Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
Цели и задачи: ознакомить с понятием изменения имени существительного по падежам (склонения), с падежными вопросами; развивать умение вычленять слово из предложения и ставить падежные вопросы; воспитывать чувство любви к родному языку.
Ход урока:
1.Вводно-мотивационный этап.
2.Целеполагание.
3.Работа по теме урока: а) -Сегодня мы познакомимся с очень интересным явлением- со склонением имён существительных. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. Падежей в русском языке 6:именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Интересно, а почему падежей именно 6, а не 2 или 4, например? Именно 6 падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только 4, а у финнов целых 15! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Наша задача- выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"»
Мамлютский район
КГУ «Беловская средняя школа»
Урок русского языка
3 класс.
Учитель:
Бирюкова М.В.
Цели и задачи: ознакомить с понятием изменения имени существительного по падежам (склонения), с падежными вопросами; развивать умение вычленять слово из предложения и ставить падежные вопросы; воспитывать чувство любви к родному языку.
Ход урока:
1.Вводно-мотивационный этап.
2.Целеполагание.
3.Работа по теме урока: а) -Сегодня мы познакомимся с очень интересным явлением- со склонением имён существительных. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. Падежей в русском языке 6:именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Интересно, а почему падежей именно 6, а не 2 или 4, например? Именно 6 падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только 4, а у финнов целых 15! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Наша задача- выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
б)Откуда пошли названия падежей? Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился- стал Родительный. Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили, и назвали теперь Предложный.
в) Послушайте одну историю, которая тоже связана с падежами.
Спросили Лежебокина: -А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты, не любишь падежи?
Давным-давно все школьники их знают назубок.
Их за два года выучить лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно: -В том не моя вина!
Пусть им сперва учёные изменят имена!
Ведь я падеж творительный нарочно не учу,
Трудиться, а тем более творить я не хочу!
Такой падеж, как дательный я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю!
Предложный ненавижу я: чтоб не учить урок
Приходится выдумывать какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный и вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости всегда меня винит!
-Да, переделка, кажется, серьёзная нужна…
А сам ты мог бы новые придумать имена?
-Давно придумал: Взятельный, Грязнительный,
Лежательный, Грубительный,
Ленительный, и наконец, Простительный!
г) Давайте просклоняем слово ум. Какая это часть речи? На какой вопрос отвечает?
Им.падеж: кто? что? Ум
Ум да разум надоумят сразу.
Род.падеж: кого? Чего? Ума
Нет ума- считай калека.
Дат.падеж: кому? Чему? Уму
Сила уму уступает.
Вин.падеж: кого? Что? Ум
Старость придёт-веселье на ум не пойдёт.
Твор.падеж: кем? Чем? Умом
Всяк живи своим умом.
Предл.падеж: о ком? О чём? Об уме
Что на уме, то и на языке. 4.Подведение итогов урока.