрим на яблоко и представляем его по-разному. Таким образом, какую же роль играют антонимы в речи?

13 слайд:

Роль антонимов в речи: служат средством выразительности, позволяют контрастно изобразить предмет или явление и на основе этого контраста дают наиболее полное представление об изображаемом.                                         

Самостоятельная работа. Определение роли антонимов в речи

Выполняют задание, предложенное учителем























Самопроверка выполненной работы.





Высказывают предположения, ведут поиск ответа

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено)


Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

8

Физминутка

Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет антоним к слову, которое произносит учитель.

Друг –

Идти –

Холод -

Сырой –

Сладкий –

Новый –

Чистота –

Под –

Свой –

Строить -


Составляют антонимические пары

враг

бежать

жара

сухой

горький

старый

грязь

над

чужой

разрушать

Познавательные (поиск нужных слов)

Регулятивные (осознают то, что уже усвоено)


9

Работа с учебником

Предлагает выполнить упр. 192( по заданию)


Работа в группах

Выбирают нужный антоним. Проверка – один из каждой группы по очереди

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

10

Контроль усвоения материала

Рефлексия

Предлагает повторить изученное на уроке, используя заголовки слайдов презентации

Антонимы – это … (примеры ..)

Антонимическая пара – это … (свои примеры)

Роль синонимов в речи…

- Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Рефлексируют.






Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.



Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

11

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Раздаёт бланки для самооценки.


Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

12


Д. з.

§25, упр. 189

Записывают домашнее задание








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка по теме "Антонимы" в 5 классе

Автор: Афонькина Ирина Витальевна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Имена прилагательные – антонимы"."
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-po-tiemie-imiena-prilaghatiel-nyie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "299595"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456562449"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка во 2 классе. Сочинение с элементами описания. «Снег теперь уже не тот» "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-sochinieniie-s-eliemientami-opisaniia-sniegh-tiepier-uzhie-nie-tot"
    ["file_id"] => string(6) "155005"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421233885"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока   русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства