kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок формирует умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ»

Подготовка к ЕГЭ (Часть С)

План-конспект урока русского языка в 10 классе

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ)

Тема «Учимся понимать исходный текст»

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цели урока:

образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства.

Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал

Ход урока.

(слайд 1) 1.Оргмомент. (Слайд1)

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса

Ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока. (Слайд2)

Еще в начале века русский ученый К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Позже он написал: «Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду».

К чему вас должна побудить сегодняшняя работа? Давайте вспомним задание части С? (Слайд3)

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. Перед вами рабочие листы. Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст».

4. Формулирование цели урока. (Слайд4)

Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию).

-Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя публициста Михаила Беляту. (Слайд5)

5.Чтение текста (Слайд6)

(1)Помню те апрельские дни 1961 года. (2)Ошеломляющая радость, восторг... (З)Люди, высыпавшие на улицы Москвы, музыка, счастливые и растерянные лица... (4)Невероятно... немыслимо... не верится...

(5)Человек в космосе! (6)Наш! (7)Майор Гагарин! (8)Ракета «Восток»!

(Э)Пилотируемый космический корабль! (Ю)Фантастика! (11)Здорово! (12)Здорово! (13)Здо-о-орово! (14)Ура-а-а!

(15)Столица, покинувшая школы и учреждения, цеха заводов и университетские аудитории, отменившая театральные спектакли и киносеансы, буйствовала в пароксизме стихийных эмоций. (16)Может быть, впервые за все её восемь веков, по-настоящему искренних и чистых. (17)Даже радость школяра по поводу неожиданно отменённых уроков меркла по сравнению с этим праздником, ворвавшимся в миллионы сердец.

(18)А потом, через несколько дней, он прилетел в Москву. (19)Прямой репортаж из «Внуково». (20)Новенький телевизор «Старт», купленный словно специально для такого случая. (21)Тес-ный кружок соседей у мерцающего чёрно-белыми картинками экрана. (22)Вот он идёт по ковровой дорожке... (23)Улыбается... (24)«А ведь симпатичный парень!» — соглашаются соседи в один голос... (25)Вот развязался шнурок... (26)Все ахают и замирают — упадёт, не упадёт... (27)Вот он докладывает Первому секретарю ЦК КПСС Хрущёву...

(28)Конечно, многого в одиннадцать лет не понять. (29)Но ведь уже прочитаны «Аэлита», и «Туманность Андромеды», и «Война миров», а потому эмоциональный шок от реального полёта человека в космическое пространство осознаваем. (30)И память хранит даже не столько зрительные образы, сколько ощущения: радость, восторг, праздник.


(31)Сейчас уже привыкли. (32)Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали выветриваться из памяти имена космонавтов, а очередной полёт на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. (ЗЗ)Да и немудрено — более 500 человек побывали там, если верить статистике. (34)Разве можно вспомнить всех! (35)Но первых помнят. (36)И погибших тоже помнят.

(37)Юрий Гагарин испытывал страх перед полётом, в кабине корабля, при возвращении на Землю? (38)Разумеется, тогда, в 1961-м, мне и в голову не могли прийти подобные вопросы. (39)Самым естественным образом для мальчишки, росшего в СССР, я считал, что Юрий Гагарин был счастлив и до, и во время, и после. (40)И, конечно же, горд. (41)Причём не как-нибудь по-особенному, а исключительно законной гордостью. (42)Что же, отрочество имеет свои привилегии, в том числе и возможность быть безнаказанно глупым.

(43)Теперь-то, с высоты прожитых лет, понимаю: ему было страшно. (44)Очень. (45)Ведь летел в непознанное, в чёрную дыру, и шансов пропасть у него было едва ли не больше, чем шансов вернуться. (46)Вряд ли это утешало или вселяло уверенность: «поддержкамиллионов», «вера в мощь советской науки», «руководящая роль партии»... (47)Безусловно, были и поддержка, и вера в науку, и руководство партии. (48)Но смерть, как и рождение, — акт интимный, совершаемый в одиночестве, даже если вокруг стоят объятые горем родственники. (49)Решение рисковать жизнью с минимальными шансами не умереть принимается человеком без оглядки на «поддержку миллионов».

(50)Именно в принятии такого решения и заключается величие этого улыбчивого и теперь уже вечно молодого русского парня. (51)Он сделал шаг к гибели, открыв нам новую эпоху. (52)И мы теперь небрежно пропускаем информацию об очередном полёте в космос, забываем имена других космонавтов, рассматривая всё это как события рядовые и обыденные. (53)Наверное, так и должно быть.


(По М. Беляту)

6. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте(Слайд7), (Слайд8)

-Перед тем, как разбираться в прочитанном, определите стиль текста. (Публицистический. Сообщение фактов, активное воздействие на чувства человека, актуальность проблематики).

-Мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста

(Слайд9

-Заметьте, один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

-Давайте снова обратимся к тексту. (Слайд10)

Итак, какие слова являются ключевыми? Подчеркните в тексте.

1 абзац - (…очередной полёт на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. Разве можно вспомнить всех! Но первых помнят. И погибших тоже».

2 абзац – «Теперь-то, с высоты прожитых лет, понимаю: ему было страшно. Очень. Ведь летел в непознанное, в чёрную дыру, и шансов пропасть у него было едва ли не больше, чем шансов вернуться.»

3 абзац – «Решение рисковать жизнью с минимальными шансами не умереть принимается человеком без оглядки на «поддержку миллионов».

Он сделал шаг к гибели, открыв нам новую эпоху».

- О чем же этот текст? (Слайд11) (текст – Первых и погибших космонавтов помнят и сейчас. Подвиг Ю.А.Гагарина состоит в том, что он преодолел страх перед неизведанным и осознанно рисковал жизнью без оглядки на «поддержку миллионов»).

2.Формулировка проблемы

-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения (Слайд12). (На доске расположены карточки, которые учащиеся выстраивают в определенной схеме, вспоминая структуру сочинения-рассуждения).

Ещё раз посмотрите на план работы над сочинением.

-Теперь нам необходимо отобрать информацию для написания сочинения и первый наш шаг(Слайд13) «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? (Слайд14)Справка: (вопрос, который требует изучения, над которым размышляет автор текста, даёт ответы).

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Как воспринимается окружающий мир и его герои в отрочестве и во взрослой жизни?»)

-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. (Слайд15). Чтение.

(Как воспринимается окружающий мир и его герои в отрочестве и во взрослой жизни?

(Именно эту проблему рассматривает известный писатель, публицист М.Белят). В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема величия подвига первого космонавта Ю.А.Гагарина).

(В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает проблему величия подвига первого космонавта Ю.А.Гагарина).

(Слайд16).

-Вот мы и сделали один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 балл по К1.

3.Составление комментария проблемы. (Слайд17).

-Давайте вспомним, что такое комментарий? Показать ее актуальность проблемы; объяснить интерес автора к проблеме. (Слайд18).

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная и т. д.)

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время она является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении).

-Почему эта проблема привлекла внимание автора?

-Кого особенно интересует эта проблема?

- На каком материале автор рассматривает проблему?

-Для чего он это делает? Запишите ответ в рабочий лист.

(Слайд19).

-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить по К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –

4. Формулировка авторской позиции

(Слайд20).-Давайте вспомним, что такое позиция автора?

. (Слайд21). Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Справка «Как может быть выражена авторская позиция». Типовые конструкции (Слайд22).Запишите ответ в рабочий лист.

(Слайд23)

-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили своё мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл.

5. Аргументация собственного мнения.

(Слайд24)

- Аргументация собственного мнения -это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения. (Слайд25).

-Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским? Справка. (Слайд26,27).

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты) . (Слайд28).


- После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи, например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, Кубы, Венгрии, Франции, Индии и других стран.

Получается и так, что в XX веке воля Вселенной выразилась в том, что женщина наравне с мужчиной вырвалась на просторы Космоса. Героиня Космоса, первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Валентина Терешкова – первый в Российской армии женщина-генерал ВВС. Она кандидат технических наук. Основоположник космонавтики К.Э.Циолковский писал: «Верю в блестящее будущее человечества, верю, что человечество не только наследует Землю, но и преобразует мир планет».

7.Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .

8.Заключительное слово

Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, умеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.

9. Д/з: написать сочинение-рассуждение

Используемые материалы:

В.В. Львов, Ю.Н .Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. ФИПИ. Издательство «Экзамен». Москва.3013г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ

Автор: Омарова Ирина Георгиевна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372332

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Презентация для урока русского языка "Подготовка к ЕГЭ  по русскому языку в 11 классе. Выполнение задания 24. "
    ["seo_title"] => string(119) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-podghotovka-k-iege-po-russkomu-iazyku-v-11-klassie-vypolnieniie-zadaniia-24"
    ["file_id"] => string(6) "168600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423249661"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка "Подготовка к ЕГЭ""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "339546"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471343707"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства