8. А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть. 9. Навстречу мне попалась женщина. 10. Она несла букет желтоватой черемухи. 11 .Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Прочитайте предложения
8 -11,выпишите слово,образованное приставочным способом :
Ответ : Посторониться
По
сторониться
Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении 1 :
1 .За столом, заваленным большими счетными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
Ответ :
Суффиксальный
+
Завал
енн
ый
Тема урока: Повторение способов словообразования. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку : выполнение задания 24.
Цели:
Познавательные:
закрепить знания о способах словообразования слов.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
Воспитательные:
Прививать чувство ответственности и взаимовыручки на уроке;
Основные способы словообразования
Приставочно-суффиксальный
Морфологический
Неморфологический
Бессуффиксный
Суффиксальный
Приставочный
Сложения
Переход слов
Способы словообразования
Морфологические
Неморфологические
Приставочный
Переход слов из одной части речи в другую
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуфиксальный
Сложение
Приставочный способ
Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.
Суффиксальный способ
Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия
Приставочно-суффиксальный способ
Таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия
Бессуфиксный способ
Так образуются существительные от глаголов и прилагательных
Способ -сложение
Образование новых слов, с помощью двух или более корней,с помощью соединительной гласной,
сложносокращенные слова
Переход слов из одной части речи в другую
Таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных
(субстантивация)
Возьми на заметку
При определении способа образования слова помни! О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи вечер- вечером ) Обращать внимание на чередования (водить-вождение ) При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие) Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
Алгоритм способа образования слова
Установить производящую основу для данного слова (Усадьба) Выделить словообразовательные морфемы (При усадеб н ый )
Указать способ словообразования (Приставочно-суффиксальный ) Выстроить словообразовательную цепочку (Усадьба-усадебный-приусадебный)
Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой
Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые,соображая.
Сравните :
Бес край н ий← край (приставочно-суффискальный) бред ← бредить (бессуфиксный) выключа тель ← выключать (суффиксальный) закол к а← заколоть (суффиксальный) за нов о ← новый (приставочно-суффиксальный) при двор н ый← двор (приставочно-суффиксальный) педсовет←педагогический совет (сложение) раз болеть ся ←болеть (приставочно-суффиксальный) подар ок ←подарить (суффиксальный) нес ущ ий←нести (суффиксальный) у слышать←слышать (приставочный) мель←мелкий (суффиксальный) взрослые ←взрослые люди (переход) сообража я ←соображать (суффиксальный)
Выполнение тестовых заданий
1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ: 1) суффиксальный 2) сложение 3) субстантивация 4) приставочно-суффиксальный
Выполнение тестовых заданий
2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ: 1) приставочный 2) суффиксальный 3) субстантивация 4) бессуффиксный
Выполнение тестовых заданий
3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ: 1) приставочный 2) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный 4) бессуффиксный
Выполнение тестовых заданий
4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК: 1) приставочный 2) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный 4) бессуффиксный
Выполнение тестовых заданий
5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ: 1) полметра 2) умалишённый 3) контригра 4) архиважный
Распределите слова в соответствии со способом образования:
Приста-
вочный
Суффик-
сальный
Приставочно-суффик-
сальный
Бес-
суффикс-ный
Сложе-
ние
Переход
Подберезовик, законодатель, дежурный (учитель сообщил новость) ,бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный,(позвонил) дежурный ,выход