Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Однокоренные слова и формы слов"»
Клас5
Тема урока: Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Цель урока: Научить отличать однокоренные слова от форм слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слова. Продолжить работу по совершенствованию каллиграфии и развитию речи учащимися.
Оборудование : ноутбук, карточки, презентация, музыкальная физминутка, картины Шишкина, Левитана.
Ход урока:
I.Организаторский момент.
II.Познакомить учащихся с темой и целью урока.
Сегодня мы отправимся на прогулкув лес.,Там нас ждут интересные испытания. Нас будет окружать природа с ее очарованиями и загадками. Мы знаем, что природа положительно влияет на человека. Она его облагораживает, дает ему силы, уверенность в себе. Ведь не даром столько картин о родной природе написано художниками : Шишкин, Левитан.
(1 слайд)- Пропуском в лесной мир служит эпиграф нашего урока
(Учащиеся письменно объясняют орфограммы и выполняют дополнительные задания)
-А с какими чудесами мы сталкиваемся в лесу?
(2 слайд). Видите, как приветливо кивают нам головами ромашки. А ромашки здесь не простые, на каждом лепесточке есть задания),.
Работа в тетрадях. даем толкование., выделяем корни.(взаимопроверка)
Лес, лесистый, лесник, лесничество, лесина
Водяной, водный, водица, водянистый
Скрип, скрипеть, скрипач, скрипучий
Вывод делают дети..
(3слайд). Мы работали с однокоренными словами
(Лес, лесник, лесничество…)
А теперь посмотрите на слова (4 слайд)
Единственное число: Множественное число:
Лес (И.П.) леса
Лесом (Т.П) лесами
О лесе (П.П.) о лесах
Эти слова будут однокоренными?
(Нет, это форма одного и того же слова. Учащиеся, опираясь на правило в учебники на самостоятельно делают вывод)
Физминуутка
(5 слайд) березовая роща
Улыбнулись самые березки,
Растрепали шелковые косы
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
С.Есенин
-Подобрать к выделенным словам однокоренные и назвать форму слова.
(6Слайд). Работа индивидуальная .ребята сейчас каждый из вас попробует вырастить свое деревце. Корень у каждого дерева будет свой, а вы на веточках напишите однокоренные слова.
Раздать карточки( дом, ветер, дорога, вода, сад)
(7 слайд) Какое дерево чаще всего можно встретить в наших лесах?
– береза.
-правильно.
Это удивительное творение природы. Удивляет оно, прежде всего тем, что это единственное дерево в мире с белой корой. О березах в народе сложено много песен. «Страной березового ситца» назвал поэт Есенин Русь.
-Определить основную мысль текста.
- Выписать (по вариантам) в один столбик однокоренные слова, во второй столбик выписать форму слов.
Устная работа по картине
1 ученик называет любое существительное;
2 ученик подбирает к нему однокоренное слово;
3 ученик называет форму слова.
Закрепление
-Посмотрите, вся поляна усыпана земляникой.
На каждой ягодке есть задание.
Учащийся берет карточку, читает всем вслух, записывают и определяют однокоренные это слова или форма одного и того же слова.