Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Имена прилагательные – антонимы".
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Имена прилагательные – антонимы".
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Имена прилагательные – антонимы.
Цели:
Развивающая: развивать речь, внимание, память, мышление ;
Обучающая : закрепить знания учащихся об антонимах, совершенствовать умение находить и образовывать антонимы в устной и письменной речи;
Воспитывающая : прививать доброе, милосердное отношение к людям, воспитывать чувство дружбы, товарищества.
Планируемые результаты:
-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
-Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.
-Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
-Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
обучающая : закрепить знания учащихся об антонимах, совершенствовать умение находить и образовывать антонимы в устной и письменной речи;
воспитывающая : прививать доброе, милосердное отношение к людям, воспитывать чувство дружбы, товарищества.
Планируемые результаты:
-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
-Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.
-Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
-Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Оборудование урока
Рисунок улыбающегося солнышка, солнышка грустного и облачка.
Рисунок лесной полянки с ясным небом и рисунок этой же полянки с черной тучкой.
Два рисунка мужчин, противоположных по внешнему виду ( грустный, худой, старый; веселый, толстый, молодой).
Учитель – Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковой (На доске рисунок грустного солнышка)
Ученик читает стихотворение
Встало солнце кислое
Смотри- небо скисло
В кислом небе кислое
Облако повисло
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое
Даже сахар кислый,
Скисло все варенье,
Потому что кислое
Было настроение
Учитель :
Что значит кислое настроение?
А как мы узнаем, что у человека кислое настроение?(По выражению лица)
Дети, а как можно поднять настроение?
Можно ли это сделать с помощью комплиментов?
Поднимите настроение солнышку
Надо говорить такие комплименты, чтобы они отвечали на вопрос какое?
(Дети говорят: доброе, ласковое, теплое, радостное ) Что это за слова? (прил.)
Переворачиваю рисунок с солнышком обратной стороной, чтобы оно улыбалось. Весело ли стало? Улыбнитесь друг другу.
Актуализация знаний
На доске:
Свет – тьма
День – ночь
Сильный – слабый
Прочитайте слова и найдите общее. (В каждое паре слова отвечают на вопрос один и тот же вопрос. Противоположные по значению)
Как называются такие слова? (Антонимы) Какая пара лишняя?
Постановка учебной задачи
Вы выделили одну пару слов. Попробуйте сформулировать тему урока.(Имена прилагательные – антонимы)
Тема пишется на доске.
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель. Используйте для этого запись.
Цель: повторить все, … … … …)
учиться находить … и использовать … в … и … речь)
познакомиться с
Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем об антонимах; учиться находить антонимы и использовать их в устной и письменной речи, познакомиться с новым словарным словом.
Минутка чистописания
Начнем реализацию целей с минутки чистописания
Букву, с которой мы будем работать, вы найдете в одном из прилагательных, написанных на доске Она обозначает в нем согласный, непарный, звонкий, мягкий звук. Какая это буква? (л) (в слове сильный). На что надо обратить внимание при написании буквы л? Букву л вы напишете с другой буквой этого же слова, характеристика которой всего на один показатель отличается от характеристики звука (л). Какая это буква? (н)
Составьте цепочку, в которую входила бы буква Л прописная, л- строчная и буква н строчная.
Дети составляют, озвучивают.
Учитель пишет на доске, дети записывают.
Словарно – орфографическая работа.
Ребята, поднимите руки те, кто считает, что написал сегодня хорошо? Каким словом мы оценили свою работу? (Хорошо)
А теперь прочитайте записанные на доске предложения с нужной интонацией и скажите, какие еще значения имеет слово хорошо?
Как хорошо в весеннем лесу!
Хорошо, я зайду к тебе вечером?
Как вы думайте, с каким словарным словом мы познакомимся? (Хорошо)
Прочитайте слово и найдите слабую позицию. Запишите слово с точкой. Откройте словарь и найдите по словарю безударную гласную. Сделайте С У О этого слова . (Хорошо- о о). Запишите первое предложение, объяснив орфограммы.
От словарного слова образуйте прилагательное (хороший). Вспомните тему урока и догадайтесь, какое слово мы должны написать рядом (плохой). Прочитайте слова как они называются? (Антонимы) Что такое антонимы?
Работа с книгой. Чтение сведений о языке на стр. 145
Физкультминутка
Представьте, что вы гуляете в весеннем лесу. Мы можем там встретить лесных жителей.
У медведя дом большой. – Руки вверх, потянуться.
А у зайца маленький – Руки вниз присесть
Наш медведь пошел домой. Ходьба на месте вперевалку.
А за ним и заинька – Прыжки на месте.
Мы зверяток провожаем – Маршируют.
И урок наш продолжаем Садятся за парты
Назовите антонимы, которые мы произнесли, когда делали физкультминутку. (Большой- маленький)
Назовем и запишем их вместе со словами, с какими она связаны.
Большой медведь – меленький заяц
Назовите орфограммы.
Тренировочные упражнения.
Прослушивание грамзаписи «Веселая. Грустная»
На доске две картинки с изображением двух мужчин, противоположных по своему облику.
Как вы думаете, настроению которого человека соответствует первая мелодия (Веселая) и вторая? А как вы догадались? ( По выражению лица)
Дети, помня тему урока, скажите какое задание мы выполнили, глядя на эти рисунки? (Составляем пары слов, в которые входили бы имена прилагательные, противоположные по значению) По внешнему виду.
Назовите составленные пары и постарайтесь их запомнить (Веселый – грустный). Худой – толстый. Молодой – старый. Высокий – низкий)
Напишите названные пары слов по памяти. Расскажите о правописании этих слов.
Как называются пары слов, которые вы написали?
Игра «Магнит»
На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная полянка, над цветами летают бабочки; на синем – небо с черными тучами, та же полянка, но идет дождь. Левая часть магнита притягивает добрые слова, правая – слова с противоположным значением.
Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами:
Добрый – злой
Отзывчивый – равнодушный
Нежный – грубый
Жестокий – милосердный
Дети, мы сравнивали людей по внешнему виду.. А сейчас мы сравнивали внутренние качества людей. Что значит быть милосердным?
Послушайте рассказ
Милосердие.
Что не увидишь в школьных коридорах? Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут еще девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорей!»
Вот сжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут : «Косой чучмек ! Чурка! Косой!
Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? К печальному первокласснику? Не появилось ли у вас желание помочь им?
Это значит вы способны проявить милосердие, качество человека, который жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ никакой благодарности.
Запишите в тетрадь.
Милосердный – готовый помощь.
Дети, мы назвали качества человека, а теперь их запишем.
Запишите в первый столбец слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова – какими не должны быть люди.