формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи.
I Орг момент
На какой урок пришли?
Для чего мы изучаем русский язык?
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
Учитель:
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
II Повторение
Какую большую тему мы с вами проходим?
– Ребята сегодня наш урок будет необычным. Мы отправляемся в страну Имя Существительное.
И отправиться в путь сможем
Мы сможем туда попасть, если вспомним, что такое имя сущ.?
(Запись морского бриза)
Представьте: море, волны плещут, откройте глаза –
Ветер по морю гуляет, И корабль подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах.
1 - я стоянка –«Разминка» Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!) Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? Нет!) Имена существительные отвечают на вопросы Кто?Что?(Да!) Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!) Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?
Имена существительные могут быть нарицательными и собственными ?(да)
Имена собственные пишутся с строчной буквы?( Нет)
III Минута чистописания
Начнём мы наш путь по реке «Чистописания»
Учитель:
Открыли тетрадочки ,сели все ровненько, спинки прямые, ножки на полу, тетрадки наискосок!
- Записываем число, классная работа.
IV Словарная работа
2 –я остановка « Запиши-ка и проверь» - записать слова под диктовку
Ветер, тарелка, лопата, девочка столица
- проверка (световое табло)
V Основная часть
3 - я остановка – Распредели - ка
На листе, разделённом на 2 колонки
Кто? Что?
мама, девочка, папа, мальчик, дом, книга, тарелка, сумка
Вперед покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути.
— Какие это имена существительные? (Доказываем, задаем вопросы. Проверяем). В первый столбик – неодушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос что? Во второй столбик – одушевленные имена существительные
4 - я остановка – Отдыхай-ка (физминутка)
5-я остановка . «Подумай и дополни названия» страна -…., город -..., имя -…, кличка (животного) -…., река -…, село -…
Учитель: Скажите, пожалуйста, чем отличаются слова правого столбика от слов левого столбика?
Дети: Собственные имена существительные и нарицательные.
6 - я остановка – Образуй-ка
Сегодня в кают- кампании кок (повар) приготовил для вас пассажиров разные сладости:
/ запиши слово, поставь его в ед. число./
Бананы- банан
яблоки, груши, арбузы, огурцы.
взаимопроверка
7 - я остановка «Определи род»
Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род – оно, мое! Это правило мое!
Картинный диктант
Определи род данных существительных и напиши их в три столбика.
Стр 164 упр.432 (выписать по 2 слова в каждый столбик)
Вышел … во двор. Увидел … в канаве щенка. Он принёс щенка домой. … назвал его … .
Вдали видна Земля Знаний. С каждым уроком , с каждой новой книгой мы приближаемся к ней..
Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди.
VI Закрепление
Ф.И. ______________________________
Поставить «ДА» или «НЕТ»
1. Существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Существительное обозначает действие предмета.
3. Существительное не изменяется по числам?
4. Существительное изменяется по родам?
5. Существительное бывает собственное и нарицательное?
6. Существительное бывает только одушевленным?
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!) Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? Нет!) Имена существительные отвечают на вопросы Кто?Что?(Да!) Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!) Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?
Имена существительные могут быть нарицательными и собственными ?(да)
Имена собственные пишутся с строчной буквы?( Нет)
Колот Г.Ф.
Самоанализ
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний обучающихся.
Тема урока: « Имена существительные»
Обобщающий урок.
Цельурока:повторение и обобщение изученного материала;
Задачи:
образовательные:
обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи;
развивать орфографическую зоркость;
формировать умения и навыки, необходимые в практической деятельности;
развивающие:
развивать внимание, память, мышление, речь и воображение;
практические (тренировочное упражнения по учебнику, по карточкам)
по виду деятельности: беседа, правила, устные, письменные практические задания, самостоятельная работа, работа с учебником.
С целью здоровьесбережения использованы: физминутка с упражнениями для глаз и мобилизующей музыкой, двигательная активность при работе в группе. Смена видов деятельности также способствует здоровьесбережению.